Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В.П.Тарасова, заместитель руководителя Аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы
Уважаемые участники семинара!
Несомненно, что количество переселенцев в Россию, прежде всего славянской национальности, прямо связано как с положением российских соотечественников в новом зарубежье, таки с положением тех из них, кто уже переехал в Россию.
Я полностью поддерживаю формулу, которая вынесена в заголовок нашего сегодняшнего семинара, что соотечественники и переселенцы - два сообщающихся сосуда, более того, уже несколько лет именно этой формуле придерживается в работе с ними Государственная Дума.
Так, в Государственной Думе еще в 1995 году по инициативе Константина Федоровича Затулина создан и до сих пор успешно работает Совет соотечественников. В соответствии с положением, его возглавляет председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, сейчас это Борис Николаевич Пастухов. В конце 1998 года создан Совет переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы, который все эти годы возглавляется Геннадием Николаевичем Селезневым. Обязанности организаторов деятельности обоих Советов возложены на аппарат Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, конкретно на небольшую группу, которой я руковожу, являясь по должности заместителем руководителя аппарата комитета. И я хочу сказать несколько слов о них и их конкретной деятельности.
Оба Совета - это живые и творческие, постоянно обновляющиеся посредством ротации коллективы, в состав которых входят лидеры наиболее крупных организаций зарубежных российских соотечественников и переселенцев. Их членами являются также депутаты - официальные представители всех депутатских фракций и групп, руководители и представители заинтересованных комитетов Думы, органов исполнительной и законодательной власти ряда регионов страны, представителей в регионах бывшего Минфедерации, а ныне - МВД России.
Это придает обоим Советам высокий статус, что позволяет положительно решать многие практические и проблемы, и определенным образом влиять на законодательную практику.
Практически Советы являются связующим звеном между соотечественниками, переселенцами и властными структурами, занимающимися их проблемами.
Сегодня уже можно сделать вывод, что эта, действующая в Государственной Думе форма работы постоянно действующих внештатных экспертно-консультативных советов, приносит свои положительные результаты.
В чем они?
1. Посредством работы двух Советов, в одном месте собирается и анализируется необходимая информация как по положению наших соотечественников за рубежом, так и по положению переселенцев в России, как говорится, из первых рук, которая оперативно доводится до сведения депутатских фракций и групп, федеральных органов, используется при подготовке парламентских слушаний, различных документов Государственной Думы.
2. За эти годы сложились определенные формы работы обоих советов. Члены Совета являются участниками, а нередко и инициаторами различных парламентских слушаний и других подобных мероприятий в Государственной Думе. Они проводят общественную экспертизу законопроектов разрабатываемых депутатами и Правительством Российской Федерации по касающимся их проблемам, сами участвуют в законотворческом процессе. Сейчас, в частности, членами переселенческого Совета разработан проект закона о репатриации и он проходит общественное обсуждение. Советы изучают и распространяют положительный опыт по поддержке соотечественников и переселенцев, рассматривают конкретные проблемы и трудности конкретных организаций, ищут пути их решения, и главное - оказывают реальную помощь и поддержку организациям и конкретным гражданам.
Только за последнее время с помощью членов Совета соотечественников в Государственной Думе на парламентских слушаниях проведен анализ положения граждан России, постоянно проживающих в государствах СНГ и Балтии, а также изучены возможности и перспективы деятельности российских вузов в этих странах. Выработанные на этих слушаниях рекомендации направлены во все депутатские фракции, комитеты и государственные органы исполнительной власти. Члены Совета переселенческих объединений и работники нашего аппарата в течение года изучали положение переселенцев Московской области, рассмотрели сотни их конкретных жалоб, по этому вопросу проведено специальное заседание Совета под председательством Селезнева, для переселенцев области организовано 2 семинара по изучению новых правил в отношении переселенцев с приглашением представителей МВД, управления по гражданству и многих других организаций. Работа продолжается, но мы смогли добиться очень многого, о чем говорила в докладе Лилия Макарова.
Совет также изучил очень интересный опыт переселения русских людей из Узбекистана в Россию за счет комбината, о чем вам уже доложил член Совета Валерий Крылов. На базе его организации проводилось выездное заседание Совета.
Проведение выездных заседаний как с целью обобщения опыта работы, так и с целью оказания конкретной необходимой помощи являются также формой деятельности широко практикуемой нашим переселенческим Советом. Они проведены уже в Воронежской, Липецкой, Белгородской, Брянской и Московской областях, все - по инициативе членов Совета - руководителей переселенческих организаций. В настоящее время, также по инициативе членов Совета, планируется проведение выездного заседания нашего комитета в Ставропольском крае и конференции - в Саратовской области. На них будет рассмотрен ряд проблем приграничных территорий нашей страны и участия переселенцев в их разрешении.
Кроме того, мы стараемся приглашать для участия в заседании одного Совета членов другого и наоборот. В большинстве случаев это приносит очень хорошие результаты.
3. В период деятельности советов мы убедились - только в организованности наша сила, только при организованных формах общественной жизни могут добиться успехов те из наших соотечественников, кто решил остаться жить и работать в новых независимых государствах, и те, кто переехал в Россию. По несколько лет влачили рабское существование в Подмосковье наши соотечественники, пока не нашлась Лилия Макарова, не объединила их в организацию "Свет", и их проблемами занялся Совет, а вместе с ним и много других организаций.
Потому мы видим свою задачу в поддержке и сохранении таких лидеров организаций.
Самой возможностью участвовать в заседаниях совета за одним столом с высшими должностными лицами нашей страны, ставить перед ними проблемы и получать ответы мы поднимаем уровень и авторитет руководителей зарубежных российских общин и переселенческих организаций и их конкретное влияние на местах проживания. При этом в повседневной работе с ними мы не замыкаем членов Совета только на Государственную Думу, напротив, мы представляем их во всех органах власти России с целью создания дополнительных возможностей решения проблем своих организаций и представляемых ими соотечественников. Кстати, оба докладчика сегодняшнего семинара были рекомендованы нами. Мы их всячески поддерживаем и пропагандируем. В прошлом созыве Думы мы представили весь состав Совета соотечественников для награждения государственной наградой России - медалью в память 850-летия Москвы. В этом созыве мы активно работаем над тем, чтобы несколько наиболее достойных из них были награждены еще более высокими наградами нашей Родины. Это, не говоря о том, что мы всячески помогаем им в случаях, когда им нужна наша помощь. Мы будем продолжать эту линию.
Перед Советами стоят очень большие задачи. Меняются векторы миграционной политики страны и ряд наших членов Совета соотечественников из государств Казахстана, Киргизии и некоторых других решили проанализировать реальные желания и возможности переселения в Россию соотечественников из этих государств, а задача переселенческого Совета - довести эту информацию до заинтересованных органов власти России и ее регионов, для создания оптимально достоверной картины ожидаемых переселенческих потоков. Переселенческому Совету необходимо также принять активное участие в создании информационной базы о потребностях регионов наше страны в приеме своих соотечественников из государств нового зарубежья, которой, к сожалению, государственные структуры, отвечающие за это, не создали за 10 лет.
В планах Совета переселенческих объединений участие в решении еще одной государственной задачи - создание механизма для использования освобождающихся военных городков для заселения их вынужденными переселенцами. Пока что такого механизма нет и для его реализации необходимо внести изменения в несколько законов нашей страны. Совет уже проводил на эту тему одно заседание два года назад, после чего вопрос был более детально изучен и, мы полагаем, очередное выездное заседание провести, в г. Калининграде, и там, на базе освобождающихся конкретных военных городков, создать эту формулу их использования на нужды переселенцев, которая в дальнейшем может быть использована в других регионах страны.
Будем надеяться, что органы власти регионов нашей страны, которые мы регулярно информируем о своей деятельности, используют опыт Госдумы и создадут у себя такие советы.
В перспективе у Советов много планов, которые на перескажешь в кратком выступлении. А тех из вас, кто заинтересовался опытом такой взаимодополняющей деятельностью двух Советов, милости прошу в гости.
Спасибо. …
О. Тэсла, Балтийско-русский отечественный институт, Таллинн. Выступал после И.Круговых.
Уважаемые участники семинара!
Позвольте мне вначале выступления поблагодарить организатора семинара Директора Института СНГ и Прибалтики К.Ф.Затулина, присутствующего сейчас здесь, за возможность всем нам встретиться и обсудить проблемы русской диаспоры, обменяться информацией и мнениями по важным вопросам, которые возникают перед русским людьми на всем пространстве бывшего СССР.
Так как волею случая я оказался единственным жителем Прибалтики здесь на семинаре, то в какой-то мере вынужден в своем выступлении осветить позиции и мнения русских и так называемых русскоговорящих прибалтийцев в трех балтийских республиках. И если Литва имеет изначально, с момента своего отделения от бывшего СССР, свой особый политический и демографический облик в зеркале русской диаспоры, то ситуация в Эстонии и Латвии в целом схожи, и это позволяет мне, в основном на примере Эстонии, описать в определенной мере положение русских соотечественников в Прибалтике.
Демографическая и политическая ситуация в русской диаспоре в Прибалтике к настоящему времени в основном стабилизировалась. Миграционные потоки начала девяностых годов, связанные с выводом войск бывшего СССР, а также спровоцированные националистической антирусской риторикой национал-радикальных лидеров, получивших власть в прибалтийских государствах в первые месяцы разрушения СССР, в прессе того времени получили название Великого русского Исхода. Однако, надежды национал-радикалов на образование мононациональных государств посредством стимулирования миграции русских в Центральную Россию потерпели крах, большая часть русского и русскоговорящего населения Прибалтики осталась на своем месте жительства.
Сегодня основной упор во внутренней национальной политике прибалтийских государств делается на постепенную ассимиляцию не принадлежащих титульной нации жителей, в первую очередь, русских, которые составляют преобладающую часть нетитульного населения Прибалтики. На это направлены, как имеющееся законодательство, так и государственные программы в области образования и культуры. Об отдельных проявлениях этой политики неоднократно писала российская и местная пресса, поэтому сейчас еще раз приводить примеры в рамках этого выступления мне просто не позволяет время.
Русская диаспора в Прибалтике неоднородна по своему политическому статусу и в силу этого по-разному, в зависимости от интересов конкретной группы, и необходимо отвечать на поставленные для обсуждения на семинаре вопросы. Одним из факторов разделения является отношение к гражданству. В отличии от Литвы, в Латвии и Эстонии существуют три группы нетитульного населения - это граждане республики, лица без гражданства и лица, постоянно проживающие в республике, имеющие российское гражданство. Внутри группы граждан республики имеется еще разделение на правоприемных граждан, получивших гражданство в процессе реституции , и граждан, получивших гражданство в порядке натурализации. Другим фактором разделения является экономическое неравенство.
(Примечание - отсутствие единства в рядах русской диаспоры в Прибалтике, особенно на уровне ее так называемых лидеров, ни для кого не секрет, что вызывает определенное недоумение даже у представителей государственной власти, так как различные интересы различных групп внутри русской или русскоговорящей части местного населения сводит на нет попытки выработать взаимоприемлемые линии взаимодействия между государством и нетитульными жителями .)
Нужны ли, могут быть полезны соотечественники для России? Это все зависит от позиции Российского государства, от российской политики в этом направлении. Самый острый вопрос для русских жителей Эстонии и Латвии - это решение проблемы существования огромного числа лиц без гражданства. Так в Эстонии таких около 220 тысяч. Получение эстонского гражданства во многом расширит экономические возможности этой категории жителей Эстонии. Рядом с этой проблемой стоят вопросы свертывания обучения на русском языке, вопросы сохранения национальной культуры и идентичности. Конечно, эти вопросы решались бы через эмиграцию в Россию, но в настоящий момент, как мне видится, и как уже звучало здесь на семинаре, российское государство не стимулирует это направление. Также надо отметить и относительно более высокий сейчас уровень жизни в Эстонии, по сравнению с Россией, что тоже является сдерживающим фактором. Для многих русских сегодня представляется более привлекательным возможность мигрировать в более развитые страны Запада. Так в Лондоне имеется новая русская колония выходцев из Эстонии, сформировавшаяся за последние пять-шесть лет.
Что ждут от России соотечественники за рубежом? Как я уже говорил, у разных групп соотечественников и разные ожидания. Общим же бесспорно является надежда на увеличение взаимодействия диаспоры и России в сфере образования и культуры, где имеются большие возможности, как по линии межгосударственных связей, так и по линии общественных структур гражданского общества. Уже здесь прозвучали, например, возможность дистанционного обучения молодых соотечественников в российских вузах, подготовка педагогических кадров, поддержка творческих коллективов и другое. В этом плане необходимо отметить прогрессивную деятельность Правительства Москвы, московского мэра Юрия Лужкова. Так совсем недавно в Таллинне побывала большая группа руководителей и советников из московского правительства с целью выработки и подписания обширной программы совместной деятельности мэрии Таллинна и мэрии Москвы в социальной и культурной сфере. Правительство Москвы нашло возможность выделить средства на завершение строительства православного храма в городе Маарду.
Совершенно необходимым представляется расширение информационного взаимодействия России и русской диаспоры. Это и увеличение радио- и телевещания на ближнее и дальнее зарубежье. Это и доступность российской прессы. Вот здесь прозвучало о необходимости создания общедоступных народных бесплатных библиотек российской прессы. Это хорошая мысль, но хотелось бы сразу бы говорить о необходимости широкого массового появления их в русской диаспоре.
Необходимо отметить особую благотворную деятельность православной церкви Московского Патриархата в странах диаспоры, в частности, в Прибалтике. Именно в православных церквях, придерживающихся русской православной традиции, во многом сохраняется и русский дух, и русская самоидентификация, и русский язык, и русский этноцентризм. Видится обязательной поддержка этого направления взаимодействия России и русской диаспоры.
Предсказания будущего величия России, мне кажется, могут сбыться уже в ближайшее время. И русская диаспора, я думаю, сможет внести в это свой вклад.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |