Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Дополнения стенограммы семинара

В.П.Тарасова, заместитель руководителя Аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы

Уважаемые участники семинара!

Несомненно, что количество переселенцев в Россию, прежде всего сла­вянской национальности, прямо связано как с положением российских сооте­чественников в новом зарубежье, таки с положением тех из них, кто уже пере­ехал в Россию.

Я полностью поддерживаю формулу, которая вынесена в заголовок на­шего сегодняшнего семинара, что соотечественники и переселенцы - два со­общающихся сосуда, более того, уже несколько лет именно этой формуле при­держивается в работе с ними Государственная Дума.

Так, в Государственной Думе еще в 1995 году по инициативе Констан­тина Федоровича Затулина создан и до сих пор успешно работает Совет сооте­чественников. В соответствии с положением, его возглавляет председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, сейчас это Борис Ни­колаевич Пастухов. В конце 1998 года создан Совет переселенческих объеди­нений при Председателе Государственной Думы, который все эти годы воз­главляется Геннадием Николаевичем Селезневым. Обязанности организаторов деятельности обоих Советов возложены на аппарат Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, конкретно на небольшую группу, которой я ру­ковожу, являясь по должности заместителем руководителя аппарата комитета. И я хочу сказать несколько слов о них и их конкретной деятельности.

Оба Совета - это живые и творческие, постоянно обновляющиеся по­средством ротации коллективы, в состав которых входят лидеры наиболее крупных организаций зарубежных российских соотечественников и пересе­ленцев. Их членами являются также депутаты - официальные представители всех депутатских фракций и групп, руководители и представители заинтересо­ванных комитетов Думы, органов исполнительной и законодательной власти ряда регионов страны, представителей в регионах бывшего Минфедерации, а ныне - МВД России.

Это придает обоим Советам высокий статус, что позволяет положитель­но решать многие практические и проблемы, и определенным образом влиять на законодательную практику.

Практически Советы являются связующим звеном между соотечествен­никами, переселенцами и властными структурами, занимающимися их про­блемами.

Сегодня уже можно сделать вывод, что эта, действующая в Государст­венной Думе форма работы постоянно действующих внештатных экспертно-консультативных советов, приносит свои положительные результаты.

В чем они?

1. Посредством работы двух Советов, в одном месте собирается и анали­зируется необходимая информация как по положению наших соотечественников за рубежом, так и по положению переселенцев в России, как говорится, из первых рук, которая оперативно доводится до сведения депутатских фракций и групп, федеральных органов, используется при подготовке парламентских слушаний, различных документов Государственной Думы.

2. За эти годы сложились определенные формы работы обоих советов. Члены Совета являются участниками, а нередко и инициаторами различных парламентских слушаний и других подобных мероприятий в Государственной Думе. Они проводят общественную экспертизу законопроектов разрабатывае­мых депутатами и Правительством Российской Федерации по касающимся их проблемам, сами участвуют в законотворческом процессе. Сейчас, в частности, членами переселенческого Совета разработан проект закона о репатриации и он проходит общественное обсуждение. Советы изучают и распространяют положительный опыт по поддержке соотечественников и пе­реселенцев, рассматривают конкретные проблемы и трудности конкретных ор­ганизаций, ищут пути их решения, и главное - оказывают реальную помощь и поддержку организациям и конкретным гражданам.

Только за последнее время с помощью членов Совета соотечественников в Государственной Думе на парламентских слушаниях проведен анализ поло­жения граждан России, постоянно проживающих в государствах СНГ и Бал­тии, а также изучены возможности и перспективы деятельности российских вузов в этих странах. Выработанные на этих слушаниях рекомендации направ­лены во все депутатские фракции, комитеты и государственные органы испол­нительной власти. Члены Совета переселенческих объединений и работники нашего аппарата в течение года изучали положение переселенцев Московской области, рассмотрели сотни их конкретных жалоб, по этому вопросу проведе­но специальное заседание Совета под председательством Селезнева, для пере­селенцев области организовано 2 семинара по изучению новых правил в от­ношении переселенцев с приглашением представителей МВД, управления по гражданству и многих других организаций. Работа продолжается, но мы смог­ли добиться очень многого, о чем говорила в докладе Лилия Макарова.

Совет также изучил очень интересный опыт переселения русских людей из Узбекистана в Россию за счет комбината, о чем вам уже доложил член Со­вета Валерий Крылов. На базе его организации проводилось выездное заседа­ние Совета.

Проведение выездных заседаний как с целью обобщения опыта работы, так и с целью оказания конкретной необходимой помощи являются также формой деятельности широко практикуемой нашим переселенческим Советом. Они проведены уже в Воро­нежской, Липецкой, Белгородской, Брянской и Московской областях, все - по инициативе членов Совета - руководителей переселенческих организаций. В настоящее время, также по инициативе членов Совета, планируется проведение  выездного заседания нашего комитета в Ставропольском крае и конференции - в Са­ратовской области. На них будет рассмотрен ряд проблем приграничных тер­риторий нашей страны и участия переселенцев в их разрешении.

Кроме того, мы стараемся приглашать для участия в заседании одного Совета членов другого и наоборот. В большинстве случаев это приносит очень хорошие результаты.

 3. В период деятельности советов мы убедились - только в организован­ности наша сила, только при организованных формах общественной жизни могут добиться успехов те из наших соотечественников, кто решил остаться жить и работать в новых независимых государствах, и те, кто переехал в Рос­сию. По несколько лет влачили рабское существование в Подмосковье наши соотечественники, пока не нашлась Лилия Макарова, не объединила их в организацию "Свет", и их проблемами занялся Совет, а вместе с ним и много других организаций.

Потому мы видим свою задачу в поддержке и сохранении таких лидеров организаций.

Самой возможностью участвовать в заседаниях совета за одним столом с высшими должностными лицами нашей страны, ставить перед ними проблемы и получать ответы мы поднимаем уровень и авторитет руководителей зару­бежных российских общин и переселенческих организаций и их конкретное влияние на местах проживания. При этом в повседневной работе с ними мы не замыкаем членов Совета только на Государственную Думу, напротив, мы представляем их во всех органах власти России с целью создания дополни­тельных возможностей решения проблем своих организаций и представляе­мых ими соотечественников. Кстати, оба докладчика сегодняшнего семинара были рекомендованы нами. Мы их всячески поддерживаем и пропагандируем. В прошлом созыве Думы мы представили весь состав Совета соотечественни­ков для награждения государственной наградой России - медалью в память 850-летия Москвы. В этом созыве мы активно работаем над тем, чтобы не­сколько наиболее достойных из них были награждены еще более высокими наградами нашей Родины. Это, не говоря о том, что мы всячески помогаем им в случаях, когда им нужна наша помощь. Мы будем продолжать эту линию.

Перед Советами стоят очень большие задачи. Меняются векторы миграционной политики страны и ряд наших членов Совета соотечественников из государств Казахстана, Киргизии и некоторых других решили проанализиро­вать реальные желания и возможности переселения в Россию соотечественников из этих государств, а задача переселенческого Совета - довести эту ин­формацию до заинтересованных органов власти России и ее регионов, для соз­дания оптимально достоверной картины ожидаемых переселенческих потоков. Переселенческому Совету необходимо также принять активное участие в создании инфор­мационной базы о потребностях регионов наше страны в приеме своих сооте­чественников из государств нового зарубежья, которой, к сожалению, государ­ственные структуры, отвечающие за это, не создали за 10 лет.

В планах Совета переселенческих объединений участие в решении еще одной государственной задачи - создание механизма для использования осво­бождающихся военных городков для заселения их вынужденными переселен­цами. Пока что такого механизма нет и для его реализации необходимо внести изменения в несколько законов нашей страны. Совет уже проводил на эту тему одно заседание два года назад, после чего вопрос был более детально изучен и, мы полагаем, очередное выездное заседание провести, в г. Калининграде, и там, на базе освобождающихся конкретных военных городков, создать эту формулу их использования на нужды переселенцев, которая в дальнейшем может быть использована в других регионах страны.

Будем надеяться, что органы власти регионов нашей страны, которые мы регулярно информируем о своей деятельности, используют  опыт Госдумы и создадут у себя такие советы.

В перспективе у Советов много планов, которые на перескажешь в кратком выступлении. А тех из вас, кто заинтересовался опытом та­кой взаимодополняющей деятельностью двух Советов, милости прошу в гости.

Спасибо. …

О. Тэсла, Балтийско-русский отечественный институт, Таллинн. Выступал после И.Круговых.

Уважаемые участники семинара!

Позвольте мне вначале выступления поблагодарить организатора семинара Директора Института СНГ и Прибалтики К.Ф.Затулина, присутствующего сейчас здесь, за возможность всем нам встретиться и обсудить проблемы русской диаспоры, обменяться информацией и мнениями по важным вопросам, которые возникают перед русским людьми на всем пространстве бывшего СССР.

Так как волею случая я оказался единственным жителем Прибалтики здесь на семинаре, то в какой-то мере вынужден в своем выступлении осветить позиции и мнения русских и так называемых русскоговорящих прибалтийцев в трех балтийских республиках. И если Литва имеет изначально, с момента своего отделения от бывшего СССР, свой особый политический и демографический облик в зеркале русской диаспоры, то ситуация в Эстонии и Латвии в целом схожи, и это позволяет мне, в основном на примере Эстонии, описать в определенной мере положение русских соотечественников в Прибалтике.

Демографическая и политическая ситуация в русской диаспоре в Прибалтике к настоящему времени в основном стабилизировалась. Миграционные потоки начала девяностых годов, связанные с выводом войск бывшего СССР, а также спровоцированные националистической антирусской риторикой национал-радикальных лидеров, получивших власть в прибалтийских государствах в первые месяцы разрушения СССР, в прессе того времени получили название Великого русского Исхода. Однако, надежды национал-радикалов на образование мононациональных государств посредством стимулирования миграции русских в Центральную Россию потерпели крах, большая часть русского и русскоговорящего населения Прибалтики осталась на своем месте жительства.

Сегодня основной упор во внутренней национальной политике прибалтийских государств делается на постепенную ассимиляцию не принадлежащих титульной нации жителей, в первую очередь, русских, которые составляют преобладающую часть нетитульного населения Прибалтики. На это направлены, как имеющееся законодательство, так и государственные программы в области образования и культуры. Об отдельных проявлениях этой политики неоднократно писала российская и местная пресса, поэтому сейчас еще раз приводить примеры в рамках этого выступления мне просто не позволяет время.

Русская диаспора в Прибалтике неоднородна по своему политическому статусу и  в силу этого по-разному, в зависимости от интересов конкретной группы, и необходимо отвечать на поставленные для обсуждения на семинаре вопросы. Одним из факторов разделения является отношение к гражданству. В отличии от Литвы, в Латвии и Эстонии существуют три группы нетитульного населения - это граждане республики, лица без гражданства и лица, постоянно проживающие в республике, имеющие российское гражданство. Внутри группы граждан республики имеется еще разделение на правоприемных граждан, получивших гражданство в процессе реституции , и граждан, получивших гражданство в порядке натурализации. Другим фактором разделения является экономическое неравенство.

(Примечание - отсутствие единства в рядах русской диаспоры в Прибалтике, особенно на уровне ее так называемых лидеров, ни для кого не секрет, что вызывает определенное недоумение даже у представителей государственной власти, так как различные интересы различных групп внутри русской или русскоговорящей части местного населения сводит на нет попытки выработать взаимоприемлемые линии взаимодействия между государством и нетитульными жителями .)

Нужны ли, могут быть полезны соотечественники для России? Это все зависит от позиции Российского государства, от российской политики в этом направлении. Самый острый вопрос для русских жителей Эстонии и Латвии - это решение проблемы существования огромного числа лиц без гражданства. Так в Эстонии таких около 220 тысяч. Получение эстонского гражданства во многом расширит экономические возможности этой категории жителей Эстонии. Рядом с этой проблемой стоят вопросы свертывания обучения на русском языке, вопросы сохранения национальной культуры и идентичности. Конечно, эти вопросы решались бы через эмиграцию в Россию, но в настоящий момент, как мне видится, и как уже звучало здесь на семинаре, российское государство не стимулирует это направление. Также надо отметить и относительно более высокий сейчас уровень жизни в Эстонии, по сравнению с Россией, что тоже является сдерживающим фактором. Для многих русских сегодня представляется более привлекательным возможность мигрировать в более развитые страны Запада. Так в Лондоне имеется новая русская колония выходцев из Эстонии, сформировавшаяся за последние пять-шесть лет.

Что ждут от России соотечественники за рубежом? Как я уже говорил, у разных групп соотечественников и разные ожидания. Общим же бесспорно является надежда на увеличение взаимодействия диаспоры и России в сфере образования и культуры, где имеются большие возможности, как по линии межгосударственных связей, так и по линии общественных структур гражданского общества. Уже здесь прозвучали, например, возможность дистанционного обучения молодых соотечественников в российских вузах, подготовка педагогических кадров, поддержка творческих коллективов и другое. В этом плане необходимо отметить прогрессивную деятельность Правительства Москвы, московского мэра Юрия Лужкова. Так совсем недавно в Таллинне побывала большая группа руководителей и советников из московского правительства с целью выработки и подписания обширной программы совместной деятельности мэрии Таллинна и мэрии Москвы в социальной и культурной сфере. Правительство Москвы нашло возможность выделить средства на завершение строительства православного храма в городе Маарду.

Совершенно необходимым представляется расширение информационного взаимодействия России и русской диаспоры. Это и увеличение радио- и телевещания на ближнее и дальнее зарубежье. Это и доступность российской прессы. Вот здесь прозвучало о необходимости создания общедоступных народных бесплатных библиотек российской прессы. Это хорошая мысль, но хотелось бы сразу бы говорить о необходимости  широкого массового появления их в русской диаспоре.

Необходимо отметить особую благотворную деятельность православной церкви Московского Патриархата в странах диаспоры, в частности, в Прибалтике. Именно в православных церквях, придерживающихся русской православной традиции, во многом сохраняется и русский дух, и русская самоидентификация, и русский язык, и русский этноцентризм. Видится обязательной поддержка этого направления взаимодействия России и русской диаспоры.

Предсказания будущего величия России, мне кажется, могут сбыться уже в ближайшее время. И русская диаспора, я думаю, сможет внести в это свой вклад.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ