Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21.06.05., PanARMENIAN.Net
Артем Ерканян
Оппозиция потерпела сокрушительное поражение
Пятипроцентный барьер пропорциональных выборов преодолели три избирательных объединения. На первом месте правящая "Демократическая партия", набравшая 37,6 процентов голосов избирателей, на втором – лояльная по отношению в президенту партия "Свободная Родина", заручившаяся поддержкой 26,7 процентов сограждан, и на третьем - оппозиционный блок "Дашнакцутюн" - "Движение-88", получивший голоса каждого четвертого карабахца. Таким образом, 11 мандатов, за которые шла борьба в пропорциональных выборах, будут распределены между тремя партиями в следующей пропорции – 5-3-3. Что же касается 22 одномандатных округов, то ситуация там выявила следующую картину: 7 мандатов у правящей партии, 5 мандатов – у "Свободной Родины", 8 мандатов получили беспартийные. Таким образом, очевидно, что власть добилась показателей, которые лишают оппозиционеров каких бы то ни было механизмов воздействия на принятие решений. Между тем, ощутимый успех оппозиционной партии Дашнакцутюн на прошлогодних муниципальных выборах, позволял обозревателям предсказывать несколько иной исход голосования.
У многочисленных иностранных наблюдателей нет ни каких претензий. Чего не скажешь о бакинских правителях, которые еще накануне голосования начали кампанию по дискредитации карабахских выборов. В пятницу Милли меджлис Азербайджана принял специальное обращение в адрес Совета Европы и других международных организаций. Азербайджанские законодатели призывают мировое сообщество осудить проведение выборов, которые, якобы, препятствуют переговорному процессу. Меджлис потребовал от руководства зарубежных парламентов не позволять депутатам своих стран наблюдать за выборами в Карабахе. Членам радикальной группировки «Организация освобождения Карабаха» этого показалось недостаточно. Они взялись организовать пикет перед представительством ООН и зданием администрации президента. Радикалы требовали ввести санкции против стран, представители которых будут наблюдать за выборами в каком бы то ни было качестве. Если бы власти прислушались к этому призыву, Азербайджан должен был бы разорвать дипломатические отношения с более, чем двумя десятками стран, среди которых Франция, Великобритании, Россия, Украина, Чехия, Греция, Хорватия.
Первыми поспешили оправдать ожидания младших братьев турки. МИД Турции уже выступил с осуждением проведенных в НКР выборов. Не исключено, что представители еще ряда государств выступят с заявлениями, в которых будут говорить о возможных «негативных последствиях проведения голосования в условиях неурегулированности конфликта». Обеспокоенностью по этому поводу поделятся и некоторые международные организации. В этом не будет ничего нового. Карабахцев подобные заявления их абсолютно не смущают. Ведь «осуждения» не мешают тем же международным структурам и мировым державам вступать в контакт с избранными руководителями, косвенно признавая таким образом их легитимность. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ регулярно проводят переговоры с президентом НКР Аркадием Гукасяном. Соединенные Штаты предоставляют помощь, распределение которой согласовывается с правительством непризнанной республики. Нынешний глава ПАСЕ Тери Девис в свое время ездил в Карабах и встречается с руководством исполнительной и законодательной власти НКР. Его преемник на посту докладчика ПАСЕ по Карабаху Дэвид Аткинсон также встречался с дипломатами, представляющими официальный Степанакерт.
В свое время теперь уже бывший генсек ПАСЕ Вальтер Швимер позволил себе усомниться в том, что проведение выборов следует осуждать, так как без демократического формирования органов власти не будет понятно с кем вступать в контакт с целью переговоров об урегулировании конфликта. Но даже после этого Парламентская ассамблея Совета Европы не отказалась от традиции выступать с осуждением выборов в Карабахе. В Азербайджане утверждают, что проведение выборов противоречит резолюции, принятой на зимней сессии ПАСЕ. На самом деле есть достаточно убедительные аргументы, свидетельствующие об обратном. В принятой на зимней сессии резолюции говорится о необходимости диалога с представителями политических кругов Нагорного Карабаха. Так как же понять, кто легитимен представлять Карабах, если не будет выборов? Разве есть другой способ наделения полномочиями кроме выборов?
В отличие от руководителей НКР, люди, которых в Баку представляют как «лидеров азербайджанской общины Карабаха» – совершенно нелегитимны. Это бывшие номерклатурщики, которые 15 лет назад были назначены из Баку руководить Шушинским районом. Их никто не избирал. Кстати, в легитимности руководства самого Азербайджана тоже можно сомневаться. Свидетельство того заключения международных наблюдателей. После президентских выборов 2003-го года некоторые из них говорили, что количество нарушений «позволяет ставить вопрос о переголосовании». Депутат Государственной думы России, глава группы российских наблюдателей Константин Затулин подтвердил, что уровень выборов в Карабахе был несравненно выше, чем в Азербайджане. «По крайней мере, здесь никому в голову не приходит передавать власть от отца к сыну»,- заключает Затулин. Это замечание российского депутата говорит о многом.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |