Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Алексей Корнилов
В материале, распространённом пресс-службой ДВК (Демократический выбор Казахстана - ВМ), за подписью известного общественного деятеля и журналиста Козлова, говорится по большей части о проблеме внедрения государственного казахского языка. Вместе с тем, данную публикацию надо рассматривать как попытку озвучить позицию ДВК по национальному вопросу, поскольку г-н Козлов не просто журналист, а одна из центральных идеологических фигур казахстанской радикальной оппозиции. И косвенным подтверждением этому утверждению служит тот факт, что интервью Владимира Козлова было опубликовано в казахоязычной газете «Азат», известной своей национал-патриотической направленностью.
Лейтмотивом данной публикации является констатация начавшейся в республике кампании, связанной с последовательным и директивным введением в делопроизводство казахского языка. Автор статьи, обоснованно отмечая печальное состояние государственного языка, вместе с тем возлагает всю вину и ответственность за это на президента Назарбаева, сознательно, по его мнению, использующего «подвешенность» языкового вопроса для проведения политики «разделяй и властвуй». Из этого следует, что нерешённость языковой проблемы и, одновременно, объективное нарушение конституционных прав «10.000.000 граждан страны, не владеющих государственным языком на должном уровне», - исключительно дело рук Нурсултана Абишевича.
При этом автор подробно и детально объясняет, почему подавляющее большинство «неказахов» в обозримом будущем государственным языком овладеть не смогут. С помощью элементарных арифметических действий, поясняя это на примере 1.200.000 жителей Алматы, Владимир Козлов пишет, что за три года - даже при наличии «фантастических условий» и в «круглосуточном режиме» - из 700.000 алматинцев, нуждающихся в изучении казахского языка, можно обучить не более 20.000 человек.
Выводы очевидны: все остальные граждане-«неказахи», не овладевшие государственным языком и выпавшие из-под конституционного патронажа государства, превращаются, соответственно, в люмпенизированную и, по существу, бесправную массу. «Абсолютное большинство граждан страны потеряют работу, не смогут обращаться в государственные органы для разрешения своих вопросов, не смогут получить помощь в полиции и здравоохранении, покупать продукты, заключать договора и пр…», - справедливо отмечает в своей статье Владимир Козлов.
Случись такое, страна сразу превратиться в банановую республику, где местные кланы, апеллируя к подкупленному ими невежественному и полуголодному люду, будут насмерть драться за власть и собственность. А в это время с юга и востока - по принципу «свято место пусто не бывает» - в образовавшийся демографический вакуум хлынет избыточное и голодное население из соседних стран со всей своей проблематикой: имперскими претензиями, религиозным экстремизмом и тотальной нищетой. И они-то - совсем не толерантные европейцы – будут устраивать «новый порядок» по известным новейшей истории образцам.
Но это, так сказать, «лирическое отступление». Ясно одно, что в условиях общей региональной нестабильности, когда геополитическая ситуация постоянно балансирует и в целом непредсказуема, любой шаг властных элит, продиктованный националистическими амбициями, может в корне изменить не одну только географию. Трудно не согласиться с г-ном Козловым, который утверждает: «Мы должны понимать и давать себе отчет в том, что любой другой, «ускорительный» механизм продвижения государственного языка ведет к процессу «выживания» из страны миллионов ее граждан, что, в условиях страшнейшего дефицита населения, неминуемо приведет к катастрофе».
Безусловно, развития такого «камбоджийского» сценария в Казахстане никто не допустит. И, в первую очередь, сам президент Назарбаев, обладающий в отличие от радикальной оппозиции реальной властью в стране и полномочиями. Можно, конечно, в чём угодно обвинять Нурсултана Абишевича Назарбаева, но только не в том, что он не понимает, что само существование государства Казахстан всецело зависит от тщательно выверенной национальной политики, не допускающей перекосов. Не в его интересах, особенно, в канун президентских выборов - да ещё имея в «подбрюшье» республики нестабильные Киргизию и Узбекистан - поощрять «регрессивных националистов», рискуя поддержкой России.
Короля, как известно, играет свита, и валить на одного президента Назарбаева все существующие проблемы, в том числе доставшиеся от «партийной власти», было бы совершенно не справедливо. Та же радикальная оппозиция ведёт себя так, как будто в стране нет ни русских, ни украинцев, ни татар, ни немцев и др. «неказахов», и ни в одном из своих программных документов не имеет раздела, посвящённого национальной политике, включая пресловутый вопрос о языках. Даже проект новой Конституции, предложенный оппозицией, по мнению серьёзных специалистов, несёт в себе отчётливые элементы «регрессивной» моноэтничности. Можно, конечно, окрестить часть русских «советскими шовинистами», но от этого сама необходимость сбалансированной национальной политики в полиэтническом Казахстане не исчезнет и не рассосётся.
Кандидат от оппозиции Жармахан Туякбай - в ближайшем окружении которого, кстати, почти нет «неказахов» - ни разу не обратился к русскоязычным гражданам Казахстана и не объявил им, как он собирается обеспечить конституционные права своих сограждан - «неказахов». Потому как сказать бывшему спикеру, одному из идеологов «новой конституции» с элементами национального превосходства, по большому счёту, нечего. И можно утверждать заранее, что президентские выборы он уже проиграл – «неказахи» и казахи не пойдут голосовать «за кота в мешке».
Здесь к месту было бы упомянуть и других известных деятелей оппозиции, не отличающихся западной политкорректностью в национальном вопросе. На словах провозглашая ценности гражданского общества, в жизни и реальной политике они ведут себя, как «симметричные» «регрессивные националисты». Потому и характер их оппозиционной деятельности ограничивается узкоклановыми интересами, политическим интриганством и борьбой личных амбиций, не поднимаясь до высоты общенациональных масштабов.
Сказать «даёшь демократию», значит, ничего не сказать. Это ещё надо наполнить содержанием в чеканных и недвусмысленных политических формулах, отвечающим жизненным интересам конкретных слоёв населения. Владимир Козлов, призывая стать под знамена радикальной оппозиции и бороться с диктаторами Путиным и Назарбаевым, ничего, кроме лозунга «долой» не предлагает. Поэтому и мысль его бродит в общих категориях «приоритета человеческих качеств и ценностей над национальными различиями». А пока оппозиция разговаривает с казахами и «неказахами» ни к чему не обязывающими лозунгами и агитками, народ ставит всё на того же «первого секретаря», президента Назарбаева.
Тезисы Владимира Козлова не убеждают ещё и потому, что сам он находится в достаточно двусмысленном положении. С одной стороны ему «неказаху» приходится говорить за всю старательно отмалчивающуюся казахскую оппозицию, а с другой - он не может не ощущать на себе ненормальности ситуации с «подвешенностью» русских казахстанцев, от лица которых говорит.
Единственное, в чем можно с г-ном Козловым согласиться, это то что «через 11 лет качественного обучения казахскому языку в наших школах мы получим поколение, знающее государственный язык в объеме, обеспечивающем ему устойчивую среду обитания». Ничего другого, более конкретного, он в своём эмоциональном материале не смог сказать.
Вот и получается в итоге, что «диктатор» Нурсултан Абишевич Назарбаев для Казахстана - библейский Моисей, которому выпала историческая роль – пусть не 40 лет, а меньше – искусно лавируя между Сциллой и Харибдой, преодолевая ментальные пороки «степной цивилизации», вести народ свой в «землю обетованную». А то дай «порулить», к примеру, «просвещённому националисту» Тасмагамбетову, то он очень быстро решит проблемы казахов и «неказахов», превратив Алма-Ату в столицу китайской провинции.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |