Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Г.Андреева
Греция является страной, имеющей специальные законы о репатриации. Это прямо связано с историческими событиями, которые пережили греки. С XVIII и до начала XX века греки по разным причинам довольно активно переселялись на территорию соседних государств, в том числе в южную Россию. К концу XIX века численность греческой диаспоры в этом регионе превысила 200 тысяч человек. Борьба за независимость от Оттоманской империи, в составе которой Греция находилась с середины XV века до конца XIX века, привела к воссозданию независимой государственности Греции, однако турецкая оккупация части Греции в начале XX удвоила число греков за пределами страны. Значительная часть понтийских греков, изгнанных либо бежавшие от репрессий, поселилась сначала на черноморском побережье и близких к нему территориях. Сталинские репрессии и политика геноцида в отношении национальных меньшинств затронули и их: понтийские греки были насильственно выселены в малообжитые районы Узбекистана, Казахстана и Киргизии, а затем рассеялись по всему СССР. Стремясь избежать репрессий многие из них поменяли свои фамилии на русские. Все эти обстоятельства предопределили особенности решения проблемы понтийских греков и ее правового оформления.
Во-первых, необходимо было точно и с учетом вышеуказанных исторических перипетий и уже имеющегося законодательства, определить категории лиц, имеющих право на репатриацию, включая различные степени родства.
Во-вторых, существовали объективные сложности в определении этнической принадлежности целых групп греков, документы которых были изменены и утрачены в результате происходивших в СССР событий, все это создавало сложности с формированием перечня документов, подтверждающих происхождение.
В-третьих, в большинстве числе случаев незнание языка не могло служить свидетельством отсутствия этнической общности: в российских школах греческий язык, за редким исключением, не преподавался, лица, сменившие фамилию на русскую, скрывали свою греческую принадлежность и языком не пользовались, а детей соответственно не учили ему из соображений безопасности и выживания. В связи с этим законодатель отказался от требования знания языка и пошел по пути создания условий для изучения языка репатриантами.
В-четвертых, следовало решить вопросы социальной адаптации репатриантов, защиты их прав и интересов.
Следует отметить, что в 20-е годы, стремясь урегулировать статус насильственно выселенных или бежавших от преследований турецких греков и греческих турок, Греция и Турция заключили Анкарскую и Лозаннскую конвенции. В Греции на основании Лозаннской конвенции от 30.01.1923 года был издан Указ Президента 1923 года, который создавал условия для репатриации указанной части понтийских греков.
На основании международных соглашений и национального законодательства в Грецию с 1920 по 1933 год вернулось около 130 тысяч человек.
Обстоятельное законодательное регулирование вопросов репатриации было осуществлено также в конце 70- х и в 80-е годы.
Среди последних актов следует отметить регулирование вопросов репатриации Законом 2130/1993, Законом 2790/2000, Законом 2910/2001 и Законом 3013/2002.
Гражданство по Закону 2130/1993 приобретают только лица, имеющие возможность доказать свое греческое происхождение на базе Лозаннского и Анкарского соглашений. В соответствии со ст. 6 и 7 Закона 2130/93. претендовать на получение гражданства могут лица, которые проживают в Греции и получили репатриационную визу до опубликования Закона 2790/2000 от 16 февраля 2000 года. Они должны представить официальный перевод необходимых документов (свидетельства о рождении, о крещении, о венчании и браке) на греческий язык и заявление в иммиграционную полицию по месту жительства. После проверки им предоставляется право на резиденцию и возможность обратиться в префектуру для получения гражданства. В этом случае гражданство приобретается по рождению (а не в порядке натурализации или ином).
Закон 2790/2000 от 16 февраля 2000 года является базовым для решения вопросов репатриации греков из бывшего СССР. «Благоустройство греков-репатриантов из бывшего СССР и прочие положения» (такое название носит данный Закон) раскрывается в 16 весьма объемных статьях, объединенных в 7 разделов: раздел 1 посвящен вопросам приобретения греческого гражданства, раздел 2 - полномочиям Министерства внутренних дел, общественной администрации и децентрализации; раздел 3 – жилищному обустройству; раздел 4 – профессиональной реабилитации, раздел 5 - вопросам образования и культуры, раздел 6 – координации деятельности различных органов и надзору, раздел 7 – переходным положениям.
Для получения гражданства по этому Закону также необходимо доказать греческое происхождение. Подавая заявление о желании приобрести греческое гражданство в Консульство Греции по месту жительства на территории бывшего СССР, заявитель одновременно подает документы, доказывающие его греческое происхождение, а также указывает место в Греции, где хотел бы поселиться. В каждом консульстве формируется комиссия из трех человек, которая изучает вопрос о греческом происхождении заявителя и после собеседования выносит решение. Заявление с прилагаемыми документами вместе с мнением Консульской Комиссии передаются в Периферию, к которой принадлежит округ, в котором желает проживать кандидат. Соответствующая служба Периферии передает пакет документов в соответствующую Специальную Комиссию изучения греческого происхождения, распространяющую свою полномочия на данную Периферию. Пакет документов с мнением Комиссии вновь передается в Периферию и издается соответствующее решение. Краткое изложение решения Генерального Секретаря Периферии публикуется в Правительственной Газете. Соответствующий Консульский орган извещают, чтобы заявитель дал Присягу Греческого Гражданина. Принесение присяги рассматривается как важный момент в процедуре приобретения гражданства. Если кандидат не присягнет в течение одного года, процедура прекращается.
Решение вопросов по осуществлению государственной политики в отношении приема, поддержки и социальной адаптации репатриантов возложено на Министерство внутренних дел, общественной администрации и децентрализации. Министерство является компетентным органом, который наделен соответствующими полномочиями по планированию и организации приема вновь прибывающих репатриантов, созданию центров и поселков для их приема, организации постоянного жилья, профессиональной реабилитации, помощи в изучении языка и т.д. По соответствующим вопросам данное министерство действует в сотрудничестве с другими министерствами.
В целях рационального размещения репатриантов в различных регионах территории государства, страна делится на четыре зоны (А, В, Г, Д) исходя из демографических, экономических и социальных характеристик вышеперечисленных зон (регионов).
(Окончание в следующем номере)
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |