Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Хотя до выборов президента Белоруссии еще больше года, но предвыборная кампания со стороны оппозиции ведется уже полным ходом. Точнее против белорусского президента ведется полномасштабная политическая война, наподобие той, что велась в отношении Югославии накануне НАТОвской агрессии. Направленность этой кампании более чем очевидна – абсолютная демонизация Александра Лукашенко и как главы белорусского государства, и как личности. Это методика в свое время оказалась результативной в отношении вначале Милошевича, а затем Хусейна и позволила США добиться своих геополитических целей на Балканах и на Ближнем Востоке.
После Югославии и Ирака политические «преобразования» в пользу США и в целом Запада стали распространяться уже на территорию СНГ, то есть непосредственно на зону жизненно важных интересов Российской Федерации. Практически Россию уже стали теснить на ее собственной исторической территории. Конечно, говорить о том, что Россию окончательно «ушли» из Грузии, Молдавии или Украины (Малой России !) было бы пожалуй неправильно, ведь история все же не заканчивается сегодня. Но то, что российское государство оказалось сильно ущемленным в своих стратегических интересах – это бесспорный факт.
Кстати одной из главных причин неудач на Украине в значительной степени является присущее нынешней российской элите историческое беспамятство (бездарно отдан Киев – мать городов русских) и беззубое примиренчество (на грани пораженчества) в отношении антироссийских элит новоиспеченных государств СНГ и Прибалтики.
Отсутствие элементарной политической воли у российской элиты делает великую державу посмешищем в глазах окружающих ее политических карликов вроде современных Грузии и Молдавии.
Дошло до откровенного абсурда, если не до позора. Когда вслед за Саакашвили уже Воронин требует ухода российских войск с тех территорий, которые они «оккупировали в течение двухсот лет». Но если вывод российских баз из Грузии еще можно объяснить хоть какой-то (впрочем, весьма сомнительной) политической целесообразностью, то нежелание российского руководства взять под свою опеку (протекторат) Приднестровье ввиду недовольства со стороны Евросоюза и США, а уж тем более возможный вывод оттуда российских миротворцев (а именно этого добивается Украина и Молдавия) является ничем иным, а попранием исторических интересов России и русского народа.
После краха Советского Союза прошло уже почти полтора десятка лет, а российскую политику по прежнему определяют люди не способные избавиться от постсоветской боязни потерять мнимое благорасположение (в большинстве своем антироссийски настроенных) лидеров стран СНГ.
А ведь у современной России имеются очень серьезные рычаги воздействия на всех этих «саакашвили» и «ворониных». Это миллионные диаспоры грузин, молдаван и прочих представителей народов СНГ. Эти люди в большинстве своем неплохо обосновались в Российской Федерации и видимо пришло время доказать им свою лояльность и право жить в России прямым содействием (деньгами, политической и общественной активностью т.д.) формированию пояса добрососедства вокруг российских границ.
Не может считаться нормальным такое положение, когда многочисленные выходы из Грузии, Молдавии и Украины (граждане и неграждане РФ) устраивают свою личную жизнь за счет России, а в то же время Саакашвили, Воронин и Ющенко проводят жесткую недружественную политику в отношении Российской Федерации и ее единственного союзника и партнера по Союзному государству – Белоруссии. При этом, конечно, речь идет не о какой-то дискриминации выходцев из этих стран СНГ, а о том, что эти люди, проживая, а во многих случаях и обогащаясь за счет России, должны влиять на правительства своих государств в положительном ключе не только для российско-грузинских, российско-молдавских или российско-украинских отношений, но и на их позицию относительно Белоруссии.
Официальные Тбилиси, Кишинев и Киев уже открыто заявили, что намерены совместно с США и ЕС экспортировать в Белоруссию «цветную» революцию, т.е. антироссийский государственный переворот. И поэтому сейчас как никогда необходимо дать понять (по крайней мере, ближайшим соседям), что Союзное государство – это не фикция на бумаге, а реальный проект возрождения великой державы.
И поэтому любые недружественные, а тем более враждебные действия в отношении одного из союзных партнеров должны восприниматься таковыми и другим участником Договора о создании Союзного государства. Собственно говоря, это азы союзнических отношений и поэтому не понятно, почему до сих пор им не следовали на практике в белорусско-российских отношениях.
Никакие проблемы внутрисоюзных отношений, поиски оптимальных моделей союзного экономического пространства и политического устройства общего государства не должны влиять на решение вопросов обеспечения союзной обороны, безопасности и внешней политики. Ведь даже минимальные совместные действия по защите внешних интересов Союзного государства приводят в трепет противников России.
Пример тому недавнее решение (начало июня 2005 года) МИДа Белоруссии о введении в рамках Союзного государства визового режима с Грузией. Эти действия белорусской стороны вызвали буквально истеричную реакцию со стороны Тбилиси.
Это и понятно, т.к. в этом случае, с одной стороны, значительно затрудняется несанкционированное проникновение граждан Грузии в Российскую Федерацию через территорию Белоруссии, а с другой, под контроль белорусских властей попадают связи оппозиции с грузинской «Кмарой» и прочими «революционными» организациями из этой кавказской республики.
Но для того, чтобы Союзное государство стало реальным геополитическим целым необходимо стремление к этому и большинства российской политической элиты. А вот в этом наблюдается полный разнобой. Складывается впечатление, что некоторые заметные представители российского политического класса никак не возьмут в толк всю важность для будущего России белорусско-российского Союзного государства.
Конечно, против Союза как такового в Российской Федерации никто практически не выступает, но при этом противодействие развитию союзных отношений ведется под видом неприятия «диктатуры Лукашенко».
Вот характерный пример. 1 июня 2005 года в Москве была создана Общественная российско-белорусская правозащитная комиссия Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Казалось бы благое дело. Ведь с правами человека и в Российской Федерации, и в Белоруссии еще немало проблем. И решать их совместно в рамках Союзного государства было бы предпочтительнее. Тем более, что союзные договоренности предполагают введение института уполномоченного по правам человека Союзного государства.
Не является секретом, что в настоящее время в Белоруссии пока еще маловато партийной демократии, но ведь и сколько-либо дееспособных партий в республике также практически нет. Вместо них действуют небольшие амбициозные политические группировки, большинство из которых финансируются западными фондами и государствами, а деятельность их носит помимо антипрезидентского и антироссийский характер.
Несомненно, Белоруссия нуждается в дальнейшем развитии демократических институтов. Но реально это возможно, в первую очередь, через развитие союзного парламентаризма и общесоюзного партийного строительства. До сих пор, в Белоруссии никак не представлены крупнейшие российские политические партии, в отличие от оппозиционных белорусских, которые имеют свои представительства в Брюсселе, Варшаве и других западных столицах.
Но вернемся к упомянутой правозащитной комиссии. С российской стороны в нее вошли в основном вполне представительные люди. Такие как Сергей Караганов (сопредседатель), Элла Памфилова, Владимир Познер, Николай Сванидзе и некоторые другие. А вот Республика Беларусь в новоявленной правозащитной структуре, за единичным исключением (политолог Андрей Суздальцев), представлена большими, мягко говоря, нелюбителями России.
Это шеф-редактор главной в Белоруссии антироссийской газеты «Народная воля» Светлана Калинкина, а также руководители и функционеры таких антироссийских организаций как Белорусский Хельсинкский комитет (Татьяна Протько – председатель и ее заместитель Гарри Погоняйло) и правозащитный центр «Вясна» (Татьяна Ревяко – координатор программ). Стоит заметить, что БХК, «Вясна» и «Народная воля» неоднократно выказывали сочувствие «борьбе чеченских повстанцев против российского империализма»
Персональный состав «правозащитной комиссии» позволяет судить о целях и методах деятельности данной структуры. В первую очередь, это формирование отрицательного облика Белоруссии и соответственно ее руководства в глазах российского общественного мнения. Союзница России будет представляться как некая «сатрапия», где царит беспредельный произвол властей и безмерная покорность населения.
По всей видимости, российские участники «правозащитной комиссии», используя свое положение в СМИ, будут транслировать на российскую аудиторию весь тот негатив о Белоруссии, который уже в течение многих лет передается на запад с помощью информационных структур США, ЕС и НАТО.
Россиян, посредством отрицательного образа Лукашенко, постараются заставить не доверять Белоруссии. А раз доверия не будет, то и Союз можно будет постепенно «спустить на тормозах».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |