Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
07.06.2005. БДГ
Тихон Клишевич
Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность стала реальностью.
Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность, являвшаяся со времен военного коммунизма Владимира Ленина и до перестройки, объявленной в 1985 году первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачевым, одним из основополагающих камней советской экономической системы, возвращается в Беларусь. Нынешние власти страны целенаправленно и последовательно концентрируют в своих руках рычаги управления и механизмы получения валюты от поставок за рубеж главных экспортных товаров и контроля над ответными импортными потоками.
Состоявшееся на прошлой неделе назначение генеральным директором ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК) (создано в апреле этого года с целью монопольного продвижения белорусского калия на зарубежные рынки) Владимира Николаенко — одна из составляющих новой экономической политики белорусских властей. «Все контракты в этом году на поставку сырья должны быть заключены от имени Белорусской калийной компании, «Беларуськалия», и все деньги должны остаться в нашей стране», — заявил А.Лукашенко, представляя руководителя БКК. По подсчетам президента, внедряемая схема сбыта удобрений только в этом году должна «дополнительно принести для страны 100 млн долларов».
Еще больших дивидендов, исходя из доли в общей структуре зарубежных поставок, ожидают власти от монополизации экспорта нефтепродуктов. Планируется, что о создании единого оператора в этом сегменте будет объявлено к концу июля.
Но и это не все. В единый экспортный кулак предлагается сплотить все мало-мальски важные предприятия, производящие ликвидную и востребованную на внешних рынках продукцию. В первую очередь речь идет о флагманах машиностроения (МАЗ, БелАЗ, МТЗ), металлургии (БМЗ), нефтехимии («Полимир», «Азот», могилевское, гродненское и светлогорское предприятия «Химволокно»).
По нашей информации, следующими за «Беларуськалием» и белорусскими нефтедобывающими и перерабатывающими предприятиями, которые уже лишены права самостоятельно распоряжаться своей самой ликвидной продукцией, могут стать машиностроительные заводы.
У Минского тракторного завода частичные ограничения на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность действуют с мая 2003 года. Тогда по инициативе бывшего президентского завхоза Галины Журавковой завод «переуступил» сбыт своих тракторов в России одной из дочерних компаний Управления делами президента — «Белвнешторгинвесту». Правда, по причине известных событий вокруг УДП в 2004 году «Белвнешторгинвест» фактически утратил влияние на МТЗ. Заводчане, воспользовавшись полученной передышкой, на некоторое время вышли из-под назойливого и дорого обходящегося посредничества УДП. Но думается, что в свете нынешних тенденций МТЗ будет вынужден уже не просто делиться, но передать какой-нибудь «Белорусской тракторной компании» все свои контракты не только в России, но и в дальнем зарубежье.
МАЗ и БелАЗ с их высоким стабильным экспортным потенциалом — также первоочередные претенденты на то, чтобы государство озаботилось их зарубежными контактами. По нашей информации, подтвержденной на самих предприятиях, в настоящее время на МАЗе и БелАЗе проходят внеплановые комплексные проверки. Верховодит сонмом проверяющих всех мастей непосредственно Совет безопасности. Упор в ходе проверок сделан именно на анализе внешнеэкономической деятельности заводов — структуре экспорта-импорта, фирмах-партнерах, активах заводов за рубежом, их сервисной и товаропроводящей сетях и т.п. Идеологическая основа мероприятий на этих производствах выглядит следующим образом: выполнение поручений президента Беларуси по оптимизации внешнеторговой деятельности субъектов хозяйствования.
Реальная идеологическая, политическая и собственно экономическая подоплека этого теперь уже четко определившегося курса властей на монополизацию внешнеэкономической деятельности лежит в желании высшего руководства страны установить тотальный контроль за каждым центом, который можно заработать за границей и положить в казну.
С открытия в конце 1980-х годов прошлого века Михаилом Горбачевым внешнего занавеса, когда производители получили возможность сами продавать свою продукцию, Беларусь прошла несколько этапов. Сначала был анархический период, когда, пользуясь всеобщей вольницей, тот же калий продавали все, даже колхозы и райсельхозтехники.
Затем, в конце правления Вячеслава Кебича и первого конституционного срока А.Лукашенко, пришел авантюристско-романтический период, когда сколачивались капиталы нынешних сильных мира сего. В это время тон задавали люди всех национальностей, готовые и способные рисковать, и Беларусь здесь не была исключением. Кто только не отметился в этот период в нашей стране! Власть, в большинстве своем от сохи и автомата, в это время не отягощенная большими знаниями экономических процессов, использовала этот период для своего обучения.
Выучившись, новая белорусская элита оказалась неблагодарной по отношению к своим «учителям». Под самыми разными предлогами последние подверглись жесткому остракизму, а на смену пришлым авантюристам и романтикам с большой дороги пришли местные клановые чиновничье-экономические элиты. С середины 1990-х годов практически все более-менее привлекательные предприятия и отрасли, в первую очередь с «внешней» направленностью, попали под их контроль. Мирное сосуществование элит периодически сопровождалось вторжениями на откупную территорию других заинтересованных групп. Верх брал тот, кто в данный момент выражал большую степень личной преданности самому главному вождю. Так, в конце 1990-х годов был вынужден свернуть свою деятельность в Беларуси глава одного из самых мощных кланов Иван Титенков. Билет до Москвы, поговаривают, стоил ему даже не миллионы долларов — миллиарды.
В конце 2004 года и этот период закончился. Арест Журавковой, почетная отставка Латыпова, третирование потенциальных учредителей новых групп влияния Сидорского и Семашко привели к тому, что де-факто в стране к настоящему времени действует монополия только одной группы — Лукашенко и самых приближенных к нему лиц. Монополизация внешней торговли — это не только перестраховка с целью не допустить образования новых конкурентных групп, но и внедрение нового алгоритма существования нынешней власти: все источники, ресурсы должны быть аккумулированы в одном центре, откуда они будут распределяться в соответствии с принципом «каждому по труду». А этот труд состоит лишь в одном — помочь удержаться у власти нынешнему режиму.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |