Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Обращение С.Ю.Глазьева к премьер-министру Украины Ю.В.Тимошенко

Премьер-министру Украины Тимошенко Ю. В.

От депутата Государственной Думы Российской Федерации Глазьева С. Ю.

О последствиях согласия Украины на присоединение к ВТО на дискриминационных условиях для российско-украинских торговых отношений

Уважаемая Юлия Владимировна!

В связи с обсуждением ожидаемых условий присоединения Украины к ВТО, считаю своим долгом обратить Ваше внимание на угрозу существенного ухудшения режима российско-украинских торгово-экономических отношений и призвать к ответственному подходу при принятии окончательных решений в интересах народа наших государств.

Я, разумеется, понимаю, что принятие условий присоединения Украины к ВТО –прерогатива соответствующих украинских органов власти. Вместе с тем это решение будет иметь серьезные последствия, как для Украины, так и для России.

Согласие украинского руководства на условия присоединения к ВТО, которые резко снижают защищенность украинского рынка, неизбежно повлечет пересмотр режима торговли с Россией.

По имеющейся информации украинские переговорщики пошли на уступки иностранным партнерам практически по всем позициям в ущерб интересам украинских товаропроизводителей и поставщиков услуг в важнейших для экономики Украины и России отраслях. В частности, Украина готова присоединиться к 16 необязательным секторальным инициативам, предусматривающим введение нулевых таможенных пошлин (рыба, крепкие спиртные напитки, пиво, лекарства, изделия из дерева, самолеты, информационные технологии, строительное, сельскохозяйственное, научное и медицинское оборудование, черные и цветные металлы, информационные технологии, игрушки, мебель).

Сопоставление навязанных украинским переговорщикам условий с переговорной позицией России свидетельствует о том, что величина украинского импортного тарифа по наиболее важным товарам планируется на уровне в 2-4 раза меньшем, чем согласован с ВТО российской стороной.

В настоящее время в российско-украинских отношениях действует режим свободной торговли с ограниченным перечнем изъятий. Последние действуют на временной основе и должны устраняться по мере осуществления планов по созданию единого экономического пространства. До последнего времени режим свободной торговли обеспечивал льготные условия поставок украинских товаров на российский рынок, что способствовало экономическому росту при полной загрузке украинской металлургии, агропромышленного комплекса, химической, авиационной и других важнейших для украинской экономики отраслей.

Согласие Украины на открытие почти всех значимых сегментов своего рынка в условиях беспошлинной российско-украинской торговли и фактически свободного перемещения товаров третьих стран через территорию Украины в Россию приведет к серьезному ущербу российских и украинских товаропроизводителей в сфере агропромышленного и лесобумажного комплекса, мебельной и легкой промышленности, черной и цветной металлургии.

По оценкам российских экспертов, в случае принятия Украиной столь дискриминационных условий присоединения к ВТО, реимпорт товаров третьих стран через Украину в Россию может составить более 5 млрд.долл.

Вследствие резкого снижения импортного тарифа и вытеснения отечественных товаров будет нанесен существенный ущерб бюджету двух государств. Особое беспокойство вызывает согласие украинских переговорщиков на обнуление импортного тарифа на спирт, который в России на переговорах с ВТО зафиксирован на уровне 100%.

Согласованные украинскими переговорщиками условия присоединения Украины к ВТО явно ущемляют интересы отечественных предприятий в важнейших для Украины и России отраслях промышленности. Нет сомнений, что подобные дискриминационные и противоречащие интересам отечественных товаропроизводителей условия не будут приняты Россией. Это означает, что вступление Украины в ВТО на указанных условиях фактически сделает невозможным создание Таможенного союза и осуществление планов по формированию Единого экономического пространства с участием Украины и России. Едва ли удастся в этом случае сохранить и режим свободной торговли. Во всяком случае, российская сторона для защиты своего внутреннего рынка от неконтролируемого реимпорта товаров третьих стран через территорию Украины будет вынуждена расширить перечень изъятий из режима свободной торговли, включив в него широкий спектр продовольственных товаров, мебель и изделия из дерева, черных металлов. Их экспорт крайне важен для экономики Украины. Однако он может вообще в Россию прекратиться, как только металлургическое лобби сможет обойти режим свободной торговли.

Аналогичные угрозы возникают и в случае принятия Украиной условий доступа на рынок услуг, согласованных переговорщиками. И в этой области они пошли на большие уступки по сравнению с российской переговорной позицией. Если Россия готова принять обязательства по доступу на рынок в 109 секторах услуг, в том числе без ограничений – в 28 секторах, то Украине навязано принятие обязательств по доступу на рынок в 132 секторах услуг, в том числе без ограничений – в 94 секторах. При этом украинские переговорщики согласились на явно дискриминационное для любого суверенного государства требование, предоставляющее иностранным поставщикам услуг право работать на украинском рынке через любые формы, включая «прямые» филиалы иностранных компаний. Россия же в подавляющем большинстве обязательств разрешает коммерческое присутствие только в форме юридического лица Российской Федерации, исключая таким образом возможность работы на российском рынке «прямых» филиалов иностранных компаний. Это крайне важно для сохранения национального контроля над соответствующими сегментами экономики и генерируемыми ими доходами, в том числе – для недопущения уклонения от уплаты налогов и нелегального вывоза капитала.

Таким образом, принятие Украиной согласованных ее переговорщиками условий присоединения к ВТО повлечет разрушение режима свободной торговли с Россией и другими государствами Содружества, что нанесет огромный ущерб ключевым отраслям украинской экономики – металлургии, химической промышленности, агропромышленному комплексу, авиационной и легкой промышленности. Этот ущерб будет нарастать вследствие неизбежных в этом случае «торговых войн» между государствами, провоцируемых лоббистами заинтересованных в протекционизме отраслей. Для многих украинских предприятий закрытие российского рынка будет иметь фатальные последствия, так как компенсировать его потерю никакие механизмы ВТО не позволят.

Присоединение Украины к ВТО на дискриминационных условиях сделает невозможной и интеграцию Украины в Евросоюз, так как защищенность его рынка намного больше согласованных украинской стороной условий присоединения к ВТО. ЕС вынужден будут отгородиться от слишком отрытого украинского рынка, открывающегося для иностранной конкуренции на неприемлемых для ЕС условиях.

Столь легковесное отношение украинских переговорщиков к согласованию условий присоединения к ВТО может объясняться иллюзорным желанием использовать членство для оказания давления на Россию. Подобный аргумент уже использовался иностранными консультантами, готовившими на подобных условиях присоединение к ВТО Киргизии и Молдавии и доказал свою полную несостоятельность. Но, даже вступив в ВТО раньше России и пытаясь навязать последней со стороны ВТО желательные для Украины условия, украинская сторона в принципе не сможет получить условия, лучшие действующего сегодня режима свободной торговли. Жертвуя последним для достижения политической цели, Украинское правительство нанесет ущерб прежде всего собственным товаропроизводителям и гражданам, работающим на предприятиях, продукция которых поставляется в Россию.

Присоединение к ВТО – необратимое решение. Условия этого присоединения будут во многом определять торгово-экономическую политику на многие годы вперед. Никакими конъюнктурными политическими соображениями нельзя оправдать тот огромный ущерб, который понесет украинская и российская экономика вследствие разрушения режима свободной торговли в случае вступления Украины в ВТО на дискриминационных и неприемлемых для отечественных товаропроизводителей условиях. Необходимо срочно провести межправительственные консультации о согласовании позиций Украины и России на переговорах об условиях присоединения к ВТО с целью сохранения режима свободной торговли, реализации планов о формировании единого экономического пространства и обеспечения максимально выгодных для обоих государств условий присоединения.

Председатель федерации товаропроизводителей России,
Руководитель Комитета по содействию
внешнеэкономической деятельности ТПП РФ. С.Ю.Глазьев

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ