Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
1 июня. В Тирасполе состоялась учредительная конференция Международной молодежной корпорации «Прорыв!». В Корпорацию объединились представители 13 общественных организаций, фондов и институтов: «Социологическая альтернатива», Фонд поддержки демократии и молодежных инициатив «Фонд деловых партнеров», Совет по национальной стратегии, Фонд «Европейские ценности», Приднестровский патриотический союз молодежи, Юридическая студенческая консультация, студенческая организация «Демократическая молодежь Украины», «Лига славянской молодежи», Евразийский союз молодежи, Гагаузский правозащитный центр - Региональное отделение движения «Евразия».
На конференции поднимался вопрос: что делать приднестровской молодежи в окружении «оранжевых» и «розовых», сдаваться? «Нет! Мы должны объединиться и идти на прорыв», - заявил один из делегатов. «Мы часто говорим: главное, чтобы не было войны. Но когда альтернативой войне становится такой мир, когда нашу страну хотят превратить в безмолвное кладбище, а народ - в толпу перепуганных людей, такая альтернатива – хуже войны».
1 июня. В Приднестровье продолжается большая приватизация. Государственная приватизационная комиссия определила порядок и условия приватизации промышленного гиганта – открытого акционерного общества «Тиротекс». Это крупнейшее предприятие текстильной промышленности на юго-западе СНГ, производственный комплекс с развитой инфраструктурой, научной и технической базой, включающий производство от запуска хлопка до выхода отделанных тканей, трикотажного полотна и швейных изделий из них.
В ближайшее время государственный пакет акций (100%) ОАО будет продан.
Недавно на «Тиротексе» завершилась рыночная оценка объекта. Согласно расчетам, была выведена цифра – 22,9 млн. долларов США. Вырученная от продажи сумма направится в республиканский бюджет ПМР.
Текстильщикам после приватизации полагается поощрение – трудовому коллективу из бюджета республики выплатят до 20 % от суммы рыночной оценки объекта.
1 июня. Перспективы молдо-приднестровского урегулирования обсудили в Москве первый заместитель министра иностранных дел России В.Лощинин и министр иностранных дел ПМР В.Лицкай.
По словам В.Лощинина, Россия как сопосредник и страна-гарант «заинтересована в эффективном использовании сложившегося переговорного формата и интеллектуального капитала урегулирования, в который сама внесла немалый и признанный вклад».
Участники встречи обсудили современную ситуацию в регионе, а также существующие инициативы, документы и идеи о перспективах урегулирования на Днестре, включая и недавно внесенные Украиной предложения.
Представитель МИД РФ отметил, что «российская сторона в этом направлении проводит соответствующие консультации со сторонами и сопосредниками, осуществляет экспортно-правовую проработку основных элементов всеобъемлющей и устойчивой модели урегулирования».
1 июня. В Вене прошла встреча представителей посредников Российской Федерации, Украины и ОБСЕ в приднестровском урегулировании. С российской стороны в ней принял участие посол по особым поручениям МИД России В.М.Нестерушкин.
Участники встречи с привлечением военных экспертов завершили рассмотрение подготовленного миссией ОБСЕ в Молдове пакета документов, регламентирующих практические мероприятия по реализации контроля над вооружениями и мерам доверия применительно к Молдавии и Приднестровью. Согласованные между посредниками проекты документов учитывают накопленный в Европе опыт взаимодействия в области безопасности и мер доверия и, таким образом, помогут сторонам предметно подойти к обсуждению этой важной темы в рамках процесса политических переговоров.
2 июня. Президент Молдовы В.Воронин и президент Украины В.Ющенко выступили с совместным обращением к председателю Европейской комиссии Ж.Баррозу и Верховному комиссару Евросоюза по внешней политике и безопасности Х.Солане по поводу участия ЕС в обустройстве молдо-украинской границы и введении международного мониторинга на ее приднестровском участке.
Главы государств договорились о демаркации молдо-украинской границы и о создании с 1 июля 2005 г. пяти совместных таможенных и пограничных постов за пределами приднестровского участка.
"В течение 10 дней правительства двух государств проведут переоценку существующих двусторонних проблем, в том числе касающихся экспорта украинской электроэнергии в Балканские страны через Молдову", - заявил Воронин.
Воронин высоко оценил предложенный Украиной План урегулирования приднестровской проблемы, отметив, что вместе с Киевом и международными организациями возрастут шансы решить этот конфликт.
2 июня. С 1 июня хлебобулочные изделия Тираспольского хлебокомбината» и «Тираспольского комбината хлебопродуктов» стали дешевле в среднем на 13 %.
В конце апреля с.г. государственный пакет акций хлебокомбинатов был приобретен фирмой «Шериф». Покупатель взял на себя обязательства вложить в оба предприятия инвестиций на сумму более 3,5 млн. долл. США, сохранить коллектив, увеличить заработную плату работникам, улучшить условия труда.
2 июня. Президент ПМР И.Смирнов встретился с секретарём Совета национальной безопасности и обороны Украины П.Порошенко, который прибыл в Приднестровье по поручению главы украинского государства. В ходе встречи обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества и перспективы возобновления переговорного процесса.
Состоявшийся диалог, сказал украинский представитель, показывает достаточно чёткое понимание руководством Приднестровья тех перспектив, которые открывает процесс урегулирования. Мы глубоко убеждены в том, что должны найти подход в максимально короткий срок с учётом интересов всех сторон (Приднестровья, Молдовы, государств-гарантов Украины и России и ОБСЕ). Мы должны найти ту форму, которая позволит выйти на компромиссное решение, подчеркнул П.Порошенко. По его словам, альтернативы переговорному процессу и компромиссам не существует.
«Работать необходимо с полной ответственностью, и я подтверждаю, что только за столом переговоров мы можем решить все проблемы», - отметил И.Смирнов.
2 июня. МИД России сообщил, что вопрос приднестровского урегулирования, роль России и ОБСЕ в этом процессе были в центре внимания телефонного разговора министров иностранных дел России и Словении С.Лаврова и Д.Рупела, председательствующего в этой международной организации.
2 июня. В украинском селе Яски состоялась рабочая встреча президентов Молдовы и Украины. В.Воронин и В.Ющенко обсудили ряд вопросов, связанных с развитием двусторонних отношений, предстоящим вхождением Украины во Всемирную торговую организацию, европейские структуры и участием Украины в процессе приднестровского урегулирования.
В результате были подписаны три официальных документа: протокол-соглашение между Республикой Молдова и Украиной "О взаимном доступе на рынки двух стран", Типовая технологическая схема пропуска через молдо-украинскую государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и предметов и Совместное письмо президентов Молдовы и Украины к председателю Еврокомиссии о необходимости установления международного мониторинга на приднестровском участке молдо-украинской государственной границы.
Стороны также обсудили план окончательного урегулирования приднестровской проблемы, предложенного президентом Украины на апрельском саммите ГУАМ. В.Воронин подчеркнул, что Молдова с уважением относится к подготовленному Украиной документу. "Мы считаем, что совместно с Украиной и европейскими структурами мы имеем все возможности и предпосылки для решения приднестровской проблемы", - заявил глава молдавского государства.
3 июня. Правительство РМ утвердило Регламент импорта, экспорта и транзита электроэнергии через территорию РМ. Документ оговаривает основные правила проведения указанных операций. В соответствии с ним, импорт может осуществляться только экономическими агентами-резидентами РМ, обладающими соответствующей лицензией. Экспорт электроэнергии может быть разрешен специализированными органами только в случае, если страна не испытывает недостатка в энергии.
Транзит, согласно документу, осуществляется на свободных коммерческих условиях, если это не отразится негативным образом на состояние сетей, обеспечивающих импорт энергии. Контракты на импорт, экспорт и транзит энергии заключаются в соответствии с положениями Энергетической хартии, подписанной в Лиссабоне в 1994 году.
3 июня. Граждане Молдовы смогут ездить в Литву по бесплатно выданным визам и без предъявления приглашения. Кабинет министров РМ принял на своем заседании проект Соглашения между правительствами Молдовы и Литвы о взаимных поездках граждан, подписанное 22 апреля 2005 года в Кишиневе.
В свою очередь, граждане Литвы смогут въезжать, выезжать и находиться на территории Молдовы независимо от цели поездки и проезжать транзитом без виз по действующим проездным документам. В то же время право пребывания граждан Литвы без виз на территории Молдовы не будет превышать 90 дней в течение шести месяцев с возможностью пребывания до 90 дней в последующие 6 месяцев.
В ближайшее время Министерство иностранных дел и европейской интеграции РМ официально уведомит литовскую сторону о принятии этого Соглашения и предпримет меры для выполнения его положений.
3 июня. Накануне заседания глав правительств стран-членов СНГ премьер-министр РМ В.Тарлев встретился в Тбилиси с председателем парламента Грузии Н.Бурджанадзе.
Они отметили, что развитию молдавско-грузинских отношений должно способствовать укрепление правовой базы сотрудничества.
В.Тарлев особо подчеркнул необходимость ускорить подготовку нормативной базы для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
В свою очередь Н.Бурджанадзе сообщила, что грузинский парламент готов принять и ускорить ратификацию законодательных актов, направленных на расширение двустороннего взаимодействия.
Коснувшись территориальной реинтеграции Молдовы и Грузии, стороны выразили заинтересованность в более активном привлечении к решению этой проблемы различных международных организаций.
3 июня. Германия выделит 100 тыс. евро из фондов Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы на финансирование проекта по поддержке молодежи нацменьшинств в Молдове. Цель программы - привлекать к общественной жизни представителей молодежи, принадлежащих к этническим меньшинствам или оказавшихся в группе риска, а также оказывать поддержку в социальной интеграции этих категорий молодежи.
3 июня. В МИД РФ внимательно изучают план по урегулированию приднестровского конфликта, предложенный Украиной, сообщил посол по особым поручениям МИД России И.Савольский на встрече с журналистами в Москве.
"Мы внимательно изучаем план, смотрим, как на него реагируют стороны конфликта, а также все, кто заинтересован, включая США и ЕС. Сейчас формируются позиции и, видимо, будут внесены какие-то предложения", - сказал он.
Он указал также, что Россия с самого начала приветствовала активизацию Украины как страны-гаранта. "Это позволило вновь усадить стороны за стол переговоров", - сказал Савольский.
Отвечая на вопрос о том, насколько совпадают позиции России и Украины по вопросу урегулирования приднестровского конфликта, дипломат отметил, что "на 100% ничьи подходы не совпадают". "Принципиальных разногласий с Украиной у нас нет", - сказал он.
Комментируя позицию России по вопросу расширения формата переговоров по приднестровскому урегулированию, в частности, включения в него США, Румынии, дипломат отметил, что за столом переговоров может сидеть сколько угодно посредников. "Но речь идет о конфликте двух сторон, которые позвали посредников, и им решать, будет ли расширен формат", - отметил посол по особым поручениям МИД РФ.
Касаясь проблем взаимоотношений Москвы и Кишинева, Савольский сказал, что «улучшение отношений России и Молдавии зависит от позиции молдавской стороны».
Отвечая на вопрос об экономических санкциях Молдавии против Приднестровья, Савольский отметил, что эти меры осложняют конфликт. "Такие методы вызывают ожесточение позиции у противостоящей стороны. Эффекта не будет, а будет наоборот - еще более прочное ощущение осажденной крепости", - сказал он.
3 июня. Премьер-министр РМ В.Тарлеев не видит в рамках СНГ перспектив в области экономического сотрудничества. Об этом он заявил в Тбилиси, где принимает участие в заседании Совета глав правительств СНГ.
По его словам, "сотрудничество в рамках СНГ оставляет желать лучшего, а у ряда стран-членов СНГ имеются нестандартные позиции".
"Отказаться от встреч такого уровня или критиковать друг друга - не самый лучший вариант, и необходимо вести цивилизованный диалог, на что Молдова и рассчитывает", - отметил он.
4 июня. По данным Национального банка Молдовы, государственный и гарантированный государством долг сократился в апреле на 20,38 млн. долл. США и составил на сегодня почти 830 млн. долл.
По состоянию на 30 апреля долг правительства составлял 658,15 млн. долл., долг НБМ перед МВФ - 113,53 млн. долл., тогда как внешний гарантированный государством долг снизился до 58,3 млн. долл. США.
Частный негарантированный государством долг по состоянию на конец апреля составил около 465 млн. долл.
6 июня. Специальное подразделение Национальной армии в составе 31 сапера приступило к уничтожению боеприпасов с просроченным сроком, которые хранятся на армейских складах.
Операция по уничтожению около 4000 взрывчатых предметов началась в конце мая и продлится до августа. Как отметил командующий группы, подполковник В.Стоян, уже уничтожено более 600 взрывчатых предметов, в основном это артиллерийские снаряды калибра 152 мм.
Помимо боеприпасов с просроченным сроком, будут разобраны и уничтожены около 220 боевых компонентов противовоздушных ракет класса C-75 и C-200. Первые 18 из них уничтожены на прошлой неделе на учебном полигоне Национальной армии в Бульбоака.
Взамен утилизированных ракет подразделения противовоздушной обороны будут оснащены новыми образцами вооружения, более современного, обслуживание которого требует меньше финансовых средств и человеческих ресурсов. Бригада саперов на 70% составлена из контрактников, большинство из которых приняло участие в постконфликтной операции в Ираке.
6 июня. По данным Министерства экономики Приднестровья, на сегодняшний день в регионе продано 37 объектов на сумму 51,54 млн. долл. США.
По словам министра экономики Е.Черненко, наибольший доход - 29 млн. получено от продажи акций Кучурганской ГРЭС. Основные покупатели приднестровских предприятий - российские предприниматели. Среди наиболее крупных предприятий, проданных россиянам - бендерские заводы "Прибор" и "Молдавкабель", обувная фабрика "Тигина", известный во всем мире дубоссарский завод "Букет Молдавии"
Ранее представители приднестровского руководства заявили, что в 2005 г. планирется получить от приватизации 39 государственных предприятий 38,4 млн. долл. США. В настоящий момент в процессе рыночной оценки находятся еще 50 подобных объектов промышленности.
В процессе приватизации находятся акционерное общество "Тиротекс", вынесенное на продажу за 22,9 млн. USD, "Завод детского питания", "Завод литейных машин им. Кирова", "Консервный завод им. 1 Мая". В ближайшее время планируется также приватизировать бендерский, рыбницкий и дубоссарский комбинаты хлебопродуктов. Тираспольский комбинат уже продан фирме "Шериф" за 1,2 млн. USD.
6 июня. Президент Фонда менеджмента, руководитель Института "За открытое общество" Дж.Сорос заявил на состоявшейся в Кишиневе встрече с президентом РМ В.Ворониным о намерении оказать помощь в совершенствовании кадров государственных учреждений Молдовы.
"Мне известно о намерениях нынешнего руководства в плане демократизации общества и присоединения к европейским стандартам и принципам", - отметил Дж.Сорос.
Известный мультимиллионер сказал, что видит роль Фонда Сороса в Молдове в поддержке способностей правительственных учреждений, во внедрении программ в области образования и здоровья.
В.Воронин подчеркнул вклад Фонда Сороса в "демократизацию молдавского общества" и заметил, что созданные при его содействии организации развивают гражданскую инициативу, продвигают институты, структуры и менталитет открытого общества.
Президент выразил готовность Кишинева продолжить с Фондом Сороса сотрудничество в таких областях, как "дальнейшая либерализация экономики, укрепление принципов демократии и поливалентности культур, продвижение по пути европейской интеграции, оптимизации процесса управления и других".
7 июня. Эстония в русле политики ЕС в отношении сопредельных государств и политики партнерства НАТО сосредоточится, прежде всего, на отношениях с Украиной, Грузией и Молдавией, заявил в парламенте страны министр иностранных дел Эстонии У.Паэт.
По его мнению, следует больше уделять внимания Молдавии. «Рост стабильности в политике и экономике Молдавии чрезвычайно важны с точки зрения региональной безопасности, залогом такого роста является разрешение «замороженного» конфликта в Приднестровье, в том числе и вывод российских войск», - констатировал он.
7 июня. Заместитель председателя парламента, лидер ХДНП Ю.Рошка считает, что молдавский парламент не одобрит предложенный украинским президентом В.Ющенко план урегулирования приднестровской проблемы.
"О принятии плана Ющенко не может быть и речи. Речь идет лишь о выражении отношения парламента к документу. Я надеюсь, депутаты выработают единую точку зрения по поводу плана и даже подпишут документ, который предопределит решение конфликта", - сказал он.
7 июня. Сопредседатель Альянса «Наша Молдова» Д.Брагиш выдвинет свою кандидатуру на пост Генерального примара (мэра) столицы в качестве независимого кандидата.
Как заявил Брагиш, такое решение было принято после бесед с лидерами нескольких политических формирований, которые дали понять, что поддержат его в предвыборной кампании.
7 июня. Президент РМ В.Воронин высказался за разработку и внедрение индивидуального Плана действий и партнерства Республика Молдова - НАТО.
Выступая в Брюсселе на Совете Североатлантического альянса, он сказал, что «наступил момент, когда для усиления и углубления политического диалога и сотрудничества Молдовы с НАТО необходимы разработка и внедрение подобного плана».
Президент В.Воронин вновь поднял вопрос о нахождении в Молдове российских войск. «…Незаконное присутствие российских войск на территории Молдовы и нерешенный приднестровский конфликт неблагоприятно влияют на безопасность РМ и региона в целом", поэтому «немедленный, безусловный и полный вывод вооруженных сил Российской Федерации из Республики Молдова придаст импульс решению приднестровского вопроса», - заявил президент.
«Мы решительно выступаем за расширение формата переговоров, в который бы входили СЕ, ОБСЕ, США, Россия, Украина и Румыния", - заявил он.
7 июня. Европейский союз намерен увеличить до 22 млн. долл. США финансирование оснащения украинской границы, прежде всего, с Молдавией, сообщил глава представительства Еврокомиссии на Украине И.Боуг на открывшейся в Киеве международной конференции "Безопасность европейских границ: реалии и перспективы".
8 июня. Президент РМ В.Воронин в рамках своего визита в Брюссель провел встречу с генеральным секретарем Совета ЕС Х.Соланой, вручив ему письмо о совместном мониторинге приднестровского участка молдавско-украинской границы, подписанное президентами Молдовы и Украины.
Президент В.Воронин заявил на встрече, что предложенный В.Ющенко План урегулирования приднестровской проблемы содержит два отличительных принципа: в плане не говорится о федерализации, и подобный документ впервые касается демократизации приднестровского региона.
Х.Солана выразил готовность Совета Евросоюза поддержать Молдову в процессе реализации предложенного украинской стороной плана.
8 июня. План Украины по решению приднестровского конфликта направлен на фактическую изоляцию Приднестровья, но не на решение самой проблемы, заявил председатель комитета по международным делам Совета Федерации РФ М.Маргелов.
По его словам, президент Молдавии В.Воронин не в первый раз обращается к Западу по вопросам урегулирования приднестровского конфликта. "На этот раз НАТО вроде бы поддерживает украинский план этого урегулирования.
У России имеется собственная точка зрения на приднестровскую проблему - план Козака, с которым первоначально в октябре 2003 года согласилось и молдавское руководство, отметил сенатор. Но тогда подписать этот план Воронин отказался после консультаций с ОБСЕ.
Реализация подобного плана помогла бы перенести решение всех спорных вопросов сугубо в конституционную плоскость, с учетом интересов всех жителей страны, считает Маргелов. Безусловно, Россия в этой ситуации продолжит отстаивать интересы Приднестровья, ущемляемые предложенным планом.
"Учитывая, то региональное влияние Москвы и ту степень зависимости экономики Молдавии от нее, которая имеет место сейчас, мне представляется, что любая сепаратная попытка урегулирования в Приднестровье, минуя Москву, обречена на неудачу", - сказал он.
8 июня. Верховный Совет Приднестровья принял на пленарном заседании в двух чтениях поправки к закону "О государственном пенсионном обеспечении граждан ПМР". Установлена надбавка к социальной пенсии в размере 50% от минимальной пенсии по возрасту. Закон вступит в силу с января 2006 г.
8 июня. На предварительном совещании Объединенной Контрольной Комиссии (проходившем при отсутствии молдавской делегации) российская сторона представила нового сопредседателя ОКК от Российской Федерации - старшего советника посольства РФ в РМ, представителя МИД РФ в ОКК В.Шанина. В составе российской делегации и новый эксперт от Минобороны России - старший офицер МО РФ майор А.Подкорытов.
8 июня. Российское ОАО "Газпром" планирует в 2006 г. отпускать газ Молдове по ценам среднеевропейского уровня, сообщил на брифинге в Москве зампредседателя правления компании А.Рязанов.
Он сказал, что потребители Западной Европы получают российский газ по 50 долл. США за 1.000 кубометров. Молдове на основании межправительственного соглашения газ отпускается по 80 долл. от "Газпрома" и по 71 долл. от его дочерней компании - "Газэкспорта".
Ранее председатель правления молдо-российского АО "Молдова-газ" Г.Абашкин высказал сомнение в том, что мажоритарный акционер компании - "Газпром" - поднимет цены Молдове до европейского уровня. "Молдова - не субъект европейского рынка и к нам его ценовая стратегия не может быть применена с завтрашнего дня", - сказал главный менеджер компании.
9 июня. Министр обороны РФ С. Иванов заявил журналистам в Брюсселе, что вывоз боеприпасов из Приднестровья возобновится только после урегулирования приднестровской проблемы. Вывоз боеприпасов не будет возобновлен до тех пор, пока не будет найдено политическое урегулирование приднестровской проблемы, подчеркнул министр. "Там полный тупик в прямом и переносном смысле этого слова. Если говорить о вывозе вооружения, то это невозможно сделать - невозможно подать эшелоны", - сказал он.
9 июня. Новая группа волонтеров американского Корпуса мира прибыла в Кишинев. Как сообщает пресс-служба посольства США в Молдове, 40 волонтеров будут изучать в течение 10 недель румынский или русский языки, ознакомятся с культурой Молдовы и пройдут подготовку по проекту.
22 представителя Корпуса мира будут работать в рамках проекта «Преподавание английского языка как иностранного», 18 – в рамках проекта «Навыки для жизни и воспитание в области здравоохранения» - в школах и университетах Молдовы.
В настоящее время в Молдове работают около 130 добровольцев.
9 июня. Молдавская сторона продолжает целенаправленное блокирование работы Объединенной контрольной комиссии, заявил сопредседатель ОКК от России В.Шанин после того, как из-за демонстративной неявки делегации Молдовы было сорвано намеченное на среду заседание ОКК. "По мнению российской стороны, уклонение молдавской делегации от участия в обсуждении насущных вопросов развития ситуации в зоне безопасности создает серьезные предпосылки для обострения обстановки", - подчеркнул Шанин.
"Делегация Российской Федерации в ОКК обращает внимание на опасность неконструктивных действий и призывает возобновить работу комиссии в полном объеме в самое ближайшее время", - добавил Шанин. Заявление сопредседателя от России поддержали делегация Приднестровья и представитель Украины в ОКК.
10 июня. В Государственной Думе России прошла встреча депутатов с руководством Верховного Совета Приднестровья. Председатель ВС ПМР Г.Маракуца через председателя Комитета Госдумы по делам СНГ А. Кокошина передал российским парламентариям текст Избирательного кодекса республики с просьбой провести его юридическую экспертизу. В ходе обсуждения вопроса в Москве приднестровская и российская стороны пришли к мнению, что избирательное законодательство ПМР в целом соответствует общепринятым международным нормам, а его дальнейшее совершенствование может быть проведено, в т.ч. с помощью экспертов Государственной Думы до выборов в декабре 2005 г.
10 июня. Президент РМ В.Воронин дал позитивную оценку предложенному Украиной плану урегулирования приднестровского конфликта.
"Этот план является уникальным документом, он позволяет возобновить диалог, чтобы окончательно решить проблему в рамках территориальной целостности и суверенитета Молдавии", - заявил он в парламенте Молдавии в ходе слушаний по приднестровской проблеме.
В.Воронин считает, что парламент должен принять к сведению предложенный Украиной план, чтобы разработать собственный документ, который позволит окончательно решить проблему.
Глава молдавского государства расценил предложения Украины по приднестровскому урегулированию, как "несомненное личное мужество украинского президента В.Ющенко".
В.Воронин назвал украинский план самым интересным и самым перспективным документом, который когда-либо оказывался на столе переговорного процесса.
Президент положительно расценил в украинском плане то, что он твердо фиксирует будущее Молдовы в качестве территориально и политически целостного государства.
"Украина фокусирует внимание на важнейшем механизме урегулирования, который впервые предлагается Молдове в качестве пути для достижения территориальной целостности. Это - демократизация Приднестровья", - отметил Воронин.
10 июня. Президент РМ В.Воронин проинформировал президента Украины В.Ющенко о ходе парламентских слушаний по обсуждению украинского плана урегулирования приднестровского конфликта.
Как сообщили в пресс-службе молдавского президента, В.Воронин отметил, что "парламент Молдавии положительно воспринял украинский план приднестровского урегулирования".
В ходе слушаний парламент Молдовы принял Декларацию "Об инициативе Украины по приднестровскому урегулированию", а также два Обращения - "О принципах и условиях демилитаризации Приднестровского региона" и "О критериях демократизации Приднестровского региона".
10 июня. В Обращении "О принципах и условиях демилитаризации Приднестровского региона", принятом на заседании парламента РМ, в частности, говорится, что Молдова берет на себя обязательство предложить в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» и осуществить посредством Международной миссии военных и гражданских наблюдателей с мандатом ОБСЕ роспуск военных формирований в приднестровской зоне, ликвидацию оружия и военной техники, а также социальную реабилитацию и переквалификацию лиц, который входят в состав приднестровских военизированных формирований.
Одновременно, говорится в обращении, на основании ходатайства РМ к ОБСЕ будет осуществлено постепенное и полное преобразование действующей миротворческой операции в международный механизм при участии военных и гражданских наблюдателей, которые будут осуществлять свою деятельность в РМ до политического урегулирования приднестровского конфликта.
10 июня. Российская Федерация должна завершить вывоз и ликвидацию своего военного арсенала на территории Республики Молдова до конца 2005 года. Это является “одним из неотъемлемых условий демилитаризации приднестровской зоны”, говорится в Обращении «О принципах и условиях демилитаризации Приднестровского региона», единогласно принятом молдавским законодательным органом. Как сказано в документе, Москва и Кишинев признают тот факт, что военные части, дислоцированные в зоне безопасности РМ на основании молдавско-российского договора от 21 июля 1992 года, достигли поставленных целей, и должны быть постепенно сокращены и полностью выведены с территории страны до 31 декабря 2006 года.
10 июня. Проведение демократических выборов в Приднестровье невозможно в условиях отсутствия в регионе плюрализма мнений, свободы слова, а также несоблюдения Конституции Молдовы, говорится в принятом молдавским парламентом Обращении «О критериях демократизации Приднестровского региона». В документе обозначены принципы и условия для проведения свободных выборов в левобережье Днестра - юридическая реформа, освобождение политических узников, создание условий существования различных политических партий и свободных СМИ, проведение выборов под эгидой и контролем европейской избирательной комиссии с мандатом ОБСЕ, которая должна приступить к работе минимум за пять месяцев до проведения выборов в Приднестровье.
Молдавские депутаты призвали СЕ, ОБСЕ и ЕС "активнее включиться в процесс демократизации приднестровского региона".
10 июня. В МИД Украины отмечают конструктивное отношение российской стороны к плану урегулирования приднестровского конфликта, предложенному Украиной, заявил журналистам посол по особым поручениям украинского внешнеполитического ведомства Д.Ткач по итогам консультаций в Москве.
"Консультации прошли в очень конструктивном духе", - подчеркнул Д.Ткач. По его словам, "Россия очень плотно работает над тем, как расширить и дополнить наши предложения".
10 июня. Президент Республики Молдова В.Воронин встретился с вице-президентом группы компаний "Union Fenosa International" О.Лопесом.
Политика группы "Union Fenosa" направлена на углубление и расширение деятельности в Республике Молдова, развитие электрораспределительных предприятий, оптимизацию тарифной системы в соответствии с условиями рынка, отметил вице-президент.
Он заявил о готовности руководства компании работать в самом тесном сотрудничестве с государственными учреждениями и специализированными структурами Молдовы как в техническом, так и в экономическом планах.
Испанский представитель отметил, что договоренность об обеспечении параллельного функционирования энергетических систем, достигнутая недавно президентами Молдовы и Украины, открывает большие возможности для укрепления и развития транспортных и распределительных электросетей, а также разнообразия источников электроэнергии.
11 июня. МИД России выразил серьезную обеспокоенность последними решениями молдавского парламента по Приднестровью. В заявлении официального представители МИД РФ А.Яковенко говорится:
«10 июня 2005 года парламент Республики Молдова выступил со своим видением перспектив приднестровского урегулирования, "демократизации" общественной жизни на левом берегу Днестра и трансформации нынешней миротворческой операции в регионе. Принятые декларация и обращения по этим вопросам в адрес Украины, Совета Европы, ОБСЕ, Европейского Союза, США, Российской Федерации и Румынии на практике означают вариант силового принуждения жителей Приднестровья к безоговорочному вхождению в конституционное поле унитарной Молдавии, что вызывает глубокое разочарование».
«Склонность молдавских парламентариев к принудительным мерам в решении этого регионального конфликта без учета мнения самих приднестровцев и вне рамок цивилизованного диалога сторон вызывает серьезное беспокойство», - говорится далее в заявлении.
«Много вопросов возникает и по поводу той легкости, с которой обличенные высокой государственной ответственностью авторы декларации (парламента Молдавии по приднестровскому урегулированию) и обращений, относятся к политическим инструментам урегулирования, стремятся демонтировать нынешнюю миротворческую операцию, которая после кровавых событий 1992 года обеспечивала мир и стабильность на Днестре», - подчеркнул дипломат.
«Более полутора лет переговорный процесс переживает серьезый кризис, возникший после драматического срыва в ноябре 2003 года подписания согласованного варианта приднестровского урегулирования, - указал Яковенко. - С июля прошлого года Кишинев в одностороннем порядке приостановил свое участие в переговорах и предпринял ряд мер политического и экономического давления на регион, продолжающих создавать значительные социальные трудности для населения, среди которого немало наших граждан и соотечественников, и никак не способствующих стабилизации обстановки на Днестре».
«Как свидетельствует исторический опыт, эмоционально заряженными декларациями невозможно решить реально существующие проблемы, - подчеркнул дипломат. - Единственный способ приднестровского урегулирования - выработка за столом политических переговоров надежно гарантированного особого статуса Приднестровья при сохранении территориальной целостности Республики Молдова. Попытки формулировать условия капитуляции - это не только путь в тупик, но и явное противоречие с основополагающими принципами ОБСЕ по урегулированию региональных конфликтов. Не понимать этого - значит вести дело к провоцированию продолжения бессмысленной конфронтации».
12 июня. Тирасполь возражает против вывода российской группы войск с территории Приднестровья. Как заявил пресс-атташе министерства госбезопасности ПМР Д.Остапчук: "Наша позиция остается неизменной - российская армия, которая пришла в Приднестровье в 1791 году в ходе русско-турецкой войны, должна оставаться здесь до тех пор, пока это будет отвечать официальным интересам России. Эта позиция подтверждена результатами референдума марта 1995 года, представляет собой выражение интересов всего населения Приднестровья".
12 июня. Президент Приднестровья И.Смирнов направил президенту России В.Путину поздравительную телеграмму, в которой, в частности, говорится, приняв Декларацию о государственном суверенитете, Российская Федерация открыла новую страницу в своей истории.
Как активный участник общемировых и региональных процессов, Россия пользуется заслуженным авторитетом и уважением, в первую очередь, за свою объективную и миролюбивую позицию.
Для Приднестровья Российская Федерация – государство-миротворец, государство-гарант. Приднестровцы с особым братским чувством и глубоким уважением относятся к российскому народу, с которым их объединяют крепкие узы многовековой дружбы, основанной на духовной и культурной близости.
12 июня. Вместе с россиянами приднестровцы празднуют День России. Празднуют независимо от того, есть ли у них российское гражданство. Празднуют, потому что Приднестровье – неотъемлемая часть исторической России.
В приднестровской столице, у памятника Суворову прошла массовая молодежная акция, призванная подчеркнуть единство ПМР и России. Шествие и импровизированный митинг были организованы недавно созданной международной молодежной корпорацией «Прорыв». В «Прорыв» входят 13 молодежных патриотических организаций республики, а также соседней Украины (Патриотический союз молодежи ПМР, Лига славянской молодежи, фонд «Европейские ценности», Демократическая молодежь Украины и др.)
«Россия, Путин, ПМР!», - скандировали участники акции. Площадь пестрела российскими и приднестровскими флагами. Демонстранты выразили свой протест против антироссийской политики, проводимой сегодня в странах Балтии, Грузии и Молдове.
13 июня. Попытка официального Кишинева надавить на Москву в вопросе с ликвидацией российского военного присутствия в Приднестровье не принесет властям Молдовы желаемого результата, сказал Начальник Главного управления информации Парламентского собрания Союзного государства России и Белоруссии С.Небренчин, выступая на международной конференции в Тирасполе.
Комментируя последние инициативы Украины в молдо-приднестровском урегулировании, он обратил внимание на необходимость исходить, прежде всего, из вопроса обеспечения надежных гарантий для населения, которое живет в ПМР. «Мы сегодня говорим об интересах в регионе кого угодно – Украины, России, Молдовы, но часто забываем об интересах самих приднестровцев», – сказал эксперт российско-белорусского Союза. Он обратил внимание участников конференции на фактически состоявшееся приднестровское общество, интересы которого далеко не всегда совпадают с тем, что намерены навязать ему извне.
14 июня. Административный совет Национального банка Молдовы принял решение об изменении и дополнении Инструкции о процедуре формирования, размещения и архивирования официального курса молдавского лея.
Изменение произведено в связи с деноминацией этой валюты начиная в 1 июня 2005 года. Данная номинальная стоимость снизится на 4 нуля.
В этой связи румынские леи старого и нового образца будут иметь одновременное хождение до 31 декабря 2006 года. Первые будут исключены из оборота 1 января 2007 года, а их обмен будет производиться неограниченно в Национальном банке Румынии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |