Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
03.06.2005. Республика (Казахстван)
Тулеген Аскаров
Как известно, в последнее время отношения между Астаной и Вашингтоном стали особенно напряженными из-за скандала «Казахгейт», а также событий в Кыргызстане и Узбекистане, которым наш официоз пытается дать выгодную для себя интерпретацию, весьма далекую от истинной картины произошедшего. Однако последний демарш руководства Казахстана в Баку превзошел все ожидания - отказ подписать соглашение о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан стал прямым вызовом американской внешней политике в нашем регионе и на Кавказе.
О том, какой неприятный сюрприз преподнес глава нашего государства своим высокопоставленным визави в Баку, похоже, поняли не все и уж точно не сразу. Поначалу растерялись даже официальные СМИ Казахстана: в видеосюжетах и фоторепортажах было ясно видно, что президента Казахстана нет в группе президентов Азербайджана, Турции и Грузии, открывавших задвижки новой трубы. Между тем в текстовках из Баку упорно утверждалось, что глава нашего государства принял участие в церемонии открытия БТД. И лишь несколько позже тексты сообщений и видеоряды к ним из Баку стали совпадать – теперь показывали торжественную церемонию, предшествовавшую собственно пуску трубопровода, в которой и в самом деле принял участие Нурсултан Назарбаев. В итоге вышло довольно странное виртуальное зрелище – большинство телезрителей и читателей так и не поняли, участвовал ли казахстанский президент в церемонии запуска новой трубы, и пошла ли по ней казахстанская нефть…
Хорошее начало с плохим концом
На самом же деле все выглядит совсем иначе – наш президент побывал в Баку, участвовал в открытии трубопровода, но не крутил задвижки БТД, поскольку отказался подписать главный документ - соглашение о транспортировке казахстанской нефти по нефтепроводу. В результате получился международный скандал, который умело скрыли за плотной информационной завесой. Впрочем, все равно было заметно, что президенты Азербайджана и Грузии присутствовали на церемонии явно не в лучшем расположении духа – скорее всего, по причине глубокого разочарования демаршем казахстанского партнера.
Последний, кстати, тоже выглядел чем-то сильно расстроенным. Что именно президенты не поделили в канун этого исторического события, и почему Астана не подписала соглашение о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу БТД, так и осталось непонятным.
Между тем, в канун приезда Нурсултана Назарбаева в Баку оттуда звучали самые оптимистичные заявления. Говорилось о том, что в ходе заседания двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству был согласован целый ряд документов, включая и злосчастное соглашение о транспортировке казахстанской нефти по БТД. В том, что этот документ был готов к подписанию, мало кто сомневался – об этом заявляли в Баку накануне визита главы нашего государства министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник и вице-премьер Азербайджана Аббас Аббасов. Причем последний даже заявил, что этот документ был не только подготовлен, но и парафирован.
Руководство азербайджанской национальной компании «ГНКАР» в день запуска новой трубы сообщило, что соглашение представлено президентам двух государств. До этого казахстанская сторона посылала в Баку бодрые сигналы из Актау. Там глава нашего государства принимал первый казахстанский нефтетанкер и впервые же осуществил пуск нефти, предназначенной для БТД, с насосной станции терминала на танкер. Так же Назарбаев подчеркнул, что отныне БТД правильнее называть «Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан», то есть АБТД. Однако после перелета с казахстанского берега Каспия на противоположный он почему-то принял решение не подписывать соглашение, без которого новый трубопровод заведомо обречен на банкротство.
Версии и предположения
Конечно, версии причин столь неожиданного решения руководства нашей страны могут быть самыми разными. Начнем с того, что вокруг БТД явно столкнулись интересы России и США. Судя по комментариям официальных лиц в Баку, для азербайджанской стороны, а также для Грузии, Турции, США и других западных стран-участниц этого проекта самым важным в БТД является разрушение российской монополии на транспортировку углеводородов из СНГ.
Действительно, в составе акционеров БТД из государств-участников представлен только Азербайджан, национальная нефтяная компания которого – «ГНКАР» - владеет 25% долей в этом проекте. Еще 30,1% принадлежит британской «ВР», а остальными участниками являются «Unocal» (8,9%), «Statoil» (8,71%), «TPAO» (6,53%), «Itochu» (3,4%), «Amerada Hess» (2,36%), «ENI» (5%), «ConocoPhilliрs» (2,5%), «Inрex» (2,5%) и «Total» (5%) (из этих компаний четыре – «ENI», «ConocoPhillips», «Inpex» и «Total» - участвуют в контракте на разработку месторождения Кашаган).
Поэтому можно утверждать, что проект БТД в большей степени британо-азербайджанский, а для США он важен в первую очередь своей политической составляющей, поскольку явно наносит урон российским интересам. Потери россиян составят как минимум 10 млн. тонн азербайджанской нефти в год, которая прокачивается сейчас по нефтепроводам Баку-Новороссийск и Баку-Супса.
Кстати, вряд ли у российской стороны вызвало оптимизм и предложение реверсировать нефтепровод Баку-Новороссийск, дабы качать уже российскую нефть в Турцию по контролируемому западными компаниями маршруту. Частные российские компании просто не могут отказаться от такого предложения, поскольку по оценкам азербайджанских властей тариф на прокачку нефти по БТД составляет $3 с «хвостиком» за тонну, тогда как по трубе Баку-Новороссийск – почти $16.
От использования этого трубопровода с лета намерена отказаться «Азербайджанская международная операционная компания» (АМОК), в которой первую скрипку играют британцы. По мнению руководства компании, россияне «бодяжат» нефть в этой трубе, ухудшая качество азербайджанского «черного» золота за счет смешивания с низкокачественными сортами российской нефти. Взамен «АМОК» собирается доставлять нефть на мировые рынки по железной дороге, а затем воспользоваться услугами БТД.
Масла в огонь российского недовольства подлил и азербайджанский президент Ильхам Алиев, подчеркнувший, что реализация проекта БТД не была бы возможна без постоянной политической поддержки США. А компанию «ВР» он вообще назвал «неотделимой частью» азербайджанского общества.
Не удивительно, что российских высокопоставленных представителей на церемонии открытия БТД не было заметно. Вполне возможно, что и казахстанская сторона решила не подписывать ключевое соглашение по БТД, понимая, что ответные меры Кремля не заставят себя ждать – ведь по совпадению как раз в это же время в Москве шли трудные переговоры по расширению мощностей еще одного нефтепровода – КТК. Россияне заняли жесткую позицию, выбивая для себя серьезные уступки, сулящие заметные убытки другим участникам этого консорциума.
В итоге этого мощного давления пять из семи выдвинутых правительством России условий расширения КТК фактически оказались согласованными, включая повышение тарифов на прокачку нефти, а по оставшимся двум была достигнута частичная договоренность, в том числе и по самому болезненному вопросу - о корпоративном управлении КТК. Отсюда легко понять, почему официальные СМИ нашей страны так настойчиво подчеркивали, что Нурсултан Назарбаев оказался чуть ли не единственным на торжественной церемонии пуска в эксплуатацию азербайджанского участка нефтепровода БТД, кто упомянул российское направление транспортировки казахстанской нефти, не говоря уже о Китае и Иране.
Есть и другая возможная причина казахстанского демарша – скандал «Казахгейт» и предстоящие у нас президентские выборы. Поскольку администрация США явно не намерена спускать «Казахгейт» на тормозах, да еще позволила себе пригласить в Вашингтон лидера объединенной оппозиции Жармахана Туякбая, казахстанский президент мог решить просто «насолить» Вашингтону, отказавшись подписывать упомянутое соглашение. Во всяком случае, если судить по телерепортажам из Баку со встречи президента Казахстана с министром энергетики США Самюэлем Бодманом, обе стороны не выражали заметного удовольствия от обмена мнениями.
Как бы то ни было, в итоге архитекторы проекта БТД попали в неловкое положение – труба у них есть, а вот нефти для ее заполнения пока не предвидится. Насколько уместен в данном случае торг, гадать не приходится, – если в Вашингтоне и вправду заинтересованы в успехе БТД, то теперь властям США придется немало поработать с Астаной, чтобы казахстанская нефть пошла в БТД.
Труба есть, а вот нефти – нет?
Впрочем, раз уж речь зашла о нефти для заполнения БТД, то стоит уделить внимание и еще одной версии, по которой казахстанская сторона отказалась подписывать соглашение о присоединении к этому маршруту. Причина эта настолько банальна и ужасна одновременно, что ставит на карту не только нефтяное будущее нашей страны, но и в целом компетентность ее нынешнего руководства. А суть в том, что на последнее просто могло снизойти просветление и понимание того, что требуемой для БТД нефти в Казахстане просто нет…
Конечно, и в дурном сне сегодня никому не привидится, что большой нефти на Кашагане нет. В том, что она там есть, нас заверили и ведущие нефтяные компании мира, и официальные лица Казахстана. Причем если ранее говорилось исключительно о сказочных 150 млн. тонн «черного золота», которые будут добываться в Казахстане в относительно далеком 2015 году, то, выступая в Актау, глава государства обозначил более близкий по времени ориентир - 100 млн. тонн нефти к 2010 году.
Конечно, когда такие вещи заявляет главный претендент на пост президента на предстоящих выборах, то никак нельзя исключить здесь элемент популизма и элементарного пиара, - ведь фактически Нурсултан Назарбаев пообещал в ближайшее пятилетие увеличить добычу нефти в стране почти вдвое, поскольку в прошлом году было добыто 59,4 млн. тонн. С другой стороны, и без Кашагана добыча нефти в Казахстане может достигнуть этого уровня, - поскольку в 2003 году добыча нефти составила 51,5 млн. тонн, то легко подсчитать, что, прибавляя по 8 млн. тонн ежегодно, этот показатель за пятилетие и так вырастет до 100 млн. тонн. Так что вроде бы искомое количество нефти должно будет добываться в любом случае.
Другое дело, хватит ли ее для того, чтобы досталось для БТД. По оценкам азербайджанской стороны, потребуется 20-25 млн. тонн казахстанской нефти для заполнения новой трубы. Премьер-министр Даниал Ахметов на встрече со своим турецким партнером Реджепом Эрдоганом заявил даже о 30 млн. тонн нефти, предназначенных для БТД, но это уже выглядело откровенной хлестаковщиной. На первых порах БТД должно хватить и 7,5 млн. тонн, поскольку в полном объеме трубопровод начнет работать как раз к тому моменту, когда с Кашагана пойдет первая нефть.
Однако дело в том, что в ближайшие несколько лет произойдет увеличение пропускной способности трубопровода КТК до 50 млн. тонн к началу 2008, а затем до 67 млн. тонн к 2009 году, что потребует почти 40 млн. тонн дополнительной нефти. По трубопроводу из Казахстана в Китай, который вступит в строй в предстоящий День независимости, пойдет первоначально 10 млн. тонн нефти, а потом и 20 млн. тонн. А ведь еще есть трубопровод Атырау-Самара, иранское направление и, наконец, растущий внутренний рынок нефтепродуктов, требующий увеличения переработки нефти. Кроме того, нельзя забывать и о просьбе Украины, которой нужна нефть для трубы по маршруту Новороссийск – Броды, а также о недавнем предложении Беларуси увеличить поставки из Казахстана и для нее.
Таким образом, в ближайшее пятилетие добыча «черного золота» в нашей стране должна вырасти не до 100 млн. тонн, а как минимум до 120-130 млн., иначе Казахстану придется либо отказаться от своих обязательств по некоторым из намеченных направлений экспорта, либо признать, что его руководство переоценило возможности своей страны, или, говоря проще, блефовало.
Кстати, такое в новейшей истории нефтедобывающих стран СНГ уже имело место – покойный лидер Азербайджана когда-то широким жестом пригласил западных нефтяников добывать сказочные углеводородные богатства, якобы скрытые в недрах шельфа Каспия, прилегающего к его стране. Увы, большой нефти там не оказалось, из-за чего целый ряд иностранных инвесторов свернул работы, не солоно хлебавши.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |