Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
09.06.2005. Время новостей
Денис Ребров
Туркменбаши не одобрил планы ЛУКОЙЛа по приобретению Dragon Oil
Дела у ЛУКОЙЛа на Каспии идут не очень гладко. Российский холдинг собирался приобрести долю в компании Dragon Oil, единственной ведущей разведку на туркменском участке шельфа, однако вчера нефтяники признались, что руководство страны «не поддержало предложения ЛУКОЙЛа о совместной деятельности с Dragon Oil».
Встреча г-на Алекперова и президента Туркменистана Сапармурата Ниязова состоялась еще в понедельник. Вчера пресс-служба холдинга сообщила, что ЛУКОЙЛ «изложил главе туркменского государства планы проведения геологоразведочных работ на каспийском шельфе Туркмении». Одним из этих планов было совместное с Dragon Oil освоение морских месторождений. Эта компания разрабатывает блок «Челекен» (месторождения «Причелекенский купол», «Лам» и «Жданов» с общими запасами 70 млн тонн нефти и 62 млрд куб. м газа). Она зарегистрирована в Ирландии, 52% акций принадлежит арабской Emirates National Oil Corporation, остальные - миноритарным акционерам. В день визита г-на Алекперова в Ашхабад Dragon Oil сообщила, что ее совет директоров получил «предложение, которое может привести к оферте на покупку части акций» компании. Но в любом случае арабские нефтяники сохранят свою долю в Dragon Oil. Однако вчера в адрес Лондонской фондовой биржи компания направила заявление, в котором говорится, что «теперь совет директоров больше не ведет переговоров относительно каких-либо возможных предложений».
ЛУКОЙЛ уже сотрудничал с Dragon Oil: российская компания, которой принадлежит плавучая платформа «Астра», по договору подряда бурила для нее с конца 2003 года до марта 2005 года скважины на туркменском шельфе. Так что в ЛУКОЙЛе представляли, каковы перспективы этих месторождений. Хотя эксперты оценивают запасы туркменского участка шельфа как очень перспективные, регион остается малоизученным, поэтому новые проекты геологоразведки достаточно рискованны.
Недавно ЛУКОЙЛ уже сталкивался с проблемой, когда его проект на Каспии не оправдал ожиданий. Компания рассчитывала обнаружить значительные запасы на азербайджанском шельфе, в районе Яламы. Запасы блока оценивались в 140 млн тонн углеводородов. Согласно контракту холдинг должен пробурить две разведочные скважины. В конце мая ЛУКОЙЛ закончил бурение первой. Как сообщил президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ей принадлежит 20% в проекте) Натик Алиев, "скважина не выявила запасов углеводородов. Хотя ЛУКОЙЛ не проявляет особого желания бурить вторую скважину, мы будем на этом настаивать. Компания аргументирует свою позицию тем, что строение пластов позволяет судить о наличии или отсутствии углеводородов на всей площади по одной скважине». Сложности на Яламе у ЛУКОЙЛа начались с самого начала работы. В конце прошлого года компания, начав бурение, была вынуждена законсервировать первую скважину: на глубине более 1,6 тыс. м (общая глубина скважины должна была составить 4,4 тыс. м) произошел выброс воды и песка.
Судя по всему, туркменские власти готовы пустить ЛУКОЙЛ на свой шельф только в том случае, если холдинг начнет разведывать новые месторождения. Кроме того, Туркменбаши поставил компании еще одно условие. В понедельник пресс-служба туркменского лидера сообщила, что г-н Ниязов предложил ЛУКОЙЛу принять участие в реконструкции крупнейшего в стране Сейдинского НПЗ. На протяжении последних нескольких лет туркменские власти активно пытаются привлечь средства для модернизации этого предприятия, на что потребуется порядка 1,5 млрд. долларов.
В ЛУКОЙЛе не торопятся принимать предложение, заявляя лишь, что внимательно его изучат. Однако традиционно нефтяники не слишком стремятся вкладывать средства в нефтепереработку: в Америке и Европе за последние 30 лет не было построено ни одного НПЗ, ведь срок окупаемости инвестиций в этой отрасли значительно больше, чем в сегменте добычи.
Кроме того, эксперты отмечают, что другие перспективные морские участки, предлагаемые иностранным инвесторам г-ном Ниязовым, находятся на спорной территории с Ираном, с которым у Туркмении нет договора о разграничении каспийского шельфа, так что велики еще и политические риски.
ЛУКОЙЛ пока не знает, готов ли он рисковать, но очевидно, что с первого раза установить хорошие отношения с Туркменбаши не удалось. «По итогам переговоров г-на Ниязова и г-на Алекперова принято решение продолжить рабочие контакты между государственным уполномоченным органом Туркменистана и ЛУКОЙЛом», - говорится во вчерашнем заявлении компании.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |