Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Без сомнения, главным внутриполитическим событием середины июля в Белоруссии стал, прошедший 16 числа в Минске, внеочередной пленум крупнейшего профсоюзного объединения республики Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ), на котором подавляющим большинством голосов председателем ФПБ был избран высокопоставленный государственный чиновник, заместитель Главы Администрации Президента Белоруссии Леонид Козик. На первый взгляд случай поразительный. Ведь совсем еще недавно Федерация профсоюзов, по крайней мере, в лице ее руководящих органов, находилась в жесткой оппозиции к А.Г. Лукашенко, а бывший председатель ФПБ В.И. Гончарик был его основным соперником на президентских выборах 2001 года. Владимир Гончарик был кандидатом в президенты не только от Федерации профсоюзов, но и от всех оппозиционных сил республики. Причем, кандидатура лидера ФПБ как единого кандидата от оппозиции утверждалась лично руководителем Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ Хансом Георгом Виком. В своей борьбе за президентское кресло В.И. Гончарик, естественно, опирался на своих ближайших профсоюзных сподвижников, среди которых особым доверием со стороны тогдашнего профлидера пользовался заместитель председателя ФПБ и одновременно председатель Минского городского объединения отраслевых профсоюзов Николай Белановский.
В связи с тем, что оппозиционные политические силы в Белоруссии, несмотря на масштабную организационную и финансовую поддержку Запада, не обладают необходимой для прихода к власти политической мощью, ставка в борьбе за президентское кресло была сделана на Федерацию профсоюзов Белорусскую, которая была призвана сыграть роль польской «Солидарности» времен Войцеха Ярузельского.
Руководству ФПБ удалось убедить КНГ ОБСЕ в политической дееспособности белорусских профсоюзов и основными доводами при этом были официальная численность Федерации (около 4 миллионов) и ее организационная разветвленность. Однако политическая мощь Федерации профсоюзов оказалась мнимой, в первую очередь вследствие того, что интересы рядовых членов Федерации и функционеров среднего звена, с одной стороны, и руководства ФПБ во главе с В.И. Гончариком, с другой, в значительной степени разнились. Гончарику нужна была власть или, по крайней мере, политическая известность за рубежом, а большинству профсоюзных функционеров «спокойная работа по защите прав трудящихся». В итоге, Владимир Гончарик выборы проиграл, а ФПБ оказалась в глубоком кризисе, т.к. профсоюзная бюрократия в основной своей массе не хотела конфликтовать с властью, а сменивший Гончарика Франц Витко продолжил линию своего предшественника на противостояние с президентом. При этом делался упор на жалобы в различные международные организации, что в значительной мере вредило официальному Минску, который, благодаря стараниям верхушки ФПБ, приобрел еще и дурную славу гонителя профсоюзов. Такое положение вещей не могло не беспокоить белорусские власти, которые вынуждены были предпринять ряд мер направленных на нейтрализацию деструктивной деятельности руководства ФПБ.
Во-первых, распоряжением Совета Министров был запрещен принудительный сбор профсоюзных членских взносов через бухгалтерии предприятий, не зависимо от формы их собственности. Этот шаг в значительной степени подорвал материальное положение Федерации профсоюзов. Во- вторых, комитет государственного контроля и правоохранительные органы начали тотальную проверку финансовой деятельности ФПБ и ее дочерних предприятий. В-третьих, началась работа по созданию независимых от ФПБ профсоюзных объединений по территориальному признаку на основе вышедших из Федерации профсоюзных организаций крупных промышленных предприятий. И, наконец, в четвертых, функционерам ФПБ дали понять, что если они не проявят должной понятливости, то, несмотря на все усилия Международной организации труда (МОТ), американских профсоюзов АФТ-КПП и прочих зарубежных структур, Федерация профсоюзов Белорусская будет раздроблена и, в итоге, прекратит свое существование. Условия же, которые должны были принять профсоюзные чиновники были достаточно жесткими – избрать на пост председателя Федерации представителя властей и отмежеваться от политических притязаний бывшего руководства ФПБ.
Последующие события показали, что расчет Администрации Президента оказался верным. Профсоюзная номенклатура проявила должную покладистость и предпочла конструктивное сотрудничество с властями политическому противоборству с непонятными перспективами. Стоит заметить, что особую оборотистость в обработке профсоюзных функционеров в пользу избрания Л.П. Козика на пост председателя ФПБ сыграл бывший ближайший соратник Гончарика Н.А.Белановский, который отличается не только неплохими деловыми качествами, но и хорошим чутьем на текущую политическую конъюнктуру. Не последнюю роль в образовании связки Козик – Белановский сыграла по видимому и очевидная близость их политических воззрений.
Произошедшие в руководстве Федерации профсоюзов перемены должны быть одобрены на IV внеочередном съезде ФПБ в сентябре нынешнего года. Вряд ли этот съезд пройдет совсем без проблем. Не исключено, что лидеры некоторых отраслевых профсоюзов, принимавшие активное участие в антипрезидентской кампании, попытаются устроить обструкцию новому лидеру ФПБ или же вывести свои организации из Федерации. Но, в целом, смену председателя Федерации профсоюзов Белорусской можно отнести к серьезному внутриполитическому успеху президента А.Г. Лукашенко, которому в то же время необходимо соблюдать чувство меры и не пытаться превратить ФПБ в очередное подразделение Администрации Президента.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |