Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
29.06.05. «Труд»
Руководитель департамента информации и печати
МИД РФ, доктор юридических наук,
профессор МГИМО Александр Яковенко
Я ТАК СЧИТАЮ...
КАКОЕ БУДУЩЕЕ У СНГ
Непростая судьба СНГ и других организационных структур, созданных после распада СССР во имя стратегического взаимодействия, оказалась сейчас в фокусе общественных дискуссий. На страницах “Труда” (в номерах за 22 и 24 июня) в статье “Табун “троянских коней” бродит по постсоветскому пространству” свое мнение высказал Константин Затулин, директор Института стран СНГ. Сегодня мы продолжаем обсуждение этой злободневной темы.
В период после распада Советского Союза на его пространстве происходили непростые, порой противоречивые процессы, действовали как центробежные, так и центростремительные силы. И сейчас, по прошествии более 10 лет, можно сказать: несмотря на все сложности, воля и стремление новых независимых государств к сотрудничеству превалировали над тенденцией к “разбеганию”. За этот период между ними возникли различные формы взаимодействия, которые в совокупности позволяют говорить о становлении и постепенном развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Важную роль в этом, несомненно, сыграло Содружество Независимых Государств. Опыт деятельности СНГ и других интеграционных объединений на пространстве Содружества и есть не что иное, как попытки найти наиболее приемлемый способ сосуществования ныне независимых бывших советских республик без ущемления их экономических интересов как государств-партнеров, с учетом стратегических целей каждого из них.
Совпадающие подходы к обеспечению национальной безопасности, появление новых вызовов и угроз стабильности и миру подвели ряд государств-участников Договора о коллективной безопасности, заключенного в начале 90-х годов, к созданию на его основе в 2002 году Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ее члены - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан - поставили своей задачей углубление многостороннего сотрудничества в военно-политической сфере, включая координацию внешнеполитической деятельности.
ОДКБ выросла в одну из наиболее продвинутых на постсоветском пространстве интеграционных структур с развитой нормативно-правовой базой, четкой системой руководящих и рабочих органов, достаточно отлаженным механизмом принятия и реализации решений. Она на деле доказывает способность эффективно встраиваться в систему международных связей, оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы, в первую очередь такие, как терроризм, наркоугроза, религиозный экстремизм, незаконная миграция и трансграничная преступность.
Востребованность этой организации не раз проявлялась во время обострения обстановки в Афганистане, на южных рубежах СНГ. Созданные в ее рамках Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР) за последнее время не только укрепились в количественном отношении, но и претерпевают заметные качественные изменения, в том числе и в связи с открытием российской авиабазы в Киргизии и созданием российской военной базы в Таджикистане.
Полноценной международной организацией является созданное Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Уже достигнуты позитивные результаты - углубилось и усовершенствовалось сотрудничество в торгово-экономической области, создается единая таможенная территория, сближаются и гармонизируются законодательства. Практически действует режим свободной торговли без изъятий, предпринимаются согласованные усилия по формированию общего таможенного тарифа. Проводится работа по координации позиций на переговорах по присоединению к ВТО.
В качестве ключевых задач на ближайшие годы участники Сообщества рассматривают завершение создания полноценного таможенного союза, укрепление общих внешних границ и выход на качественно новый уровень экономического взаимодействия, включая энергетику, транспорт, агропромышленный сектор.
22 июня 2005 года в Москве прошло тринадцатое заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, на котором были рассмотрены вопросы состояния интеграционных процессов, ход реализации приоритетных направлений развития организации на 2003 - 2006 и последующие годы.
Результатом поиска оптимальных путей и вариантов экономической интеграции на пространстве Содружества стало подписание в сентябре 2003 года президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины Соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое вступило в силу 20 мая 2004 года. “Четверка” поставила перед собой амбициозную, но реальную задачу сформировать качественно новую региональную интеграционную организацию, объединяющую таможенные территории государств-участников, в рамках которой будет обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также будет проводиться единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
Значимым политическим событием 2004 года стало присоединение России к организации “Центрально-Азиатское Сотрудничество” (ЦАС), что создает дополнительные возможности для обеспечения безопасности и стабильности в этом важном регионе, способствовать взаимодействию в экономической сфере, включая такие стратегические области, как энерго- и водопользование, формирование общего транспортного пространства.
Таким образом, протекающие на пространстве Содружества процессы подтверждают общемировую тенденцию - в условиях глобализации и взаимозависимости интеграция становится императивом. И неважно, где происходят интеграционные процессы - на Западе или на Востоке нашего континента, - они в равной степени содействуют формированию Большой Европы без разделительных линий.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |