Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О встрече в верхах государств-участников ГУУАМ

В.И.Романенко, Г.М. Коненко

19-20 в Ялте состоялась очередная встреча глав государств, входящих в региональную организацию под названием ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдавия). Президент Узбекистана И. Каримов на саммит не прибыл, несмотря, как говорят, на попытки посетивших Ташкент накануне встречи посланцев Вашингтона убедить его не приостанавливать свое членство в организации. Представлял президента посол Узбекистана на Украине Ш. Шахалиев.

Зато в этот раз было больше, чем обычно, гостей от России (посол В.С. Черномырдин), США, Болгарии, Ирана, Греции, Румынии, Турции, Польши, Словакии и даже Бразилии. Прислали своих представителей ООН, Евросоюз, ОБСЕ в лице Генсека Я.Кубиша, ОЧЭС – Генсека В.Чечелашвили.

Украинская сторона при содействии США употребила много усилий, чтобы саммит в Ялте был как можно более представительным. Надо сказать, что это в значительной степени удалось. Обратило на себя неожиданное послание Генсекретаря ООН К.Аннана, в котором он подчеркнул готовность всемирной организации и впредь развивать контакты с ГУУАМ.

Послание американцев же никого не удивило. Было ясно, что Вашингтон постарается в очередной раз продемонстрировать свою поддержку и благословение организации, созданной, как известно, по его подсказке с целью размывания СНГ. В нем, в частности, говорится о том, что Соединенные Штаты проявляли к ГУУАМ большой интерес с самого начала образования этой организации, поскольку считают, что у нее имеется потенциал, чтобы играть существенную роль в регионе и внести существенные изменения в жизнь народов. Далее в послании от имени правительства США заявляется, что США окажут поддержку процессу преобразования ГУУАМ в эффективную международную организацию. А координатор Госдепа США по вопросам помощи странам Европы и Евразии У.Тейлор в интервью журналистам прямо сказал, что США готовы оказать финансовую помощь в реализации конкретных проектов ГУУАМ, в частности, речь может идти об обустройстве границ и таможен членов этой организации. Он объявил о заинтересованности США в получении статуса наблюдателя при ГУУАМ.

При рассмотрении повестки дня встречи ее участники сосредоточились главным образом на вопросах экономического сотрудничества и борьбы с терроризмом.

По первой группе вопросов – министры иностранных дел подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Президент Л.Кучма отметил значимость этого события в условиях «неработающей зоны свободной торговли в СНГ». Ряд наблюдателей высказал мнение о появлении возможных экономических трудностей и разногласий между ЕврАзЭС и ЗСТ ГУУАМ. Другие же, ссылаясь на отсутствие у организации реальных экономических проектов, говорили, что без привлечения других стран к реализации существующих планов, например, России, очень трудно прогнозировать окончательные результаты сотрудничества в рамках ГУУАМ.

Особое внимание участники встречи уделили проблемам, связанным с реализацией Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) по доставке каспийской нефти в Европу. Л.Кучма, отметив завершение строительства нефтепровода «Одесса-Броды», заявил о реальном наполнении проекта ЕАНТК и призвал Молдавию присоединиться к проекту, даже если нефтепровод не будет проходить по ее территории. В ответ президент В.Воронин заявил, что Молдавия заинтересована именно в том, чтобы нефтетранспортные коридоры проходили по ее территории. «Иначе, какова выгода Молдовы от участия в ГУУАМ?»

Завершив рассмотрение второй группы вопросов, участники встречи подписали соглашение о сотрудничестве между Правительствами своих стран в сфере борьбы с терроризмом, оргпреступностью и иными опасными преступлениями. Стороны выразили необходимость совместной разработки и реализации программ по совершенствованию механизмов предупреждения террористической деятельности и оргпреступности, проведению совместных оперативных мероприятий.

Была обсуждена на саммите и третья группа вопросов - политических. В итоге была подписана Декларация о совместных усилиях по обеспечению стабильности и безопасности в регионе. Кроме общих рассуждений, в документе просматривается и свой конкретный подтекст. Как известно, на территориях стран-членов ГУУАМ продолжают существовать зоны конфликтов и т.н. непризнанные, но существующие де-факто самостоятельные государственные образования: в Азербайджане – Нагорный Карабах, в Грузии – Абхазия и Южная Осетия, в Молдавии – Приднестровье, да и на Украине не все проблемы, связанные с Крымом, решены до конца. Поэтому недаром в заключительном коммюнике отмечена «необходимость предотвращения любых действий, направленных на поддержку сепаратистских и экстремистских сил, на подрыв суверенитета и территориальной целостности государств-участников ГУУАМ».

Президент Г.Алиев в беседе с журналистами отметил «пассивность международных организаций в урегулировании азербайджано-армянского конфликта», безрезультатность работы Минской группы ОБСЕ. Президент В.Воронин обсуждал приднестровскую проблему с представителем Госдепа США У.Тейлором, в частности, новый проект документа по урегулированию взаимоотношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, который, по словам американца, является началом для разработки проекта окончательного разрешения конфликта.

Нельзя не отметить, что на общем фоне комплиментарных оценок деятельности ГУУАМ, выступление молдавского президента прозвучало скорее диссонансом. «У Молдовы есть немало оснований для беспокойства и по поводу жизнеспособности ГУУАМ, и в отношении места и роли нашей страны в создаваемой в ней системе взаимоотношений». Он обратил внимание на то, что Молдова практически исключена из обсуждения тех проблем, для которых и создана ГУУАМ. В первую очередь речь идет о широко разрекламированных проектах транспортировки энергоносителей из зоны Каспийского моря, в т.ч. и через молдавскую территорию. Но магистрали, сказал он, изменили свои направления и обошли Молдову, что не могло не сказаться на более осторожном ее отношении к ГУУАМ.

В.Воронин заявил, что общеэкономическая интеграция в рамках ГУУАМ также представляется искусственной. Статистика свидетельствует о снижении товарооборота в рамках образования. Более того, членство РМ в ГУУАМ не создало для нее благоприятных условий в решении целого ряда экономических и иных вопросов.

Посол России в Украине В.Черномырдин осторожно прокомментировал результаты саммита. Назвав подписание договора о свободной торговле в рамках ГУУАМ положительным явлением, в тоже время выразил сомнения в его жизнеспособности без участия России. Особо было подчеркнуто, что без участия России членам ГУУАМ не удастся практически реализовать энергетические проекты, а Россиия, по оценке В.Черномырдина, не планирует вступать в ГУУАМ даже в качестве наблюдателя.

Оценки представителей США на саммите, координатора Госдепартамента США У.Тэйлора и посла США в Украине К.Паскуаль, прямо противоположные: США готовы оказать поддержку, в том числе финансовую, «конкретным проектам» в рамках организации ГУУАМ, а также заинтересованы в получении статуса наблюдателя в организации. Но одновременно представители США явно дали понять участникам саммита, что дальнейшая судьба организации находиться в ее собственных руках.

В целом же, несмотря на прозвучавшую со стороны Молдавии нелицеприятную критику ГУУАМ, следует отметить, что встреча в Ялте стала крупной внешнеполитической акцией в Украине. Деятельность этой организации достаточно искусственно реанимируется при поддержке стран Запада, в первую очередь США и имеет явный антироссийский оттенок.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ