Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.06.2005. ИА Росбалт
О реальном курсе нынешней украинской власти и российской политике в Украине в эксклюзивном интервью «Росбалту» рассказывает народный депутат трех созывов Верховной Рады Украины Владимир Марченко.
- Владимир Романович, 14 июня в Санкт-Петербурге спикер Совета Федерации Сергей Миронов на конференции петербургского отделения Российской партии Жизни (РПЖ) в качестве почетного гостя принимал спикера Верховной Рады Украины Владимира Литвина. Миронов пожелал успехов Народной партии Украины, которую возглавляет Литвин, и выразил надежду, что она станет партнером РПЖ.
Но, как известно, партия Литвина на предстоящих парламентских выборах 2006 года собирается идти в блоке с партией Ющенко и Тимошенко. Не означает ли политическое партнерство Миронова с Литвиным смену российской позиции в отношении «оранжевой власти»?
- России нужно, в конце концов, отличать желаемое от действительного. Дело в том, что, понимая важность России, понимая ориентацию большинства украинского населения на Россию, у нас каждый раз начинают заигрывать с Россией. Вспомните, что говорил кандидат Кучма перед президентскими выборами в 1994 году. Он говорил, что русский язык будет вторым государственным. И этим он тогда получил очень много голосов. И каждый раз, когда подходят выборы, обязательно делаются реверансы в сторону России.
- Какова сегодня роль Литвина? До президентских выборов он относился к провластно настроенным политикам, во время выборов занимал умеренную позицию, потом заявил, что пойдет на парламентские выборы вместе с Ющенко и Тимошенко, и вот теперь его радушно встречает третий человек в России. Создается впечатление, что в условиях, когда реальная оппозиция в Украине крайне слаба, Россия рассматривает Литвина как политика, с которым можно вести диалог.
- Дело в том, что это проблема не Литвина. Это проблема России. Российским политикам не хочется напрягать свои извилины и накапливать факты деятельности политиков в Украине. А нужно лишь почитать официальные заявления Литвина или посмотреть на принимаемые решения.
Я хочу подчеркнуть, что именно Литвин организовал ту сессию 27 ноября 2004 года — чрезвычайное заседание парламента, когда фактически решалось, кто станет президентом — Янукович или Ющенко. И Литвин тогда направил деятельность парламента в антиконституционное русло.
Если мы возьмем Конституцию Украины и откроем 4 раздел, в котором формулируются полномочия Верховной Рады, то мы не найдем там права парламента признавать выборы действительными или недействительными. У парламента нет такого права.
- А кто должен был решать этот вопрос?
- Это должна была решать Центральная избирательная комиссия. Причем, закон выписан таким образом, что ЦИК не могла полностью признать выборы недействительными. Она могла признать выборы недействительными на отдельных участках. И чтобы избавиться от фальсификаций, там надо было провести переголосование. Но парламент пошел на нарушение закона, нарушение Конституции. И потом Литвин получил звание Героя Украины. Он получил Героя именно за это!
- Поэтому Ющенко и берет его к себе в блок?
- Конечно! Ющенко открыто заявил в своих интервью, что Владимир Литвин доказал своей борьбой, «что он наш, оранжевый». Следовательно, деятельность Литвина, Ющенко, Тимошенко, Мороза, Симоненко должна быть для России уже понятной. Нельзя наступать на одни и те же грабли.
Кстати, Литвин, сейчас очень активно работает по линии ГУАМа, который создавался как противовес России и который получил свое второе рождение после прихода Ющенко. Правда, Литвин сделал реверанс и в сторону России, сказав, что и она может вступить в ГУАМ. Хотя непонятно, зачем России входить в ГУАМ, если у нее есть СНГ, ЕврАзЭС и Единое экономическое пространство (ЕЭП).
Литвин также провел в Луцке парламентскую ассамблею Литвы, Польши и Украины, выступил с инициативой создать парламентскую ассамблею, которая бы охватывала страны Черноморского бассейна. При этом вопрос о Едином экономическом пространстве отодвинут далеко в угол. Если бы Литвин был активным сторонником ЕЭП и хотел бы развивать отношения с Россией, то у него, как у спикера Рады, есть достаточно большие полномочия. Например, он бы мог в парламенте инициировать рассмотрение именно этих законопроектов. Но сегодня парламент настроен на ускоренное рассмотрение законов по вступлению в ВТО. Причем, ускоренное вхождение в ВТО сегодня проводится в пику России.
- Почему?
- Украина сегодня идет даже на ущемление своих интересов, во многом из-за того, чтобы успеть войти в ВТО раньше России. Тогда Украина сможет ставить России свои условия, и уже России придется договариваться с Украиной по вхождению в ВТО.
- Вы говорите, что ЕЭП задвинули в дальний угол, но разве Ющенко недавно не заявил, что он считает необходимым развивать ЕЭП? Он даже что-то заявил про наднациональные органы...
- Да, Ющенко внешне меняет свою позицию на 180 градусов и теперь демонстрирует, что он за ЕЭП. Более того, если раньше он исступленно кричал, что нельзя подписывать договор о ЕЭП, так как он предусматривает создание надгосударственных структур, а это утрата суверенитета, то сейчас он говорит, что надо создавать и эти надгосударственные структуры.
- Чем вызвана такая перемена?
- Это вызвано двумя факторами. Во-первых, Ющенко и его команда увидели, что если они будут дразнить Россию, тогда возникнут такие проблемы с нефтью и газом, которые Украина не сможет самостоятельно решить. И, во-вторых, они прекрасно понимают, что если Россия сегодня от них отвернется и заявит категорическое неприятие Ющенко и его окружения, то тогда Ющенко теряет на предстоящих парламентских выборах и выборах в местные советы голоса российско-ориентированного населения. Поэтому и Ющенко, и Тимошенко, и Мороз, и Литвин обязательно сейчас будут раскланиваться с Россией, клясться в верности. Некоторые в России принимают это за чистую монету. Поэтому Мороз подписывает с Рогозиным договор о сотрудничестве, Литвин встречается с Мироновым и так далее.
- Вы считаете, что заявления Ющенко о ЕЭП — отвлекающий маневр?
- Конечно! В чем разница между решениями, принятыми парламентом и правительством, которые имеют юридическую силу и их нынешними заявлениями? Давайте возьмем простой факт. Вот передо мной лежит «Программа деятельности кабинета министров Украины на 2005 год «Навстречу людям’». За нее проголосовала Верховная Рада Украины 4 февраля 2005 года. Это официальный документ. За нее проголосовали партия Ющенко, Мороз, Литвин в том числе. Там слова нет о Едином экономическом пространстве. Но зато там чисто выписана евро-атлантическая интеграция. Вот раздел — он называется «Мир». Одна страница, вторая, третья страницы — везде речь идет о евроинтеграции.
И только последний абзац программы посвящен отношениям с Россией.
«В сфере развития равноправных, взаимовыгодных и прогнозируемых отношений с Российской Федерацией» необходимо:
Первое — «установить регулярный и активный диалог на уровне правительств». — Никакой конкретики.
Второе — «определить перечень актуальных вопросов и проектов двустороннего сотрудничества на 2005 год». — Это целый год определять перечень? Этот пункт тоже ни о чем.
Третье — «обеспечить функционирование зоны свободно торговли без изъятий и ограничений». Вот, что важно для этой украинской власти — доить Россию.
Четвертое — «активизировать работу по реализации программ двухстороннего и научно-технического сотрудничества». — Шире, глубже и дальше.
Пятое — «наладить взаимовыгодное сотрудничество в энергетическом секторе». — «Взаимовыгодное» — это имеется в виду выгодное для Украины.
Далее — «расширить межрегиональное и транспортное сотрудничество». Всё! Здесь нигде нет даже аббревиатуры ЕЭП. Дальше мелькают СНГ, ГУАМ, ЕС, НАТО.
Упоминание о ЕЭП есть только во втором разделе. «В сфере обеспечения региональной стабильности определить степень сотрудничества Украины в рамках Единого экономического пространства».
Во-первых, региональная стабильность — это далеко не экономическое сотрудничество. Это то, чтобы страны не конфликтовали друг с другом. А, во-вторых, что значит «определить степень сотрудничества?». Это что — у них такой план на 2005 год? Это не сотрудничество, это не наполнение содержанием этого сотрудничества — это определение степени сотрудничества! То есть ЕЭП — не есть стратегическое направление правительства Украины.
- А по Евросоюзу там есть конкретные формулировки?
- Конечно, этому посвящено три страницы. И здесь уже конкретная ситуация. Авторы расписывают основы внешней политики страны: «Утвердить обновленную национальную стратегию европейской интеграции Украины». Если утвердить стратегию — значит, она должна быть как минимум разработана. Далее: «Создать базу для получения Украины полноправного членства в Европейском Союзе и сформировать в обществе стойкое проевропейское большинство». Очень четко поставлена задача. Под эту задачу совершенно понятно, что делать министру образования, понятно, что делать министру средств массовой информации. Дальше есть и четкий план действий.
- А по НАТО есть такой план?
- Ещё бы! «Активизировать дипломатические усилия в сфере сотрудничества со странами Европы и Северной Америки с целью углубления евроатлантической интеграции Украины. Продолжать участие в мероприятиях в рамках программы «Партнерство ради мира» и Совета евроатлантического партнерства».
Для любого грамотного человека понятно, какое направление будет активизировано и в каких мероприятиях будет принято участие.
- Какое значение в этом контексте имеют парламентские выборы 2006 года?
- 2006 год решает всё. Всё то, что сейчас делают Ющенко и Тимошенко, делается для одного — усыпить Россию до 2006 года! И они до 2006 года будут польку-бабочку танцевать, кадриль на площадях, только, чтобы усыпить бдительность, обмануть людей, получить большинство в парламенте и местных советах. С их победой на выборах 2006 года Украина будет открыта блоку НАТО, и тогда они четко будут завершать намеченную стратегию.
- Может быть, у Кремля сегодня просто нет другого выбора, как сотрудничать с Ющенко, Тимошенко и Литвиным? Хотя есть партии, которые выступают за более тесные контакты с Россией, такие как Партия Регионов, Прогрессивные социалисты, Христианско-демократическая партия, но пока они слишком слабы, чтобы влиять на действующую власть...
- Возможно. Но Кремль должен понимать, что Ющенко никогда не будет дружить с Россией. Поэтому, если в Москве политики думают, что они смогут наладить контакты с Ющенко, то это будут временные контакты, чисто конъюнктурные. Ющенко же будет реализовывать свою стратегию на отрыв от России.
- Вам не кажется, что такая ситуация устраивает часть российских политиков?
- Сегодня в России политики спят. Им есть, что покушать, есть, чем запить, есть, где отдохнуть. Они думают, что Россия будет такой богатой всегда. Это мне напоминает 1985 год. Ведь тогда тоже никто не мог предположить, что СССР скоро развалится.
Сегодня российские политики опять погрузились в летаргический сон. Если это их устраивает, если они находятся на своих должностях только ради своего благополучия, если Россия сохранит свою стратегию по «сбрасыванию балласта» — Украины, Белоруссии, — то мы здесь сможем только посочувствовать.
Но если Россия станет защищать свои национальные интересы, встанет на путь собирания земель, начнет понимать, что ее безопасность заключается в увеличении числа ее сторонников, ее союзников, то тогда, конечно, и сама Россия станет совершенно иной.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |