Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14.06.2005. Молдова Азии
Оазу Нантой
Изменения, спровоцированные "оранжевой революцией" в Украине, вызвали повышенный интерес к позиции новой киевской администрации относительно приднестровского конфликта. 25 февраля с.г., представляя Петра Порошенко в качестве секретаря Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины, Виктор Ющенко подчеркнул, что нерешенный приднестровский конфликт реально угрожает экономической безопасности Украины. То есть новый президент Украины осознавал масштабы экономических преступлений, совершаемых через приднестровскую "черную дыру". А 7-го марта, во время официального визита в Германию, Виктор Ющенко заявил, что в ближайшее время украинская сторона представит собственный план решения конфликта, и что начинать надо не с установления контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы, а с определения статуса Приднестовья, его гарантий и т.д.
План был представлен в рамках пятисторонних консультаций в Виннице, состоявшихся 16-17 мая. В общих чертах, этот план сводится к следующему: Парламент Республики Молдова принимает, не позже июля, Закон об основах юридического статуса "ПМР" в составе Республики Молдова. Параллельно, в "ПМР" сам собой происходит процесс демократизации, который увенчивается досрочными выборами в Верховный Совет. Этот Верховный Совет, избранный под международным контролем, признается Кишиневом в качестве законного и представительного органа "ПМР", уполномоченного вести переговоры с Кишиневом о разделении компетенций. Урегулирование конфликта должно увенчаться подписанием Договора о гарантиях соблюдения Республикой Молдова специального юридического статуса Приднестровья - с Россией, Украиной и ОБСЕ.
Несомненно, "демократизация" - это звучит красиво. Однако винницкий План вызывает ряд вопросов и даже опасений. Из него следует, что у авторов уже есть договоренности с определенными приднестровскими группами интересов, которым в результате досрочных выборов в "демократизированном" Приднестровье предстоит перенять контроль над этой частью Республики Молдова, которая с 1992 года контролируется режимом во главе с российским гражданином-марионеткой Игорем Смирновым. Одновременно данный план предоставляет разного рода гарантии Приднестровью, не гарантируя ничего молдавскому государству.
Так или иначе, озвучив свой план, Киев отправил мяч на молдавскую половину поля, и теперь все взгляды направлены на Кишинев, который оказался в весьма и весьма деликатной ситуации. Мало того, что негоже противиться красивой идее демократизации Приднестровья: в случае отказа от винницкого плана, Кишинев испортил бы отношения с новой киевской администрацией, что позволило бы тираспольскому режиму и дальше маневрировать между Москвой и Киевом, издеваясь над Молдовой и всем международным сообществом, озабоченным гораздо более важными проблемами.
Ответ Кишинева последовал 10 июня, когда в Парламенте Республики Молдова состоялись дебаты по проблематике Приднестровья. Данное событие интересно с нескольких точек зрения. Прежде всего, потому, что эта сложнейшая проблема впервые обсуждается на пленарном заседании Парламента, с участием Президента страны. Затем, неизвестно было, как поведут себя различные парламентские фракции, и выживет ли консенсус, достигнутый 24 марта 2005г., когда была принята Декларация о политическом партнерстве во имя достижения задач европейской интеграции. Особенно с учетом того, что некоторые члены фракции "Наша Молдова" упорно продолжают гоняться за политическими журавлями в небе Москвы.
Тон заседания был задан выступлением президента Владимира Воронина. Охарактеризовав в хвалебных терминах украинскую инициативу и позицию президента Ющенко, Владимир Воронин обозначил несколько принципиальных моментов. Отложив на неопределенное будущее несколько спекулятивную проблему "демократизации", Воронин подчеркнул, что "уже в самое ближайшее время будет инициирован ряд трехсторонних встреч - на уровне от экспертов до высших должностных лиц ЕС, Украины и Молдовы - по определению деталей и механизмов установления постоянного и эффективного таможенного контроля на границе". В то же время Владимир Воронин четко сформулировал ряд дополнительных условий для процесса демократизации Приднестровья, которые де-факто означают демонтаж нынешнего режима. Весьма умен и другой ход Кишинева - предложение об использовании финансовых средств, выделяемых в рамках Программы НАТО "Партнерство во имя мира", на "социальную поддержку и переквалификацию всех тех, кто сегодня находится в составе так называемых вооруженных формирований Приднестровья". Ведь такие шаги необходимы для разрушения фальшивого единства режима "ПМР".
Парламент единогласно принял три документа, ясно свидетельствующих о том, что Кишинев затеял игру на извлечение собственных выгод из украинской инициативы. "Инициатива", "предложение" Киева оцениваются в хвалебных терминах, а конкретное слово "план" используется всего один раз, да и то - в контексте критических замечаний в адрес винницкого документа. Очень важно и то, что впервые Парламент Молдовы потребовал от Российской Федерации "завершить до конца 2005 года вывоз и уничтожение российских боеприпасов и вооружений, а также вывод российских сил, находящихся на территории Республики Молдова". Что был поставлен вопрос о трансформации, до 31 декабря 2006 года, существующего формата миротворческих сил в Международный Механизм Военных и Гражданских Наблюдателей, действующий под мандатом ОБСЕ. Что были сформулированы принципиальные условия для того, чтобы термин "демократизация Приднестровья" означал его возвращение в конституционное поле Республики Молдова. Наконец-то мы, граждане Молдовы, стали свидетелями системного и компетентного подхода к проблеме приднестровского урегулирования. Иными словами, кишиневские власти перешли к осуществлению положений стратегии "3Д", предложенной гражданским обществом в 2004 году.
После заседания 10 июня у Украины нет причин обижаться на Молдову, следовательно, она не сможет уклониться от установления эффективного таможенного контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы.
Пока можно говорить о повзрослении кишиневской политической элиты. Она начинает понимать, что дело было не столько в силе режима Смирнова и его внешних покровителей, сколько в трусости, коррумпированности и некомпетентности кишиневских правителей. Важно чтобы все, о чем говорили и за что проголосовали в Парламенте, было доведено до сведения каждого жителя "ПМР". Только так можно положить начало разрушения режима "снизу".
Очевидно, что реинтеграция Молдовы потребует немалой платы. Нам придется быть готовыми к возможным провокациям соответствующих служб, которые захотят показать Западу, что у "единого" формата миротворческих сил нет альтернативы. К возможному экономическому шантажу со стороны России, к визовому режиму и пр. К тому, чтобы платить за российский природный газ по европейским ценам, к закрытию российского рынка для различных категорий молдавских товаров и пр.
И нам же необходимо будет сформулировать четко и ясно цену положительного отзыва Молдовы по поводу вступления России в ВТО: реприватизация стратегических объектов на территории Приднестровья, ликвидация после реинтеграции Молдовы долгов Приднестровья перед "Газпромом" и т.д. То есть, нам надо будет стать, независимо от этнической принадлежности и политической ориентации, гражданами Молдовы, ответственными и достойными. Чего нам изначально не хватало.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |