Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Вокруг престола

22.06.2005. Эксперт-Казахстан

Александр Константинов

Несмотря на формально сохраняющуюся неясность со сроком проведения президентских выборов в Казахстане, дата, похоже, уже определена

Несмотря на формально сохраняющуюся неясность со сроком проведения президентских выборов, дата, похоже, уже определена - 4 декабря 2005 года. Именно к ней готовится и власть, и оппозиция

Запрос, сделанный членом партии "Отан", депутатом мажилиса Валерием Котовичем, должен ускорить разрешение коллизии, возникшей с определением сроков и даты выборов президента Казахстана. Напомним, что министр юстиции Загипа Балиева и председатель ЦИК Оналсын Жумабеков настаивают на том, что выборы президента Казахстана должны пройти в декабре 2006 года. По словам Балиевой, согласно Конституции республики дата президентских выборов "назначается в определенный период времени, по календарному плану это август 2006 года". Срок полномочий действующего президента Казахстана истекает 20 января 2006 года. Соответственно, выборы будут проведены в первое воскресенье декабря 2006 года. Позднее эту дату подтвердил преемник Загипы Балиевой Оналсын Жумабеков.

С подобной временной трактовкой категорически не согласны представители казахстанской оппозиции, которые считают, что выборы президента должны пройти в декабре 2005 года, мотивируя это тем, что начиная с 20 января 2006 года мандат президента закончится и назначение выборов на декабрь 2006 года позволит действующему президенту еще 11 месяцев находиться у власти. Депутат Котович говорит, что "многие известные юристы республики" сходятся в одном: есть коллизия между положениями ст. 94 Конституции Казахстана о том, что "очередные президентские выборы должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря", и статьями 41 и 43, где закреплена семилетняя продолжительность, сроки назначения выборов и вступления в должность президента республики.

В мае этого года в интервью российскому журналу "Евразия" президент страны Нурсултан Назарбаев, говоря о дате проведения выборов, сказал: "Что касается сроков будущих президентских выборов, то Центризбирком считает, что по закону они должны состояться в декабре 2006 года. Нет причин не доверять позиции Центризбиркома". Казалось, вопрос снят с повестки дня. Однако последовал упомянутый выше депутатский запрос. "Вы, уважаемая министр, на своей сомнительной основе, как теперь я полагаю, предлагаете нашему народу жить следующие семь лет с сомнительным и даже не вполне легитимным президентом. Одновременно я не представляю и то, каковы будут политико-правовые основы власти высшего должностного лица, у которого срок действия всенародного мандата завершится 20 января 2006 года", - заявил Валерий Котович, обращаясь к Загипе Балиевой.

Депутат попросил, чтобы министр и председатель ЦИК на заседании мажилиса парламента высказали официальную точку зрения по этой проблеме, "так как объявление очередных президентских выборов согласно ст. 56 Конституции - это исключительная прерогатива мажилиса, и нам, депутатам мажилиса, очень важно при принятии этого решения не допустить ошибки с возможными судьбоносными последствиями для страны", - говорит он.

Смысл здравый и юридический

С точки зрения здравого смысла никакого противоречия и проблемы нет. Нурсултан Назарбаев действительно вступил в должность 20 января 1999 года, победив на состоявшихся 10 января того же года досрочных президентских выборах. Подчеркнем - досрочных, то есть прошедших вне плана. Официально полномочия президента заканчивались 1 декабря 2000 года. Сам же процесс выборов в штатном режиме достаточно четко и ясно прописан в действующей Конституции. Если следовать положениям раздела 3 Конституции, то вступление в должность победившего на выборах кандидата, при условии проведения избирательной кампании в октябре-декабре 2005 года, состоится во вторую среду января 2006 года, а точнее, 11 января. То есть де-факто семилетний срок полномочий Нурсултана Назарбаева сократится на 9 календарных дней. В случае проведения выборов в декабре 2006 года будет равен без нескольких дней 8 годам. Казалось бы, какие могут быть дискуссии? Тем более что в разделе 3 Конституции нет четкой привязки к конкретным датам - срок полномочий действующего президента заканчивается с момента принятия присяги новым руководителем страны.

Однако логика сторонников выборов в 2006 году, а к ним помимо двух вышеупомянутых чиновников необходимо отнести и лидеров партий, позиционирующих себя как пропрезидентские (прежде всего "Отан" и Аграрная), а также чиновников администрации президента (советник главы государства по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев) и ряд юристов, базируется на нормах раздела 9 Основного закона страны, в которых говорится о "заключительных и переходных положениях".

Само появление этого раздела в тексте Конституции носит временный характер и должно было обеспечить безболезненный переход от Конституции РК 1995 года к Конституции 1998 года. Собственно, положениями п.1 статьи 94 этого раздела уже один раз воспользовались в 1999 году при проведении досрочных президентских выборов. В этом же пункте 1 ст. 94 говорится, что "Президент Республики, избранный по итогам этих выборов (досрочных. - Прим. "ЭК"), приносит присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет (выд. - автором) в первое воскресенье декабря". Собственно, именно это словосочетание "после семи лет" и стало поводом для дискуссии, которая продолжается в течение последнего полугодия. Других оснований у сторонников "выборов-2006" просто нет. Несмотря на кажущуюся абсурдность, каждая из сторон имеет твердое юридическое обоснование.

Разрешить этот бесконечный спор и собрался депутат Котович. Впрочем, другой депутат мажилиса и товарищ Валерия Котовича по партии "Отан" Амангельды Таспихов считает запрос коллеги в адрес председателя ЦИК и министра юстиции достаточно странным. "Депутатский запрос Валерия Котовича не делает чести парламенту. Любой депутат, любой начинающий юрист знает, что ни один госорган, ни один руководитель государственного органа не может трактовать нормы Конституции. Конституцию толкует только Конституционный совет. К нему могут обратиться президент, правительство и не менее пятой части депутатов парламента. В ответ на запрос Котовича придут министр юстиции и председатель ЦИК и скажут, что мы должны обращаться в Конституционный совет. Поэтому, заранее зная, что получим щелчок по носу, обращаться в правительство по меньшей мере странно", - считает Таспихов.

Дату выборов мажилис должен назначить до второго воскресенья сентября этого года. "В течение месяца Конституционный совет должен ответить, а мы, сразу после каникул определим дату выборов", - заявил "ЭК" Таспихов. По его словам, маловероятно, что решение будет принято в ближайшее время. "В начале июля решение принимать не будем. По Конституции у нас каникулы. Будет ли легитимным решение парламента, принятое во время каникул? В законе оговаривается возможность созыва в чрезвычайных ситуациях совместного заседания палат, возможность экстренного созыва отдельных пленарных заседаний палат там не оговаривается. А дату выборов назначает отдельно нижняя палата", - таковы аргументы Амангельды Таспихова. В то же время депутат хотя и не отрицает существование коллизии в Конституции, убежден, что "если срок полномочий президента заканчивается 20 января, то выборы должны проходить в декабре 2005 года".

Блиц-опрос, проведенный "Экспертом Казахстан" среди депутатов парламента, показал, что практически все народные избранники, лишь некоторые с оговорками, считают желательным провести выборы в декабре 2005 года. "Как гражданин, я сегодня готов голосовать. Чем раньше, тем лучше. Все равно другой кандидатуры, кроме действующего президента, я не вижу", - считает член фракции "Отан" Владимир Бобров. "Срок выборов должен быть установлен так, чтобы президент ровно семь лет проработал. По Конституции установлен такой срок, а если он будет работать 7 лет и 10 месяцев - это неправильно. Лучше провести выборы в 2005 году", - считает Михаил Трошихин, один из наиболее ярых сторонников президента.

Даже политические антиподы, сенатор Зауреш Батталова, один из руководителей оппозиционного движения "За справедливый Казахстан", и руководитель депутатской группы партии "Отан" в сенате Анатолий Башмаков единодушны в мнении о сроках проведения выборов главы государства. Такой же точки зрения придерживается и большинство казахстанских политологов. "Я даже не хочу участвовать в дискуссии, когда должны пройти выборы: в 2005 или 2006 годах. Мое твердое мнение - декабрь 2005 года. Бессмысленно спорить по этому поводу. Другой вопрос - почему возникают подобные дискуссии? Мне кажется, это для того, чтобы поддерживать какой-либо разговор в политической сфере. Были какие-то публикации, кто-то что-то говорил. В определенной степени игра идет на то, чтобы оппозиция не была готова или не успела подготовиться", - заявил "ЭК" Бурихан Нурмухамедов, директор Института национальных исследований.

Неопределенность со сроком проведения президентских выборов в Казахстане - отнюдь не новая ситуация. Нечто подобное уже происходило во время предыдущего избирательного цикла - в 1998 году. Тогда Нурсултан Назарбаев и президентская администрация долгое время отрицали факт подготовки к досрочным выборам. Однако, как известно, они состоялись в 1999 году. "Смысл дискуссии о сроках не в том, чтобы не дать нам подготовиться, а чтобы не были подготовлены люди, оставить как можно меньше времени на определение позиции", - считает один из лидеров движения "За справедливый Казахстан" Ораз Жандосов.

Власть и оппозиция

Собственно, дискуссия о дате выборов на сегодняшний момент вряд ли введет в заблуждение даже не очень сведущего в политике человека. Уж слишком очевидны мобилизационные усилия, предпринимаемые властью с начала этого года. Практически все проводимые начиная с февраля акции можно охарактеризовать одним эпитетом - беспрецедентные. Небывало раннее (18 февраля) выступление президента с ежегодным посланием к народу Казахстана, огромный пакет выдвинутых в нем социальных инициатив, в частности, двухтактное повышение заработной платы бюджетникам и государственным служащим (с 1 июля на 32%, с 1 января 2006 года еще на 30%), повышение пенсий и госпособий. Беспрецедентная акция по пропаганде послания президента на местах с обязательным участием членов правительства. Мобилизация предпринимательского сословия путем создания союза предпринимателей "Атамекен", совершенно иная форма поездок главы государства по регионам, до боли напоминающая, судя по репортажам государственного ТВ, формат предвыборных встреч с избирателями etc.

"Власти готовятся к выборам и хотят добиться максимального перевеса как в предвыборный период, так и после выборов. Проблемы оппозиции в том, что она действует в условиях не совсем благоприятных, если не сказать, совсем неблагоприятных", - считает Бурихан Нурмухамедов.

В некотором смысле события, происходящие в оппозиционном лагере, в частности, раскол системообразующей оппозиционной партии "Ак жол" на два крыла - радикальное во главе с бывшими сопредседателями Булатом Абиловым, Оразом Жандосовым, Алтынбеком Сарсенбаевым и сохранившее за собой партийный бренд - еще одним сопредседателем Алиханом Байменовым, откровенно на руку "ястребам". Несмотря на конспирологические версии о "руке власти", раскол в рядах партии назревал давно, и связан он прежде всего с тем, как далеко может пойти оппозиция, для того чтобы провести своего кандидата в президенты. Напомним, что единым кандидатом от оппозиции еще весной был назван экс-спикер мажилиса прошлого созыва и экс-первый номер списка партии "Отан" на парламентских выборах прошлого года, председатель Координационного совета демократических сил Казахстана Жармахан Туякбай.

Объединившиеся в движение "За справедливый Казахстан" лидеры радикальной оппозиции предупреждают власть о том, что готовы вывести людей на улицу, "в случае если выборы пройдут нечестно". Впрочем, официальный лидер движения Булат Абилов уже сейчас заявляет, что не верит в возможность честного голосования.

Вытеснение до недавнего времени вполне конструктивной оппозиции в радикальное крыло вряд ли станет большим успехом власти, поскольку в этом случае она столкнется с двумя проблемами. В одном случае, если выборы пройдут по сценарию прошлогодних парламентских, с таким же административным усердием местных акимов по обеспечению "нужного результата" власть может получить тот или иной вариант "цветной" революции или хотя бы попытку ее совершения. Во втором же случае, при применении превентивных мер против оппозиции и вывода из игры до выборов наиболее серьезных оппонентов существует риск столкнуться с угрозой бойкота голосования: отказ партий выставлять кандидатов, призывы голосовать против всех, призывы не ходить на выборы. Точно так же можно рассматривать и возможную стихийную неявку избирателей, которым неинтересно состязание с заранее известным результатом.

Третья сила

Между тем в начале июня произошло еще одно событие, которое может существенно повлиять на судьбу и ход избирательной кампании - прошли внеочередные съезды партий "Асар" и Демократической партии Казахстана, больше известной по личности своего лидера Максута Нарикбаева. Чрезвычайный характер проводимых съездов и выдвинутые лидером "Асара" Даригой Назарбаевой инициативы косвенно подтверждают общий вывод о том, что выборы президента состоятся в декабре этого года. О заявлениях, сделанных в программной речи на съезде партии г-жой Назарбаевой, написано уже достаточно много и подробно, поэтому из экономии журнальной площади есть смысл остановиться на ключевых моментах. Прежде всего Дарига Назарбаева первой из всех близких к президенту политиков заявила, что в "Казахстане возможна "цветная" революция". Как в силу действий извне - по ее мнению, "в мировой практике возникла новая экспансия - экспорт демократии", так и благодаря бюрократизму и коррупции исполнительной власти, а также стремлению оппозиции "применять именно силовые методы в борьбе за результаты выборов". Ключевая идея ее выступления - общество нуждается в консолидации, нуждается в идее, которая могла бы объединить людей и тем самым предотвратить кризис. Дарига Нурсултановна предложила всем партиям и организациям создать "Народный союз Казахстана за демократию". При этом она постаралась дистанцироваться от традиционных пропрезидентских партий, подвергнув их деятельность жесткой критике, а также от действий всех уровней власти.

На первый взгляд очередной перехват политической инициативы по поддержке президента и претензии на лидерство в пропрезидентском блоке, особенно идея создания "Народного союза", как минимум должны серьезно осложнить отношения "Асара" с главной президентской партией - "Отаном". Как максимум - вызвать серьезные трения внутри складывающегося перед выборами пропрезидентского блока ("Отан", Аграрная и Гражданская партии, "Асар"). Но только на первый взгляд. Лидеры остальных трех партий на редкость спокойно отнеслись к попыткам "Асара" захватить лидерство. Как сообщил "Эксперту Казахстан" и.о. председателя "Отана" Бакытжан Жумагулов, он "положительно" отнесся к инициативе по созданию "Народного союза", а также подчеркнул, что "Отан" готов к любому "конструктивному диалогу", оставаясь при этом "ведущей партией страны". Схожим образом отреагировали и лидеры Гражданской и Аграрной партии.

Сенатор-"отановец" Анатолий Башмаков говорит о том, что у каждой из поддерживающих действующего президента структур будет своя тактика и свои методы поддержки: " Асар" более молод и бодр и будет действовать более энергичными методами". Можно предположить, что создание "Народного союза" есть ответ казахстанской власти на возможную угрозу "цветной" революции. Ясно, что "Отан" в силу своей структуры и кадрового состава вряд ли годится для решения подобной задачи. А вот "Асар" или "Народный союз", учитывая симпатию к этим (прежде всего к первой) организациям со стороны электронных масс-медиа, контролирующих фактически весь эфир страны, с задачей мобилизации отрядов борцов "за демократию" против "цветных революционеров" может справиться несравненно лучше. При любом исходе выборов. А следовательно, станет третьей силой, от позиции которой может зависеть исход выборов.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ