Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21.06.2005. Политический журнал
Большая нефть Казахстана как инструмент политического давления на Украину и Россию
Скорее всего, в ближайшие недели и месяцы России придется изменить свои отношения с Казахстаном, роль которого на постсоветском пространстве неуклонно возрастает – вместе с ростом поставок нефти и газа. Астана обещает экспортировать почти 108 млн т нефти в 2010 г. и утроить нынешний объем поставок через десять лет. Уже наступает момент, когда Казахстан начинает конвертировать свой экспортный потенциал не только в реальные промышленные активы, но и в политическое влияние.
Смена роли
Астана ускоряет темп переговоров с соседними странами, чтобы на волне спроса на свою нефть перевести ее транзит под собственный контроль. 2 июня Нурсултан Назарбаев встретился с Владимиром Путиным. Официально – чтобы отметить юбилей космодрома Байконур и договориться об углублении сотрудничества в космической сфере. Договорились о создании совместного инвестиционного банка. Нефтяная тема переговоров отражения в совместных заявлениях не нашла, но то, что она не могла не обсуждаться, – очевидно.
Всего за несколько дней до этого Назарбаев провел переговоры с украинским лидером Виктором Ющенко, а до того – с азербайджанским руководством. Во всех случаях собеседники обсуждают участие Астаны в их нефтеэкспортных проектах, в том числе таких, как трубопроводы Баку–Тбилиси–Джейхан и Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск. Оба – в обход России.
Казахстанские власти вносят важные изменения в экспортную политику. Отличие нынешнего курса президента Назарбаева от прежних усилий в этой области состоит в расширении перечня требований и их адресатов. Если раньше речь шла о транспортных уступках со стороны Москвы, то теперь Казахстан претендует на часть активов и влияния игроков, полагавших, что смогут манипулировать восточнокаспийским экспортом по своему усмотрению. Новая тенденция показывает, что в обозримом будущем роль Астаны и связанных с ней компаний на инвестиционном рынке к западу от Казахстана будет только возрастать.
Старые песни на новый лад
Казахстан начинает борьбу за свою новую политическую роль с пересмотра прежних взаимоотношений с Украиной – игроком, максимально зависящим от чужой нефти и оттого уязвимым для внешнего влияния. В этой стране уже несколько лет действуют предприятия, частью акций которых прямо и опосредованно владеет нефтяная национальная компания Казахстана «КазМунайГаз» (КМГ). Среди них Херсонский перерабатывающий завод, СП «ТрансЮг», другие объекты. Теперь Астана хочет серьезно изменить вид своих активов на Украине, отказавшись от одних и получив другие.
Похоже, СП «ТрансЮг», созданное в 2003 г. в равных долях компаниями «Укртранснафта» и КМГ, прекращает существование. Перед ним ставилась задача строительства новой 52-километровой ветки между черноморским терминалом «Пивденный» («Южный») и Кременчугским трубопроводом, расширения этого порта на 8 млн т в год, поставок казахстанской нефти на Украину и далее. На переговорах в Астане Назарбаев и Ющенко решили передать все указанные функции новой структуре.
В Киеве полагают, что это будет новое СП с теми же участниками (или их «дочками»). Нурсултан Назарбаев утверждает, что такой вариант небезусловен: «Казахстанская сторона готова профинансировать строительство нефтепровода, который будет частной собственностью нашей стороны», но вместе с тем допускает: «или будет создано совместное предприятие», то есть ставит степень участия Казахстана в проекте в зависимость от его привлекательности для каспийской страны.
Поскольку «Укртранснафта» и КМГ уже имели СП «ТрансЮг» с заявленными целями, очевидно, что создание нового предприятия вместо такого же существующего абсолютно бессмысленно. Обсуждение этой идеи оправданно только в одном случае – если Астана начинает новую широкомасштабную игру по переделу активов и влияния в Восточной Европе.
До Адрии от Атырау
Провозглашая свой интерес к доставке казахстанской нефти в Гданьск, Астана добивается преференций совсем в другом проекте. Владимир Школьник, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, говорит: «Большой интерес для Казахстана представляет проект интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». В ходе 5-го заседания нашей совместной межгосударственной комиссии украинская сторона выразила готовность оказать поддержку и содействие присоединению казахстанской стороны к данному соглашению».
Проект «Дружба» – «Адрия» инициирован Россией для создания трубопроводного маршрута нефти из России и стран СНГ на мировые рынки, включая североамериканский, через глубоководный порт Омишаль на Адриатическом море в обход пролива Босфор. Он предполагает поэтапное увеличение прокачки на 5, 10 и 15 млн т в год. Соглашение о трубопроводе было подписано Белоруссией, Венгрией, Россией, Словакией, Украиной и Хорватией 16 декабря 2002 г. Но украинский парламент не ратифицировал соглашение, и проект замер.
При нынешней расстановке сил Казахстан является бесправным наблюдателем, чей доступ к трубопроводу зависит от внешних сил, в первую очередь – России и Украины. Согласие Астаны финансировать трубопровод от «Пивденного» означает возможность продолжения реверсного использования маршрута Одесса – Броды, что отвечает интересам России, чьи экспортеры его используют. Кроме того, Москва будет благодарна, если проект «Дружба» – «Адрия» сдвинется с места, поскольку он обеспечит выгодный путь в обход Босфора. А прогресс этого проекта зависит от Украины, пока что препятствующей интеграции, но готовой передумать, о чем говорит обещание помочь вхождению Астаны в него.
В свою очередь, министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков признается, что «использование Казахстаном существующей украинской инфраструктуры, как и участие в совместных проектах по развитию маршрутов транспортировки каспийских углеводородов в Европу, обеспечит нашим странам долгосрочное экономически выгодное партнерство». То есть Киев платит уступками за приток казахстанской нефти, поскольку российская начинает обходить Украину, заполняя ее трубопроводы менее чем наполовину.
Таким образом, Казахстан создает ситуацию, когда уже Москва и Киев зависят от воли, намерений и поступков официальной Астаны. При этом «цену вопроса» будет назначать Казахстан, до сих пор мало что решавший в экспортных интригах.
Казахстан заводит
Вместе с тем казахстанское руководство на переговорах с Ющенко заранее послало Путину не только завуалированное обещание о содействии на Украине в отношении проекта «Дружба» – «Адрия», но и явную угрозу. Назарбаев заявил после переговоров с украинским партнером: «Одесский нефтеперерабатывающий завод, как известно, российский. Мы бы были заинтересованы в приобретении этого нефтеперерабатывающего завода».
Тем самым президент Казахстана обозначил, что российские нефтяные собственники на Украине, в данном случае ЛУКОЙЛ, могут пострадать, если Москва не прислушается к желаниям Астаны. Немало российских нефтяников работает или желает работать в Казахстане, и тому же ЛУКОЙЛу не захочется рисковать своими большими проектами в этой стране, если Астана предложит ему добровольно продать Одесский НПЗ или другие активы на Украине.
Трубопровод от «Пивденного», сам терминал и его будущие мощности, доля в возможном трубопроводе Броды–Плоцк, Одесский завод – вот перечень активов, не считая политического влияния, на которые претендует Казахстан. Кроме того, в союзе с Киевом Астана хочет добиться от России квот в транзите и экспорте газа на европейский рынок. В частности, Украина получила предложение вложить несколько десятков миллионов долларов в разработку газосодержащих месторождений Казахстана для экспорта.
Назарбаев по итогам переговоров с Ющенко заявил, что государственным ведомствам Казахстана и Украины поручено в месячный срок «конкретно проработать вопросы, чтобы нам, президентам, выложили конкретную программу, что делать, когда делать, кому делать и с кем надо договариваться».
Владимиру Путину Нурсултан Назарбаев должен был рассказать о своих планах лично – если не забыл, отвлекшись на темы освоения космоса.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |