Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
22.06.2005. Аргументы и Факты
17 мая стал первым рабочим днем одного из призанных лидеров Кыргызстана Феликса КУЛОВА в кресле исполняющего обязанности вице-премьера. Тем не менее, он нашел время, чтобы принять корреспондента "АиФ" Дмитрия МАКАРОВА. Незадолго до этого Кулов снял свою кандидатуру, отказавшись участвовать в президентских выборах, намеченных на 10 июля.
- Феликс Шошенбаевич, что заставило вас принять такое решение?
- Главная причина состоит в том, что события в Кыргызстане развиваются достаточно непредсказуемо. Поэтому взвесив и обсудив ситуацю со своими сторонниками, а также руководителями социологических служб, мы пришли к выводу, что противостояние между Бакиевым и мною может вывести ситуацию из-под контроля. И тогда родилась идея разделить полномочия президента и премьер-министра в случае, если наш тандем победит на выборах. Чтобы закрепить соглашение между Бакиевым и мной был подписан договор. Специальная комиссия уже работает над поправками к Конституции Кыргызстана, а в перспективе, я думаю, наша страна перейдет к парламентской системе правления.
- Во всех странах Центральной Азии у власти стоят авторитарные или тоталитарные режимы. Почему, по-вашему, Кыргызстан может стать исключением?
- Дело в том, что у нашей страны есть своя специфика, и я не хотел бы, чтобы нас рассматривали в качестве какого-то примера - положительного или отрицательного. Территорию Кыргызстана на 90% составляют горы и население проживает в своего рода анклавах,. В некоторые из них можно попасть только если пересечь границы других государств.
Помимо территориального разделения, на жизнь страны оказывают влияние и родоплеменные связи, и глава государства, хочет он того или нет, в глазах народа представляет прежде всего тот регион, откуда родом он и где живут его родственники. Это накладывает влияние и на его деятельность, и на то, как она воспринимается жителями других регионов.
Поэтому, если мы хотим избежать межрегиональных конфликтов и сохранить стабильность, то должны перейти к парламентской республике. Для формирования парламента по партийным спискам необходимо создать партии, которые представляли бы все регионы, все национальности. Такой подход, во-первых, стирает грани между регионами, а, во-вторых, помогает уйти от семейственности, выбора руководителей исполнительной власти не по их личным качествам, а по принципу принадлежности к тому или иному клану.
Но главное он обеспечит прозрачность власти в глазах народа, что гарантирует ее стабильность.
- Многие в Бишкеке, говорят о том, что идет процесс выдавливания русских из властных структур, хотя они могли бы играть роль некоей "третьей силы", в отношениях между Севером и Югом. Есть разговоры о том, что в переспективе закроются местные теле- и радиоканалы, вещающие на русском языке.
- Проблема действительно существует. Ее острота вызвана тем, что многие высококвалифицированные русские специалисты среднего возраста уезжают, поэтому затрудняется и выбор среди них. Люди старшего поколения остаются в Кыргызстане, но не могут работать в силу объективных причин. Вопрос замещения должностей становится все острее, потому что нет преемственности поколений в передаче власти. К участию в управлении надо привлекать молодежь, не только русскую, но и кыргызскую, которая тоже не выдвигается. Критерием должны стать деловые и моральные качества.
Что касается теле- и радиовещания, то частные телекомпании процентов на 90 вещают на русском языке. У Республиканского ТВ с учетом показа советских и российских фильмов вещание делится в соотношении 50 на 50. Коммерческие радиостанции в основном крутят музыку, и там царит полный интернационал .
О русских, которые занимали высокие посты в прежнем правительстве, я ничего говорить не буду. Спросите о них у здешних русских, они вам выскажут свое мнение. Лично я убежден, что при подборе правительственных чиновников речь должна идти прежде всего о компетентности, а не о какой-то "афише", формально выставленной для того, чтобы показать России, что вот, мол, русские у нас во власти. Нужна реальная программа национального представительства в управленческих структурах. Одним из элементов национальной политики должно стать привлечение сюда российского капитала, создание совместных предприятий.
- Какие отрасли вы думаете могут заинтерисовать российский капитал?
- Прежде всего энергетика и горно-добывающая промышленность. Это самые крупные, самые важные отрасли в Кыргызстане. Каждый гражданин Кыргызстана вне зависимости от национальности мог бы принять участие в строительстве, эксплуатации и управлении такими предприятиями, если он пройдет отбор.
Сейчас от 400 до 800 тыс. граждан Кыргызстана уезжают в Россию на заработки. Талантливые молодые люди, не видя для себя перспектив на родине, стремятся отсюда уехать. Их можно остановить или вернуть только перспективой получить хорошую работу. По некоторым оценкам они пересылают домой деньги, равные государственному бюджету Республики.
- Как влияют события в Фергане на ситуацию в Кыргызстане?
- Здесь две проблемы: гуманитарная, она связана с беженцами и вполне решаема, и вторая - политическая. Узбекская сторона обвиняет нас в том, что наши граждане принимают участие в различных боевых вылазках и что узбекские боевики отсиживаются на нашей территории. Мы с этими обвинениями очень тщательно разбираемся. Если это правда, то это серьезный прокол в деятельности наших спецслужб...
- Не кажется ли вам, что роль исламского фактора в Ферганских событиях сильно преувеличена?
- Возможно. Экстремисты есть в любой религии, хотя изначально ислам это религия мира. К сожалению, Исламское движение Узбекистана (ИДУ) проявило себя как экстремистская организация, скомпрометировав тем самым другие исламские организации, никакого отношения к лозунгам и целям ИДУ не имеющих. Поэтому в некоторых случаях становится затруднительным отделить традиционную религию ислам от экстремизма. В сугубо религиозных организациях появляются люди призывающие к насилию, к созданию исламского халифата. Они распространяют подрывную литературу и изнутри разлагают эти организации. Пример тому Хизб ат-тахрир.
- Каковы будут ваши первые шаги в качестве премьера после победы на выборах?
- Уже сейчас я занимаюсь разработкой экономической программы. За помощью мы обратились и к российским экономистам, и к западным, и к нашим. Нам нужна программа выхода из экономического кризиса. До 80% населения Кыргызстана живут за чертой бедности. Народ, не имеющий никакой собственности, становится очень восприимчивым к экстремистским идеям и легким на подъем ко всякого рода выступлениям. Тем более после мартовских событий, когда у нас произошли события, которые можно назвать революцией разве что с большой натяжкой. Думаю, что смену власти можно назвать революцией, только когда она достигает свои цели. Пока этого не произошло.
Сам народ не признает происшедшее революцией. Очень много критики идет в адрес новой власти, и я отлично понимаю, что если ничего не удасться сделать, народ долго ждать не будет. Он уже почувствовал свою силу и понял, что может сам менять власть.
Вторая задача, которую надо срочно решать, это наведение элементарного порядка на местах. Сейчас за кем больше толпа, тот и власть. Этот бардак надо прекращать. Право закона должно сменить право кулака. На власть оказывают влияние и родовые отношения, которые до сих пор сильны в Кыргызстане. Когда человек становится начальником, к нему приходят родственники и требуют с него свою долю. В одной иностранной газете о нас написали так: если вы женитесь на киргизке, не забывайте, что вы женитесь и на всех ее родственниках. Единственный способ избежать семейного и родового давления - это ввести конкурсную систему замещения должностей, устроить соревнование программ, которые все претенденты на высокие посты должны предоставлять.
- Сегодня вы и исполняющий обязанности президента Курманбек Бакиев - это "два медведя в одной берлоге". Некоторые говорят, что вместе вы продержитесь, может быть, год или два, а потом будет новая революция.
- Я человек военный и умею соблюдать субординацию. Знаю, где я могу по закону самостоятельно принимать решение, а где должен получать приказ от президента и исполнять его. У меня не будет ситуаций, при которых я залезу в чужие полномочия, потому что, как юрист, разбираюсь в структуре иерархии. Наконец, я не мальчик, чтобы с кем-то конфликтовать публично.
И тем не менее, убежден, что споры и конфликты обязательно будут.
Психологи говорят, что конфликт - это один из путей разрешения противоречий, но протекать они должны в определенных этических рамках.
Если мы с президентом не будем конфликтовать, это будет означать, что мы не управляем, а работаем каждый на себя. Я надеюсь, Бог нам даст мудрости, чтобы наши конфликты не отражались на народе. До такого уровня опускаться нельзя.
- Круг лиц, которых можно назначить на серьезные посты, думаю, у вас неширок. Вероятно, в команде предыдущего президента были те, кто хорошо знают свое дело. Сможете ли вы взять в правительство кого-то из "бывших"?
- Когда население страны не превышает 5 млн., она не может себе позволить создавать врагов. Это может плохо закончиться. К участию в мирном процессе развития страны нужно привлечь не только бывших министров, но и самого Акаева. Как гражданин он обязан принять участие в политических процессах, происходящих на его родине, и в полный голос высказываться о них. Это моя позиция. Если мы такую терпимость проявим на деле, а не на словах, мы продемонстрируем свою толерантность и умение прощать.
- А вы лично простили Акаева за то, что с его подачи просидели 5 лет в тюрьме?
- Не только простил, но и заявил об этом публично. На меня тут же посыпались обвинения, что я вошел с ним в сговор, что за спиной общественного мнения веду с Акаевым сепаратные переговоры и чуть ли не на акаевские деньги иду на выборы. Все гадости, которые только можно было придумать, наши газеты на меня вылили. Но своего мнения я менять не собираюсь: Акаева простил и точка.
Что касается правительства, то в конкурсе на замещение министерских постов может участвовать и победить любой человек при условии, что его программа окажется лучшей. Мы пошли по пути конкурсного отбора еще и потому, что народ потребует от нового правительства, чтобы завтра же жизнь стала лучше. Это, как вы понимаете, невозможно. Единственный способ показать народу, что мы что-то стараемся сделать, это показать ему реальную картину и постараться найти честных людей, которые эту картину постараются исправить. Таким образом мы получим определенную оттяжку во времени. Если же мы будем кормить людей обещаниями, а министры будут назначаться по клановому принципу, нас очень скоро выкинут... Хотя это очень тяжело - не делать популистских обещаний.
- Нет ли у вас желания публично расстрелять для острастки пару коррупционеров?
- К коррупции должен быть очень жесткий подход, потому что это единственный способ, чтобы люди тебе поверили. Но вести ее надо строго в рамках закона и начинать нужно с себя. Необходимо установить стандарты поведения госчиновников включая президента и премьер-министра.
- Как повлияло на вас пребывание в заключении?
- Я не скажу, что в худшую сторону. Как юристу мне было трудно воспринимать судебный процесс, когда тебе нагло в глаза называют белое черным. А как политик я относился к этому спокойно. Колония, где я отбывал заключение, была большая, несколько сот человек. Заключенные часто приходили просили написать жалобы, письма, посоветоваться по жизненным проблемам. От мрачных мыслей я отвлекался и тем, что устраивал спортивные соревнования. Много времени уделял изучению религий.
- Приземлившись в аэропорту Манас, я испытал шок, который, думаю переживают многие российские пассажиры: прямо у здания аэропорта стоят американские военные самолеты. Как вы относитесь к этому нашествию?
- Я исхожу из того, что по этому поводу говорят все официальные политики. Военное присутствие США в Кыргызстане связано с необходимостью создать коалицию для борьбы с терроризмом, угроза которого исходила из Афганистана. Этой позиции придерживается и американская сторона, и российская, и наша. Ее нужно взять за основу. Другой вопрос как долго будет длиться американское присутствие, как и насколько оно будет нам мешать. Пока я не готов ответить на эти вопросы.
- Что вы ждете сегодня от российской внешней политики?
- Я российскую внешнюю политику критиковал, находясь "в местах не столь отдаленных", потому что считал, что она пока не очень четко определяет свои приоритеты. Про Кыргызстан скажу: не знаю хочет ли этого Россия или нет, но мы обязаны быть с нею. Более 100 лет назад, когда шел процесс добровольного соединения с Россией, это был выбор наших предков. Сегодня, уезжая в Россию, наши люди ногами голосуют за союз с нею, и любой политик обязан это учитывать. Сейчас экономика вашей страны возрождается, а это значит, что и политика ее будет становиться сильнее. Но, к сожалению, время не ждет. Если вы сейчас упустите наш регион, это очень сильно аукнется России в недалеком будущем. Самым непосредственным образом Россия должна вмешаться в то, что происходит в Ферганской долине вплоть до формирования и посылки туда миротворческих сил СНГ. Правовая база в виде Договора о коллективной безопасности для этого имеется.Ситуация опасна тем, что на небольшом пространстве, которое представляет собой Ферганская долина, находятся участки территории трех государств. Там проживают люди разных национальностей, разных культур, религий и идеологий. Плотность населения настолько велика, что по малейшему поводу там в любой момент может вспыхнуть новый конфликт.
Я не готов утверждать, что войска в Ферганскую долину нужно посылать немедленно, но отслеживать ситуацию там необходимо самым пристальным образом, работать со всеми людьми, в том числе и с представителями Хизб ат-тахрир и Акрамии. Последнее вовсе не означает, что эта деятельность направлена против президента Каримова. Хизб ат-тахрир и Акрамия это организации, которые представляют реальную угрозу спокойствию региона, но мы обязаны выслушать их мнение, продолжая поддерживать официальное руководство Узбекистана. Процесс должен вестись согласовано всеми заинтересованными сторонами и в конечном итоге привести к миру.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |