Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25.06.2005. Эхо (Азербайджан)
С.Рзаев, Н.Алиев
Ашгабат продолжает гонку вооружений, а в Баку начинают говорить о возможности обращения в ООН
Азербайджан в будущем может выступить с инициативой в Организации Объединенных Наций (ООН), потребовав лишить Туркменистан статуса нейтрального государства. Дело в том, что пресловутый статус соседней страны, учитывая темпы вооружения Туркменистана, давно вызывает сомнение. Масла в огонь добавляет информация украинских источников, касающаяся соглашения между Киевом и Ашгабатом о методах погашения Украиной своего долга за туркменский газ. Как отмечают эксперты украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения, Министерство иностранных дел Туркменистана считает, что Украина до сих пор должна Ашгабату товаров на сумму свыше 500 млн. долл. за поставки газа в 2004 г. и первой половине этого года.
Известно, что Украина является одним из основных торговых партнеров Туркменистана в сфере военно-технического сотрудничества, которое охватывает несколько направлений: от обучения специалистов Вооруженных сил Туркменистана до создания комплексной военно-технической базы вооруженных сил этого государства. Среди наиболее значительных контрактов эксперты выделяют модернизацию украинскими специалистами системы ПВО Туркменистана и капитальный ремонт туркменских истребителей МиГ-29. По мнению специалистов, стоимость работ по одному самолету может составлять не менее 3 млн. долл.
Активно выполняется и договор на поставку Туркменистану в течение 2002-2005 гг. 10 патрульных катеров "Калкан-М", водоизмещением 8 тонн и 10 катеров "Гриф", водоизмещением 40 тонн (изготовитель - феодосийская судостроительная компания "Море").
Особое внимание руководство Туркменистана уделяет развитию системы ПВО. Позиции Украины в этом направлении достаточно сильны, особенно после поставки в 2003 г. современных пассивных радиолокационных станций "Кольчуга-М", позволяющих осуществлять мониторинг радиоэлектронной обстановки на дальности не менее 600 км.
"Есть реальная перспектива украино-туркменского сотрудничества в создании технической базы Туркменистана для обслуживания истребителей МиГ-29, восстановления туркменских или поставки новых украинских авиационных тренажеров, а также продления ресурса авиаракет класса "воздух-воздух" украинского производства. Львовский авиаремонтный завод с 2001 г. выполнил работы по восстановлению 12 из 24 машин туркменских ВВС", отмечают украинские источники.
"Безусловно, постоянное наращивание потенциала вооруженных сил, при наличии статуса нейтрального государства - это нарушение международных норм",- заявил в интервью "Эхо" военный эксперт Узеир Джафаров. По его словам, уже далеко не секрет, что наши соседи по Каспию наращивают свое военное присутствие на Каспийском море.
Как утверждает Джафаров, для нейтральной страны существуют определенные военные ограничения. "Речь не идет о том, чтобы запрещать стране иметь армию, но она не должна выходить за пределы конкретных рамок", - разъясняет военный эксперт. К примеру, если обычная страна может иметь десять единиц военной техники, то нейтральная страна вполне может ограничится одной.
Военный эксперт указывает, что многие страны информированы о поведении Туркменистана. "Если Министерство обороны Азербайджана обнародует эти данные, то вполне можно поднимать вопрос на разных уровнях, апеллируя обнародованными цифрами", - подчеркивает военный эксперт Джафаров.
Депутат Милли меджлиса и член парламентской комиссии по обороне Захид Орудж согласен с тем, что Азербайджану следует проводить систематичную работу и в нужный момент выступить с требованием о лишении Туркменистана статуса нейтрального государства.
Напряженность между Туркменистаном и Азербайджаном, по словам парламентария, возникла из нескольких нефтяных месторождений на Каспийском море. Орудж отмечает, что если наша страна выступит с претензиями по этому поводу, то Туркменистан наверняка лишится своего "нейтрального статуса". К тому же, по его словам, еще более странным выглядит, то, как Туркменистан получил этот статус. Однако депутат против принятия эмоциональных решений, которые в итоге могут привести к еще большему ухудшению отношений между двумя государствами. "Но в любом случае внешнеполитическое ведомство должно изучить вопрос".
По словам юриста-международника Эркина Кадырова, в принципе, статус нейтрального государства не запрещает стране иметь вооруженные силы (ВС) и улучшать ее боевое состояние. Основное обязательство нейтрального государства, отмечает юрист, воздержаться от вступления в военно-политические организации.
Несмотря на то, что чисто юридически интенсивные закупки оружия Туркменистаном могут и не противоречить его статусу, "но они вызывают вопросы". Эксперт подчеркивает, что в мире существует два вида нейтралитета: гарантированный и самопровозглашенный. Гарантированный нейтралитет подразумевает, что третьи страны выступают гарантом соблюдения этого статуса для отдельно взятой страны. У Туркменистана, по словам юриста, второй вид нейтралитета.
Что касается насильственного лишения этого статуса, то, по словам юриста, если Туркменистан будет действительно предпринимать шаги, противоречащие своему статусу, то Генассамблея ООН может начать рассмотрение вопроса лишения этой страны статуса нейтрального государства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |