Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Еще несколько лет назад, выступая в марте 2003 года на республиканском идеологическом совещании, Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия должна стать общественно-политическим и духовным центром всего славянского мира. Задача, надо сказать, была поставлена сколь амбициозная, столь и не простая. Ведь в настоящее время говорить о каком-то реальном единстве славянских народов не приходится. Пожалуй, такого «раздрая» среди славян, какой мы имеем сейчас, вообще не было в истории.
Конечно, чисто внешне, были времена и похуже. Когда Русь была разбита монголо-татарами и растаскана по частям хищными соседями, южные славяне оказались под турецким игом, чехи, словаки и лужичанские сербы под властью германских императоров и немецких королей, а Польша (в то время единственная самостоятельная славянская держава) выступала в качестве ударной силы римских пап против русских «схизматиков».
Но даже в то смутное для славянства время, религиозные и политические распри не могли затмить чувство славянского родства и понимания необходимости братского единства. В течение столетий лучшие представители славянских народов не просто рассматривали славянский мир как единое целое, но и стремились воплотить свое мировоззрение непосредственно в жизнь.
Достаточно вспомнить знаменитых «солунских братьев», создателей современной славянской азбуки Кирилла и Мефодия или хорватского просветителя 17 века Крижанича, создавшего вариант общеславянского языка с разработанной грамматикой и лексическим составом. В свое время этот просвещенный хорват с воодушевлением писал, что славянская земля – Великая Славия – простирается от Адриатики до Тихого океана.
Конец XVIII и весь XIX век стали особенно плодотворными в развитии общеславянского мировоззрения, что было во многом обусловлено громкими победами русского оружия и стремительным территориальным расширением России. В то время наблюдался активный подъем национального самосознания у зарубежных славянских народов, которые верили, что Россия освободит своих братьев-славян от турецкого, австрийского и германского ига. Другое дело, что тогдашнее императорское правительство России, одержав блестящие военные победы на Балканах, так и не смогло в полной мере использовать их плоды ни в российских, ни в общеславянских интересах.
В 1818 году в Киеве было образовано общество «Соединенные славяне», которое выдвинуло программу создания федеративного всеславянского государства. Первая половина XIX столетия была ознаменована фундаментальными трудами чешского и словацкого историка Шафарика, научно обосновавшего этническую и языковую близость славянских народов. В 1836 году словацкий поэт Ян Коллар сформулировал теорию общеславянского единства в своем известном трактате «О литературной взаимности между различными племенами и наречиями славянского народа».
Позже Программа славянской федерации была провозглашена тайным Кирилло-Мефодиевским братством, созданным в Киеве в 1843 году. Она предусматривала освобождение славянских народов от иноземного владычества, создание всеславянской федерации, уничтожение крепостной зависимости, упразднение сословных привилегий, свободу печати, а также преподавание всех славянских наречий и литератур.
Очевидно, что подобная программа в те времена не могла осуществиться, но она внесла заметный вклад в развитие славянской общественной мысли. Собственно тогда были сформулированы основные принципы, которые легли в основу славянской идеологии нового времени: личная свобода, вечевое народоправство, этническая солидарность (взаимность).
В июне 1848 года в Праге состоялся съезд представителей всех славянских народов. Делегацию России возглавлял М.А. Бакунин. На съезде были подтверждены названные основы славянской идеологии и принято обращение к европейским правительствам с требованием предоставления свободы не только всем славянским народам, но и каждому человеку.
Символично, что Пражский славянский съезд резко осудил основатель «научного коммунизма» Карл Маркс, который категорически противился идее славянской взаимности, противопоставляя ей безнациональный пролетарский интернационализм.
В последствии, до первой мировой войны, состоялись три всеславянских съезда (Москва
(1867 г.), Прага (1908 г.), София (1910г.), двенадцать съездов славянских журналистов, а также освободительные походы русской армии на Балканы.
После начала мировой войны различные славянские народы оказались по разные стороны фронта. Однако чувства взаимной симпатии славян были настолько сильны, что славянские части противостоящих России армий в массовом порядке отказывались воевать и переходили на сторону русских. Достаточно вспомнить историю знаменитого Чехословацкого корпуса, впоследствии сыгравшего значительную роль в гражданской войне в России.
Поистине роковой для славянского единства оказалась Октябрьская революция 1917 года. К власти в нашей стране пришли последователи Маркса – большевики, которые считали, со всеми вытекающими отсюда последствиями, славянскую идею «реакционным течением в буржуазной идеологии».В послеоктябрьской России-СССР славянская идея оказалась надолго поставленной вне закона, а ее носители подвергались преследованиям и репрессиям.
Начало второй мировой войны показало полную несостоятельность расчетов советского руководства на т.н. «пролетарский интернационализм немецких рабочих и крестьян», что вынудило его обратиться к загнанным в подполье «буржуазным» русскому патриотизму и славянской идее. Тогда же был создан Всеславянский комитет, в который вошли ведущие представители тогдашней славянской элиты от русского писателя Алексея Толстого и белорусского поэта Якуба Колоса до чешского профессора Зденека Неедлы и черногорского поэта Радуле Стивенского. В годы войны Всеславянский комитет и выпускаемый им журнал «Славяне» стали подлинным центром антигитлеровского сопротивления славянских народов.
Помимо этого у Всеславянского комитета были обширные планы по развитию славянского движения в мире после завершения второй мировой войны. В декабре 1946 года в столице Югославии состоялся Белградский славянский конгресс, на котором были созданы Общеславянский комитет и национальные славянские комитеты. Начал работу в том числе, и Американский славянский конгресс, призванный объединить славянские диаспоры американского континента. На октябрь 1948 года было намечено проведение второго послевоенного Славянского конгресса в Праге. Однако триумф славянского единства в середине XX столетия оказался недолгим.
Дальнейшие события показали, что для коммунистических вождей Советского Союза и Югославии славянская идея не представляла большой ценности, а ее использование в годы войны было лишь вынужденным временным политическим отступлением от догм марксистского «пролетарского интернационализма».
В 1948 году у Сталина и Тито испортились между собой отношения (они обвинили друг друга в оппортунизме и предательстве дела коммунизма), и в результате Общеславянский комитет перестал существовать, не состоялся также Славянский конгресс в Праге. После этого идея славянского единства вновь (уже на 40 лет) оказалась вне закона, а эпоха «пролетарского интернационализма» завершилась крахом СССР и кровавым распадом социалистической Югославии.
После ликвидации системы социализма в Восточной Европе славянский мир вошел в полосу практически всеобщей разобщенности. На Балканах была развязана (при прямом содействии извне) жестокая братоубийственная война, ставшая поводом для военного вмешательства США и НАТО в югославянские дела. Итог балканской драмы – тягчайшее геополитическое поражение Сербии с утратой исконных сербских земель в Косово.
Самым неприглядным во всей сербской трагедии является то, что варварский разгром славянской страны Югославии НАТОвскими «крестоносцами» происходил при соучастии или молчаливом попустительстве большинства славянских же государств, причем не только католических, но и православных. Сербы наивно надеялись, что им, как когда-то, поможет Россия. Они, очевидно, не понимали, что нынешней постсоветской Российской Федерации еще очень далеко до прежней русской России.
Конечно, общественность в России и в Белоруссии протестовала, русские добровольцы сражались на сербских фронтах, поступала гуманитарная помощь от российских и белорусских граждан, состоялся и знаменитый полет белорусского президента Александра Лукашенко в бомбардируемый Белград. Но все это не могло предотвратить трагической развязки, в том числе и потому, что славянские народы в большинстве своем оказались глухи к бедам своих единоплеменных братьев. И это тяжкое следствие десятилетий господства «марксистского интернационализма».
В начале июля нынешнего года в Минске состоялся IX Всеславянский съезд, на котором были представлены делегаты из большинства славянских стран, а также от лужичанских сербов Германии. Все было хорошо организовано (благо постаралась администрация президента РБ), выступающие говорили правильные речи, но все же все это не могло не порождать чувства неудовлетворенности. Съезд во многом носил «показушный» характер и был призван по замыслу организаторов (по официальной версии – это Белорусский славянский комитет) продемонстрировать «поддержку славянами мира внешней и внутренней политики президента А.Г. Лукашенко» (слова депутата белорусского парламента Сергея Костяна).
Таким образом, налицо попытка некоторых «верноподданных» парламентариев (Александр Лукашенко вряд ли в этом нуждается) использовать пока еще слабосильное международное славянское движение для удовлетворение внутрибелорусского тщеславия.
И пока люди с таким кругозором входят в число руководителей славянского движения, говорить о каких-либо серьезных перспективах последнего не приходится.
И все же на съезде прозвучало одно заслуживающее серьезного внимания предложение. Обсуждался вопрос о необходимости создания Славянского парламентского союза как консультативно-совещательного органа представителей парламентов и законодательных собраний славянских государств. При этом есть определенная надежда, что это решение Всеславянского съезда (в отличие от многих других) все же начнет воплощаться в жизнь.
Это обусловлено не какими-то особыми достоинствами нынешнего руководства названного Белорусского славянского комитета (здесь то, как раз, сплошное позерство), а тем обстоятельством, что было бы просто неразумным со стороны А.Г. Лукашенко не попытаться создать международную парламентскую структуру, альтернативную пресловутой Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), давно превратившейся в проводника сугубо американских интересов.
Конечно, над этой задачей придется немало потрудиться. Но игра действительно стоит свеч, да и, в кои-то веки, текущая политическая выгода совпадает с общеславянскими интересами.
Что касается Российской Федерации, то российской элите пора бы осознать, что общеславянская тематика может стать весьма мощным рычагом влияния не только на общеевропейские, но и мировые дела. Ведь сегодня в мире проживает 300 миллионов славян, существуют 12 славянских государств и 16 славянских народов. Сила немалая, вот только суметь бы ею распорядиться.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |