Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Аналитические записки №14, 2005
Александр Крылов
В середине февраля 2005 года в Сухуме прошла торжественная церемония вступления в должность нового президента Республики Абхазия Сергея Багапша. Принося присягу на верность народу Абхазии, новый президент страны дал слово добиваться международно-правового признания независимой республики и заверил в продолжении курса на сближение с Россией. 16 мая, находясь с визитом в Москве, С.Багапш заявил: «Мы готовы разместить на своей территории российские военные базы, если у России будет такое желание. Российские базы могут быть размещены не только в Гудауте, где ранее подобная база уже дислоцировалась. В Абхазии и других мест достаточно».
Заявление С.Багапша было ответом на действия Тбилиси по скорейшей ликвидации российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки. 16 мая вступило в силу постановление грузинского парламента об одностороннем переводе российских баз в "режим вывода". Грузинские власти начали бессрочную блокаду наших баз: начались перебои с водой, электричеством и газом, на базы не может прибыть пополнение, а почти пятьсот солдат-срочников, закончивших службу, не могут вернуться на родину из-за отказа Тбилиси в выдаче въездных и выездных виз для российских военнослужащих. Эти меры дополнены массовыми акциями: уже 17 мая грузинские студенты начали «бессрочные акции» в Тбилиси и у ворот российской военной базы в Батуми с требованием прекращения российского военного присутствия в Грузии. Акции хорошо скоординированы, в Батуми для их проведения организовано завозится молодежь и студенты из других городов Грузии.
Саакашвили использовал визит Буша, чтобы усилить международное давление на Кремль с целью добиться скорейшего вывода российских военных баз из Ахалкалаки и Батуми. Формально американский президент продемонстрировал свою «равно удаленность» от Москвы и Тбилиси. На публике он отделался заявлением общего характера: "Я знаю, что Россия желает работать с Грузией по выполнению стамбульских соглашений", оговорившись при этом, что обсуждал этот вопрос с Владимиром Путиным в Москве. Как известно, во время встречи с Бушем Путин попросил его повлиять на Саакашвили, чтобы найти компромисс по срокам вывода российских военных баз. Тем самым российский президент фактически признал нынешнюю вашингтонскую администрацию основным центром власти в Закавказье и на постсоветском пространстве и то, что спорные вопросы между РФ и соседними государствами теперь требуется решать при непосредственном участии США.
Расчеты Кремля на то, что Буш окажет умиротворяющее влияние на Саакашвили оказались несостоятельными. Наоборот, после визита американского президента грузинские власти пошли на новое обострение отношений, причем избранные методы имеют подчеркнуто провокационный и унизительный для России характер. Очевидно, что совместная борьба с мировым терроризмом и "личная дружба" Путина и Буша нисколько не помешали американскому президенту благословить новое грузинское наступление на Россию с целью ее скорейшего вытеснения из Закавказья.
Задача, которая поставлена перед Саакашвили его заокеанскими хозяевами, состоит в том, чтобы в максимально сжатые сроки полностью «очистить» Грузию от российских военных. В качестве приемлемого срока указывается 1 января 2006 года. Подобная спешка обусловлена тем, что, по расчетам М.Саакашвили, к 2006-му, в крайнем случае - к 2008 году Грузия должна стать первым на Кавказе полноправным членом НАТО.
Выступая в роли привилегированного партнера Дж.Буша по «распространению свободы и демократии» на постсоветском пространстве, М.Саакашвили сделал ставку на «интернационализацию» абхазской и южноосетинской проблем. Итогом должна явиться «интеграция» непризнанных мировым сообществом, но, имеющей все атрибуты суверенной государственности Абхазии и Южной Осетии, в состав Грузии и в евро-атлантические структуры.
Саакашвили активизировал дипломатическое наступление на непризнанные республики. Впервые после окончания грузино-абхазской войны Тбилиси удалось добиться от Сухума согласия на участие в переговорах Ираклия Аласаниа - главы функционирующего в Тбилиси правительства Автономной республики Абхазия. Прежде абхазская сторона не считала данную структуру законной и отказывалась от ведения переговоров в случае присутствия в составе грузинской делегации его представителей. «Международное сообщество и в первую очередь такое супер-государство, как США, сделают все, чтобы эти проблемы были урегулированы очень быстро. Для всех ясно, что существующее сегодня статус-кво неприемлемо для грузинской стороны и неприемлемо для международного сообщества. Поэтому я предполагаю, что процессы будут развиваться более интенсивно и ускоренно", - заявил И.Аласиниа, особо подчеркнув, что в настоящее время "у абхазской стороны есть шанс вместе с Грузией стать членом евро-атлантического пространства". Другим успехом грузинской дипломатии стала поездка официальной абхазской делегации в итальянский Тироль. Для Тбилиси был важен сам факт подобной поездки для изучения тирольского опыта автономии, так как она рассматривалось как свидетельство готовности Сухума согласиться на возврат в состав Грузии на правах автономии.
Однако грузинское руководство ныне явно не склонно переоценивать возможность того, что новый президент Абхазии С.Багапш сдаст республику на милость тбилисских демократов (во время президентских выборов в Абхазии подобные надежды у грузинской правящей элиты, несомненно, имелись). Поэтому весной этого года Саакашвили при поддержке США, резко активизировал подготовку к боевым действиям против Абхазии и Южной Осетии. В апреле парламент Грузии одобрил предложенные правительством поправки в бюджет на 2005 г. В результате в текущем году на оборону будет затрачена беспрецедентная за всю историю постсоветской Грузии сумма - 324 млн. долл. Это составляет 21,4% от расходной части бюджета или 6% от ВВП страны.
Для не воюющего государства подобный уровень милитаризации является уникальным (это самый высокий показатель среди всех государств СНГ: в 2005 г. Россия истратит на оборону около 3% ВВП, а объявленная Саакашвили «тиранией Лукашенко» Белоруссия – всего 1%). Примечательно, что первоначально в грузинском бюджете планировалось выделить на оборону всего 65 млн. долл. США или 1,2% от ВВП. Необходимо отметить, что беспрецедентная милитаризация Грузии создает условия для прихода к власти в Тбилиси военной хунты латиноамериканского образца во главе с министром обороны крайне амбициозным Ираклием Окруашвили или другим угодным США «военным демократом» (в том случае, если в Вашингтоне сочтут, что Саакашвили, как ранее Шеварднадзе, уже отыграл свою роль на грузинской политической сцене и больше не нужен).
Проводимая военная реформа должна завершиться к 2006 году, когда у Грузии должна появиться, как рассчитывают в Тбилиси, более боеспособная, нежели ныне, армия численностью в 20 000 чел. Однако, несмотря ускоренное военное строительство, грузинская армия в ближайшей перспективе явно не в состоянии самостоятельно разгромить боеспособные и пользующиеся поддержкой местного населения вооруженные силы Абхазии и Южной Осетии. Потребуется «евро-атлантическая солидарность». Поэтому грузинское руководство явно связывает свои надежды на «интеграцию» двух непризнанных республик с прямым вмешательством со стороны США и НАТО. В Тбилиси эти планы не скрывают. Как подчеркнул министр обороны Грузии И.Окруашвили, "на международной арене позиции России сегодня довольно заметно пошатнулись, и это дает надежду на урегулирование конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, возможно, с помощью дружественных держав». Руководство Грузии, добавил И.Окруашвили, не намерено ждать мирного решения абхазской и южноосетинской проблем еще 10 лет и «не думать о других путях их решения».
Тбилиси торопится полностью вычеркнуть Россию из числа влиятельных в военно-политическом отношении держав Черноморского региона. Как говорит председатель комитета по обороне и национальной безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе, потенциал грузинской армии настолько возрос, что она уже "сегодня может в течение трех-четырех дней взять под контроль всю территорию Южной Осетии». И далее: «К концу года наши вооруженные силы будут способны взять Сухуми, а что касается мифа о непобедимой российской армии, то этот миф не раз был разрушен". К этому времени (имеется в виду все тот же водораздел: конец 2005-го – 2006 год) грузинская армия будет иметь такой потенциал, что сможет, по словам Г.Таргамадзе, "дать ответ не только сепаратистам, но и тем, кто стоит за их спинами".
В ноябре текущего года в окрестностях города Сенаки планируется завершить строительство современной военной базы, рассчитанной на 3000 военнослужащих. В последнее время Грузия интенсивно наращивает закупки вооружения: были приобретены самолеты МиГ-23 в Узбекистане, самолеты L-159 и танки Т-72 в Чехии, артиллерийские системы калибра 122-мм в Болгарии, вертолеты и системы ПВО на Украине. Также достигнута договоренность с Литвой о безвозмездной передаче в рамках военно-технического сотрудничества в этом году двух боевых кораблей, ранее принадлежащих ВМФ СССР, а также 14 тыс. автоматов Калашникова.
Нынешнее беспрецедентное наращивание военных расходов свидетельствует о том, что Джордж Буш пообещал грузинскому руководству всемерную поддержку и, тем самым, фактически благословил Саакашвили на военно-силовое решение проблемы Южной Осетии и Абхазии. О будущих планах Тбилиси красноречиво свидетельствует тот факт, что вблизи границ Абхазии и Южной Осетией размещаются все новые части Министерства обороны Грузии. Одновременно по свидетельствам очевидцев, на прилегающих к конфликтным зонам территориях остановлен демонтаж минных полей и оборонительных сооружений, более того, началось строительство новых военных объектов и укреплений.
Несмотря на нарастающее в американском общественном мнении разочарование в М.Саакашвили, который правит авторитарными методами и явно не в состоянии вывести Грузию из глубокого социально-экономического кризиса, администрация Дж.Буша продолжает оказывать нынешнему тбилисскому правительству щедрую финансовую помощь. За последние десять лет США вложили в Грузию более 1,3 миллиарда долларов, и, кроме того, - еще 64 миллиона на подготовку и оснащение 2000 грузинских пограничников и создание антитеррористических подразделений (некоторые из них уже находятся в Ираке).
В обмен на поддержку США в деле «распространения свободы и демократии» (от Белоруссии до Кубы, Северной Кореи, Бирмы и Зимбабве, как заявлял М.Саакашвили перед приездом Дж. Буша в Тбилиси) нынешнее грузинское руководство надеется получить эффективную помощь США в установлении своего контроля над Абхазией и Южной Осетией. Действительно, в последнее время масштаб вовлеченности США в абхазскую и южноосетинскую проблемы постоянно возрастает: усиливается дипломатическое давление на руководство непризнанных республик, при поддержке США активизировалась работа над созданием собственных миротворческих сил блока ГУАМ с участием в этих силах некоторых стран НАТО из числа бывших членов Варшавского договора и т.п.
Тон М.Саакашвили в оценке присутствия миротворческих сил России в зоне грузино-абхазского конфликта становится все более резким. «В прошлом Россия слишком часто увеличивала нестабильность в регионе, и ее "миротворцы" лишь пытаются удержать осколки старой империи», - заявляет грузинский лидер. В планах нынешнего грузинского руководства – скорейшее изменение статус-кво в грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов. Одновременно с максимально быстрым вытеснением из Грузии российских баз оно рассчитывает добиться замены российских миротворцев войсками других государств.
Совершенно очевидно, что в случае отказа Абхазии и Южной Осетии возвращаться под контроль Тбилиси М.Саакашвили попытается при помощи своих союзников решить абхазскую и южноосетинскую проблемы силой. На недавней встрече с ветеранами грузино-абхазской войны он говорил об этом вполне откровенно. Выступая 16 мая на саммите Совета Европы, грузинский лидер назвал эти две республики, а также Приднестровскую Молдавскую Республику «черными дырами Европы, где нет ни демократии, ни прав человека». Не исключено, что поводом к началу нового грузинского вторжения в Абхазию и Южную Осетию может стать организованная грузинскими спецслужбами провокация (нападение на грузинские села, взрыв автобуса, убийство грузинских миротворцев и т. п.).
Руководство Абхазии и Южной Осетии осознает высокую степень вероятности возобновления военных действий. Комментируя резкое увеличение Грузией расходов на оборону, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Абхазии Анатолий Зайцев заявил следующее: "Грузинской армии, которую готовят американские инструкторы, необходимо современное оружие, обязательно увеличение денежного довольствия военнослужащим, требуется новое обмундирование и оснащение, поэтому и растет бюджет. Можно предположить, что эту армию готовят к войне, также можно предположить - с кем". Подобную оценку разделяет и заместитель министра обороны Южной Осетии Ибрагим Гассиев: "Тбилиси не оставляет планов решить грузино-осетинский конфликт силой, поэтому и наращивает военный бюджет". Он подчеркнул: "Нам постоянно угрожают, но мы готовы эффективно ответить".
В условиях возросшей активности США по переустройству постсоветского пространства руководство непризнанных государств активизировало усилия по координации своих действий, в том числе и по созданию собственного оборонительного союза. Как заявил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, «история и события, произошедшие на территориях непризнанных республик постсоветского пространства, настолько схожи, что новая реальность требует от них действовать объединенными усилиями. Например, если Южная Осетия окажется под угрозой реальной агрессии со стороны Грузии, то Сухум выйдет из процесса переговоров с Тбилиси и окажет Южной Осетии соответствующую помощь».
Во время последнего визита в Москву Сергей Багапш неофициально встретился и провел консультации с президентами Южной Осетии и Приднестровья. В руководстве Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья весьма высоко оценивают перспективы совместных действий против возможной вооруженной агрессии. Прецеденты военного сотрудничества уже имелись: весной прошлого года во время обострения обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта в Южную Осетию был направлен отряд абхазских добровольцев.
Власти Абхазии и Южной Осетии не скрывают, что между республиками заключен договор о взаимной обороне и в случае, если одна из них подвергнется вооруженной агрессии, то Грузии придется воевать на два фронта. Как подчеркнул полномочный представитель президента Южной Осетии в России Дмитрий Медоев, "Мы рассчитываем на самих себя, на свои силы, на помощь братских народов Северного Кавказа, а также на союзников - Приднестровье и Абхазию". Глава же МИД Приднестровья Валерий Лицкий особо подчеркнул важную роль России в урегулировании конфликтов: "Я убежден, что трагический исход многих инцидентов был предотвращен именно российскими миротворцами".
В условиях массированного американского проникновения на территорию бывшего СССР и все нарастающего военно-политического присутствия США в Кавказском регионе проблема четырех непризнанных государств (Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Южной Осетии) выходит для России на первый план. До сих пор российские миротворческие силы гарантировали не возобновление военных действий и служили стабилизирующим фактором в Кавказском регионе. История изгнания из Косово сербов и других подвергшихся истреблению народов бывшей Югославии после прихода туда международных миротворческих сил дает представление о том, какая участь ожидает население Абхазии и Южной Осетии в случае замены российского контингента на миротворцев из других государств.
Попытка военно-силового возврата Абхазии и Южной Осетии под контроль нынешнего руководства Грузии станет возможной лишь в том случае, если Кремль будет продолжать свою прежнюю и откровенно капитулянтскую политику. Очевидно, что такая политика лишь усиливает авантюризм нынешнего тбилисского режима, осложняет ситуацию по обе стороны Большого Кавказского хребта и коренным образом противоречит российским интересам. Своими все новыми уступками и действиями по умиротворению агрессивных тбилисских правителей российская дипломатия собственными руками создает условия для вмешательства внешних сил, начала нового вооруженного противостояния на Кавказе и, тем самым, создает благоприятные предпосылки для запуска в этом регионе оранжевого сценария дестабилизации государственных структур уже в масштабах всей России.
Адекватной реакцией Москвы на враждебную политику Тбилиси могло бы стать лишение Грузии всех сохраняющихся льгот в экономических отношениях с Россией, перевод двусторонней торговли на мировые цены (в первую очередь это относится к российским энергоносителям, поставки которых целесообразно производить только после предварительной оплаты грузинскими потребителями) и ускоренная высылка в Грузию всех находящихся на территории РФ нелегальных грузинских мигрантов и членов грузинских преступных группировок. Но наиболее действенной мерой по нейтрализации вызовов государственной безопасности РФ, укреплению российских позиций и обеспечению мира в Закавказье (а значит и на беспокойном Северном Кавказе) стало бы размещение российских военных баз на территории Абхазии и Южной Осетии. Соответствующие предложения от лидеров Абхазии и Южной Осетии уже получены. Слово за Москвой.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |