Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.07.2005. Км.Ru
Участники антитеррористической операции в Афганистане должны определить сроки временного использования военных баз, расположенных на территории стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. Об этом говорится в декларации, принятой 5 июля 2005 г. на саммите ШОС в Астане.
Сейчас США и их союзники по-прежнему используют военные базы в Киргизии и Узбекистане, между тем в прошлом месяце Ташкент уже предупредил американское командование о том, что войскам США было бы лучше покинуть территорию республики.
О том, будет ли определен срок размещения американских военных баз на территории Афганистана, мы попросили рассказать политического обозревателя КM.RU Алексея Пушкова.
Этот вопрос впервые затрагивается на заседаниях ШОС
Насколько я помню, вопрос о базах впервые так предметно затрагивается на заседаниях шанхайской "шестерки", хотя, мягко говоря, сдержанное, если не сказать негативное, отношение к этим базам и у Китая, и у России прослеживается уже в течение последних двух-трех лет. Все дело в том, что США при размещении баз обещали, что они нужны исключительно на время антитеррористической операции в Афганистане, хотя и тогда, впрочем, были большие сомнения, что их выведут сразу же после ее завершения.
"Антитеррористическая операция" в Афганистане будет продолжаться
Соединенные Штаты ссылаются на то, что, оказывается, антитеррористическая операция в Афганистане не закончена. Может быть, в этом и есть доля истины, но, вообще, как таковое окончание антитеррористической операции в Афганистане вообще не просматривается, поскольку и Соединенные Штаты, и войска международной коалиции, которые их поддерживают, контролируют только Кабул и Кандагар, ну может быть, еще несколько городов. Остальная часть Афганистана, как и в прежние времена, по-прежнему контролируется полевыми командирами, поэтому ссылаться на незавершенность своей операции в Афганистане можно бесконечно.
Сроки пребывания войск США в Средней Азии не ограничены
Вряд ли когда-нибудь как сами США, так и их коалиция будут контролировать весь Афганистан. Это просто невозможно технически. То же касается и способности правительства Карзая контролировать территорию своей собственной страны в силу хотя бы того, что у него просто недостаточно средств и вооруженных формирований. Так что на фоне недавнего заявления Дональда Рамсфелда, что американские войска могут пробыть еще 10-12 лет на территории Ирака, мы получаем фактически неограниченные сроки пребывания войск Соединенных Штатов в Средней Азии.
Россия и Китай были обеспокоены ситуацией с американскими войсками в Афганистане
Как я уже отмечал, Россия и Китай давно обеспокоены американским присутствием в этом регионе, в России это даже обсуждалось на уровне Государственной Думы. Депутаты поручили МИДу сделать соответствующие запросы нашим американским партнерам, но всякий раз мы получали ответы с теми самыми ссылками на "незавершенность террористической операции", о которых я говорил.
Однако в последнее время ситуация несколько изменилась: к России, которая в свое время дала согласие на размещение этих баз на постоянной основе, и Китаю, которого в принципе беспокоит размещение американских баз поблизости от его границы, присоединился еще и Узбекистан, а в скором времени, я думаю, присоединится и Казахстан.
У Назарбаева и Каримова наступил "период отрезвления"
Просто и Узбекистан, и Казахстан вполне обоснованно опасаются, что Соединенные Штаты Америки будут организовывать и подпитывать разного рода "оранжевые", "тюльпановые" и прочие революции, направленные против их нынешнего руководства. И у Назарбаева, и у Каримова после периода "заигрывания" с Соединенными Штатами наступило некоторое "отрезвление". Я думаю, что на это в первую очередь повлияли события на Украине, потому что там, безусловно, четко просматривается рука Соединенных Штатов. Повлияли события и в Киргизии, поскольку стали известны такие интересные факты, как то, что практически все материалы киргизской оппозиции печатались в Бишкеке в типографии, принадлежащей американцам. Безусловно, прямых доказательств организации этих событий США нет, но некая поддержка, косвенное или даже прямое американское финансирование у оппозиции были. А события в Андижане стали уже последней каплей, тем более что Запад сразу поставил вопрос о необходимости международного расследования событий в Андижане.
Выводы любого международного расследования предсказуемы
Кстати, выводы любого подобного международного "расследования" можно легко предсказать. Они будут однозначно негативными для руководства страны, если это руководство не является ближайшим стратегическим союзником Америки.
То есть, если вы – Михаил Саакашвили, вы можете позволить себе все или очень многое. Если вы – Виктор Ющенко и кричите на каждом перекрестке о том, что нет ничего в мире лучше НАТО, вы тоже можете себе позволить насильственную колонизацию Крыма и все связанные с этим процессом нарушения прав человека.
Но если вы не являетесь союзником Соединенных Штатов, у вас могут возникнуть очень серьезные проблемы. И тогда любое расследование, скорее всего, закончится для вас весьма плачевно.
Поэтому даже если Ислам Каримов и его окружение не будут нести частичную ответственность за то, что произошло в Андижане, то тем не менее предвзятость характера любого международного расследования, за которым стоят Соединенные Штаты Америки, будет совершенно очевидна.
Ислам Каримов изменил свою политику по отношению к США
Если говорить о Каримове, надо отметить, что за последнее время он заметно изменил свою политику. Это началось, собственно, еще весной, когда ему стало доподлинно известно, что вслед за сменой руководства на Украине Соединенные Штаты готовят смену руководства в Узбекистане, Казахстане и Белоруссии, причем Узбекистан, судя по сообщениям американской печати, стоял первым в списке кандидатов на очередную "оранжевую" революцию.
Именно тогда Каримов стал делать шаги в сторону Москвы. Хотя сначала неудачные, когда он, по каким-то непонятным причинам, отказался от уже согласованного визита в Москву. После этого, насколько мне известно, Владимир Путин дважды отказывался от тех дат, которые предлагала ему узбекская сторона. Именно в связи с этим первым отказом Каримова прибыть в Москву на уже согласованный визит явно пробежала "черная кошка" в отношениях между Москвой и Ташкентом. Но после произошедшего в Андижане все изменилось.
События в Андижане изменили политику Каримова
Они стали тем самым фактором, который окончательно переломил ситуацию в политике Каримова, раньше пытавшегося ориентироваться сразу на два центра – и на Москву, и на Вашингтон, причем, я бы сказал, с явным предпочтением Вашингтона. Сейчас Каримов от этого полностью отошел, соответственно, изменилось и отношение Москвы к нему. После событий в Андижане в Москве утвердилось ощущение, что если мы не будем укреплять отношения с теми режимами, которые обеспечивают стабильность в соседних странах, то в итоге мы потеряем всю Среднюю Азию, и еще неизвестно, кто там придет к власти, - могут прийти к власти и исламисты, и антироссийские силы. Поэтому, мне кажется, что Владимир Путин и Ислам Каримов решили перевернуть эти сложные страницы в наших отношениях за последние несколько лет и начать строить отношения с чистого листа, но уже с учетом возможного переворота в Узбекистане и исламской угрозы.
Переориентация Каримова на Москву изменила соотношение сил в Средней Азии
Если посмотреть итоги визита Каримова в Москву, можно увидеть, что там сделан очень большой упор именно на сотрудничество наших силовых структур, на помощь Узбекистану в формировании своих антитеррористических сил, на подавление массовых беспорядков и т.п. Переориентация Каримова на Москву изменила и реальное соотношение сил в Средней Азии. Американские базы для него больше не являются фактором стабильности и защиты. Теперь они, скорее, являются фактором угрозы, потому что в случае, если в стране начнутся серьезные беспорядки, нельзя исключить, что американские базы станут центром поддержки антикаримовских сил. Поэтому И.Каримов и встал сейчас на путь ограничения деятельности американских войск на этих базах и ввел ограничения на их движение и вылеты самолетов с этих баз.
В общем, американцам всячески дают понять, что лучше сворачивать свою активность. Разумеется, Каримов не закрывает эти базы и не вступает в прямой конфликт с Америкой, но уже ясно, что он недвусмысленно выражает недовольство фактом пребывания американских военных баз на территории Узбекистана и крайнее нежелание дальше их там содержать. Думаю, некоторые опасения, что американцы в этом регионе будут скорее играть роль против Назарбаева, чем за него, существуют и у президента Казахстана.
Америка заинтересована в приобретении новых агентов влияния
Дело в том, что Америка уже показала, что она не столько заинтересована в перетягивании на свою сторону постсоветских лидеров типа Назарбаева или Каримова, сколько в их последующей замене на своих агентов влияния наподобие Михаила Саакашвили. И здесь серьезный водораздел лежит между интересами США и интересами тех лиц, которые находятся у власти в среднеазиатских республиках.
Россия становится желанным противовесом США
Такой демонстративно-агрессивной позицией американцы создали себе серьезную проблему в Средней Азии: теперь достаточно многочисленные и богатые элиты, утвердившиеся на территории Средней Азии, начинают опасаться американцев. Поэтому если раньше Америка была желанным противовесом Москве и избыточным российскому влиянию, то сейчас она становится фактором опасности для этих режимов. Москва же, наоборот, становится желанным противовесом Соединенным Штатам.
Собственно, именно это плюс глухое недовольство Китая и вызвало принятие этой декларации на саммите "шестерки".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |