Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Потеря среднеазиатских степей

08.07.2005. TheWallStreetJournal (США)

Владимир Сокор

Войска и базы в Средней Азии очень важны для операций США и НАТО в Афганистане

На своем саммите на прошлой неделе Россия, Китай и четыре среднеазиатские республики попросили Соединенные Штаты и их союзников по антитеррористической коалиции назвать дату вывода своих войск из Средней Азии. Это первая подобная просьба со стороны кого-либо в данном регионе с того момента, как в конце 2001 года возглавляемая американцами коалиция установила свое военное присутствие на авиабазах и других объектах в Киргизстане, Узбекистане и Таджикистане.

Войска и базы в Средней Азии очень важны для операций США и НАТО в Афганистане сегодня и в обозримом будущем. Они также являются необходимыми на долговременную перспективу, учитывая широкий диапазон возможных чрезвычайных ситуаций в этом стратегически крайне важном и нестабильном регионе, простирающемся от Каспийского бассейна - который в предстоящие годы станет играть ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности Европы - и Ирана через Афганистан и Пакистан вплоть до западных областей Китая.

Как и следовало ожидать, американские дипломаты были ошеломлены просьбой вывести войска; они срочно направились в столицы среднеазиатских республик, чтобы попытаться минимизировать ущерб. Пентагон вот уже многие месяцы говорил всем в Вашингтоне, что этого следовало ожидать, однако его предупреждениям почти никто не внял.

Российский и китайский президенты Владимир Путин и Ху Цзиньтао (Hu Jintao) были основной движущей силой, которая стояла за призывом "Пора домой!", с которым обратился к коалиционным силам во вторник саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в столице Казахстана Астане. Это было первое важное заявление, сделанное ШОС с тех пор, как в 2001 году она была создана Москвой и Пекином, чтобы компенсировать растущее американское влияние в Средней Азии. В то время Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан вступили в эту организацию для проформы и с разной степенью нежелания.

Фактически, с тех пор Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан по большей части связали свои судьбы с Соединенными Штатами Америки и позволили коалиционным силам во главе с Соединенными Штатами разместиться на их территориях. Казахстан даже предложил подобную схему по собственной инициативе, хотя Вашингтон ее не поддержал. Правительства среднеазиатских стран разделяют мнение Америки об угрозах со стороны международного терроризма и радикального ислама; они рассчитывали на эффективную помощь Соединенных Штатов в вопросе безопасности, чтобы гарантировать и консолидировать свою стабильность, и они - в обмен на предоставление баз и транзита для авиации - ожидали резкого увеличения поступлений иностранной помощи.

Однако сейчас, они, кажется, решили стать на сторону России и Китая и поэтому просят коалиционные силы покинуть свои территории. Главный аргумент таков: обстановка в Афганистане в основном стабильная, а главная фаза операций коалиционных сил завершена - утверждение, которое представляет собой резкий поворот кругом России и других членов ШОС. До самого недавнего времени официальная позиция в этих странах признавала, что Афганистан продолжает угрожать региону и, если хотите, России тоже, косвенно подразумевая присутствие в Средней Азии коалиционных сил во главе с Соединенными Штатами.

Фактически, ситуация с безопасностью в Афганистане ухудшилась. В последнее время активные военные операции американских и коалиционных сил в Афганистане в ответ на нападения отрядов движения "Талибан" интенсифицировались. НАТО собирается развернуть там дополнительные силы, чтобы обеспечить безопасность парламентских выборов в сентябре, а также увеличить число руководимых НАТО групп восстановления провинций. Среднеазиатские базы, обеспечивающие операции США и НАТО в Афганистане, сегодня нужны не меньше, чем когда-либо.

Дипломаты США в среднеазиатских столицах теперь доказывают, что вывод войск был бы преждевременным. Однако сделанная ШОС оценка не принимала в расчет ситуацию с безопасностью в Афганистане или вокруг него. Скорее, Москва и Пекин хотят вытолкнуть из Средней Азии силы США и их союзников. Китаю не нужно американское военное присутствие вблизи его западных границ, а г-н Путин намерен вернуть России лидирующую роль в регионе.

Дипломаты на саммите не решились оформить свою просьбу как ультиматум или предложить конкретные даты вывода войск. Тем не менее, главный внешнеполитический помощник г-на Путина Сергей Приходько высказал мнение, что процесс (вывода войск - прим. пер.) может занять от нескольких месяцев до полутора лет. Не для протокола российские официальные лица говорили прессе - фактически, посылали сигнал Вашингтону - что им нужны "точные и ясные ответы" относительно графиков вывода войск.

График или не график, среднеазиатские правительства уже начали накладывать на Соединенные Штаты ограничения в своих странах и поворачиваться в сторону Москвы. В прошлом месяце узбекский президент Ислам Каримов запретил посадку тяжелых транспортных самолетов С-17, а также полеты в ночное время на авиабазе США Карши-Ханабад. А на встрече с г-ном Путиным 2 недели назад президент Каримов дал понять, что намерен в большей мере полагаться на Россию как главного партнера в обеспечении безопасности своей страны. Россия сейчас планирует, впервые с момента заката советской эпохи, провести в Узбекистане учение сухопутных сил.

Несколько месяцев назад тогдашний президент Киргизстана Аскар Акаев уступил Москве и запретил полеты разведывательных самолетов системы AWACS с авиабазы Манас в Киргизстане, которая отдана Соединенным Штатам. Затем, в апреле, г-н Акаев был смещен демократической, как считается, революцией, которая принесла с собой политическое замешательство и социальную анархию. В прошлом месяце новый премьер-министр Феликс Кулов, являвшийся в советскую эпоху генералом милиции, призвал создать в Киргизстане вторую российскую военную базу (первая была создана в 2003 году, всего в нескольких милях от американской базы, и потенциально способна помешать ее операциям). Г-н Кулов, будучи пророссийски настроенным, по крайней мере, не является антиамериканцем. Но проамерикански настроенная, как считается, министр иностранных дел в постреволюционном правительстве Роза Отунбаева поторопилась поддержать призыв ШОС установить конечный срок пребывания в стране коалиционных сил во главе с США. Это не было предусмотрено американским планом поддержки смены режима в Киргизстане.

Как это ни печально, доверие к Соединенным Штатам в данном регионе упало с 2002-2003 гг. Падению доверия способствовали три недавних события. Первое, движение "Талибан" в Афганистане снова стало активной боевой силой на фоне процветающей торговли наркотиками, которая затрагивает Среднюю Азию и значительную часть Евразийского континента. Отчасти противореча собственной оценке ситуации в Афганистане, саммит ШОС назвал наркотраффик из Афганистана важным вызовом безопасности региона. К сожалению, коалиция во главе с США, чтобы не ссориться с местными наркобаронами и полевыми командирами, терпимо относится к наркотическому буму, подрывающему их собственные усилия по политическому и экономическому восстановлению страны.

Вторым фактором падения доверия к Соединенным Штатам стала неудачная демократическая революция в Киргизстане - событие, которое считают дестабилизирующим, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе. А третий фактор, это то, что в результате сбивчивой и нескоординированной реакции Соединенных Штатов на восстание 13 мая и репрессии в Андижане Узбекистан оказался изолированным от Запада и снова стал зависимым от России в вопросах помощи в обеспечении своей безопасности и дипломатической поддержки.

Когда Соединенные Штаты переживут - как и должно быть - этот призыв к выводу своих войск, им нужно будет перейти от урегулирования чрезвычайных ситуаций к основательному пересмотру своей долгосрочной политики в Средней Азии. В столь стратегически важном для США и для испытывающей энергетический голод Европы регионе дипломатии необходимо найти нужный баланс между потребностями военного доступа и потребностями эволюционных реформ. Этот баланс должен быть ориентирован на обеспечение долгосрочного присутствия и не должен омрачаться кратковременными политическими соображениями в Вашингтоне или впечатляющей изоляцией со стороны Европейского союза.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ