Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
08.07.2005. Eurasianet
Сергей Благов
Бурные события, произошедшие в этом году в Средней Азии – в том числе революция в Кыргызстане и кровавое подавление протестов в Узбекистане – изменили геополитический баланс сил в регионе. Наверное, больше всего выгод от этой перегруппировки получила Россия, в то время как отношение в регионе к Соединенным Штатам продолжает ухудшаться.
Укрепляя свои стратегические позиции в Средней Азии, Москва действует через региональные организации. 5 июля одна из них, Шанхайская организация сотрудничества, направила в США запросом о предельных сроках вывода из региона американского военного персонала. Американские власти отклонили запрос ШОС, сославшись на двусторонние договоренности с Кыргызстаном и Узбекистаном. Тем не менее сам факт лишний раз подтверждает, что Вашингтон перешел в оборону на дипломатическом фронте, поскольку членами ШОС являются и Узбекистан и Кыргызстан. В числе других членов ШОС – Китай, Казахстан и Таджикистан.
Сразу же после трагедии 11 сентября руководители государств Средней Азии развернули стратегическое сотрудничество с Соединенными Штатами, надеясь остановить рост в регионе воинствующего исламизма. Однако прошло уже почти четыре года, а радикальный исламизм все еще представляет угрозу, и поэтому сильное стратегическое присутствие США уже не вызывает энтузиазма у региональных лидеров. Кроме того, многие в Средней Азии убеждены, что проводимая администрацией Буша политика агрессивной демократизации является причиной политических беспорядков на территории бывшего Советского Союза и уже привела к смене режимов в Грузии, на Украине и в Кыргызстане. Власти во всех странах Средней Азии стремятся не допустить дальнейшего роста революционных беспорядков, начавшихся в Кыргызстане.
Запрос ШОС яснее ясного свидетельствует о том, что престиж США в Средней Азии падает. Кроме того, это говорит об объединении России и Китая, стремящихся подорвать стратегические позиции Соединенных Штатов.
Стремясь восстановить свое влияние в Средней Азии, Россия действует также, помимо ШОС, через две другие региональные организации – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организацию договора о коллективном сотрудничестве (ОДКБ). Целью ЕврАзЭС, объединяющего Россию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Беларусь, является многосторонняя экономическая интеграция, в то время как задачей ОДКБ, в которую входят те же страны плюс Армения, является борьба с возникающими в регионе угрозами безопасности.
Господствующее положение в этих организациях занимает Россия. Во главе обеих организаций стоят российские отставные генералы – председателем ЕврАзЭС является Григорий Рапота, а генеральным секретарем ОДКБ – Николай Бордюжа. До последнего времени обе организации существовали по большей части на бумаге. Однако некоторые наблюдатели считают, что растущие угрозы безопасности подталкивают страны к более тесному сотрудничеству в рамках региона. Например, 22 июня, на саммите ЕврАзЭС, политические лидеры выразили оптимизм в связи с созданием региональной зоны свободной торговли и таможенного союза.
На саммите ЕврАзЭС казахстанский президент Нурсултан Назарбаев отметил, что объем торговли между членами блока в 2004 г. составил 28 млрд долларов, на 40% больше, чем в предыдущем году. Россия обращает особое внимание на укрепление отношений с Казахстаном, страной с самой сильной в Средней Азии экономикой. Россия и Казахстан договорились о создании регионального инвестиционного банка с начальным капиталом в 1,5 млрд долларов, большую часть которого внесет Россия. Как ожидается, банк начнет работать в декабре 2005 г. и будет располагаться в Алматы (Казахстан). «Это не закрытый банк, он будет открыт для участия акционеров из других стран СНГ», – заявил российский президент Владимир Путин.
Наряду с саммитом ЕврАзЭс в Москве 22-23 июня была проведена также встреча государств-членов ОДКБ. Ее участники подписали соглашения о развитии объединенной системы ПВО и совершенствовании коллективных сил быстрого реагирования в Средней Азии. По словам Путина, эти силы могут быть использованы при проведении миротворческих операций.
Саммит ОДКБ принял решение об учреждении межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству с целью установления более тесных связей между оборонными отраслями промышленности стран-членов организации. Россия, наиболее сильная держава региона, предложила осуществлять подготовку военнослужащих для других стран ОДКБ и продавать им военное оборудование по льготным ценам. Российские власти выразили также желание увеличить число стран, входящих в ОДКБ. «Мы планируем пригласить другие страны к участию в деятельности ОДКБ в качестве наблюдателей, а в будущем предусматривается принятие новых членов», привело агентство РИА «Новости» слова неназванного источника в Кремле.
Путин воспользовался саммитом ОДКБ для того, чтобы выступить с критикой действий возглавляемой США антитеррористической коалиции в Афганистане, заявив, что ее «эффективность крайне низка». Российский президент указал, что мятежники «Талибана» продолжают действовать в Афганистане, а страна вновь превратилась в центр наркотрафика.
Члены ОДКБ не поддержали также выдвигаемое США и другими западными странами требование о проведении независимого расследования действий узбекского правительства во время андижанских событий в мае этого года. «Узбекистан не является членом ОДКБ, члены Организации не вмешиваются во внутренние дела других стран», – заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |