Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
13.07.2005. Литер (Казахстан)
Равиль Усманов (Алма-Ата)
Гостям указали на дверь
С предложением о необходимости тщательно разобраться в вопросе о сроках пребывания авиабазы антитеррористической коалиции в бишкекском аэропорту Манас выступил на брифинге победитель президентских выборов в Кыргызстане Курманбек Бакиев. Напомним, что ранее МИД Узбекистана распространил заявление, в котором изложил собственное видение ситуации, сложившейся с американской военной базой, дислоцирующейся в аэропорту Ханабад. А на саммите ШОС Ислам Каримов, поднимая вопрос о сроках пребывания военных сил коалиции на территории Центральной Азии, сообщил, что иностранные военные ничего не делают для того, чтобы искоренить производство наркотических средств в Афганистане. Между тем уничтожение афганского наркотрафика довольно ощутимо ударит по террористам, лишив их значительной финансовой подпитки. Так почему же солдаты коалиции ничего не предпринимают в этом направлении? И почему борьба с терроризмом в Афганистане до сих пор не пришла к логическому завершению, что позволяет Соединенным Штатам оставлять свои ВВС на территории нашего региона? А может, цель их как раз в этом и заключается – как можно дольше сохранять военное присутствие в Центральной Азии?
На прошлой неделе Узбекистан обозначил свое отношение к базирующимся на территории аэродрома Ханабад американским военным силам, объяснив тем самым свою инициативу, высказанную на саммите ШОС в Астане относительно сроков пребывания антитеррористической коалиции в пределах государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. Исполняющий обязанности президента Кыргызстана Курманбек Бакиев также поднял вопрос о целесообразности пребывания авиабазы антитеррористической коалиции в бишкекском аэропорту Манас. "Сейчас в Афганистане стабилизируется ситуация. Там прошли президентские выборы, идет подготовка к парламентским…", – объяснил свое нетерпение не прошедший пока церемонию инаугурации президент Кыргызстана.
Коротко напомним, в чем заключалась причина согласия руководителей Узбекистана и Кыргызстана предоставить свои территории американским военным силам. Узбекистан, отдав Ханабад во временное пользование и не оговорив сроки пребывания иностранных военных (подразумевалось, что американцы уйдут, как только завершится антитеррористическая миссия в Афганистане), ставил несколько целей. Во-первых, усилить свои геополитические позиции в Центральной Азии путем военного соглашения с США. Во-вторых, увеличить поток западных инвестиций в узбекскую экономику. В-третьих, США становились гарантом против исламского экстремизма в Узбекистане. Сегодня можно сказать, что ни одна из этих надежд Ислама Каримова не воплотилась в жизнь – позиции Узбекистана в Центральной Азии не улучшились, западные инвестиции экономику не оздоровили, угроза исламского экстремизма приобрела совершенно реальные очертания.
Кыргызстан во главу угла ставил лишь экономическую помощь. На тот момент внешний долг Кыргызстана составлял порядка полутора миллиардов долларов. Согласитесь, весомая сумма для страны с полуразрушенной экономикой и пятимиллионным населением. Но опять же надежды Кыргызстана на экономическую помощь не оправдались. Деньги Америки не принесли стране сколь-нибудь ощутимой пользы.
Поэтому сегодня и Узбекистан, и Кыргызстан с удовольствием поддержали Декларацию ШОС, более того, проявляют инициативу в рамках этого документа, настаивая на конкретном обозначении Соединенными Штатами сроков пребывания сил антитеррористической коалиции в Центральной Азии.
Однако США пока не готовы назвать окончательные сроки пребывания военных сил на территориях Узбекистана и Кыргызстана. В туманных дипломатических выражениях дано было понять, что антитеррористическая операция в Афганистане еще не закончена, демократия не пришла на земли этого государства, и тому подобное. Предельно ясно выразился президент США Джордж Буш, обозначив позицию Вашингтона по поводу всех американских военных баз, рассредоточенных по миру: "Мы продолжим наступление, мы будем сражаться с террористами за границей, чтобы не иметь с ними дело на своей территории. Мы продолжим отсекать их от тыловых баз и от поддержки государств-изгоев". То есть ни о каких сроках пребывания американских военных сил на территориях других государств не может быть и речи. Они расквартировались там (и в Центральной Азии в том числе) надолго. И готовы, по выражению Владимира Путина, "мочить террористов" в любых сортирах, только бы не в своем собственном. А нам-то что прикажете делать? Нам, которым в общем-то по барабану американский сортир, кого там будут мочить и как долго?
Впрочем, мы-то не верим в эти истории про беспощадную войну с терроризмом и наведением демократии по американскому образцу во всем мире. География военных баз, то есть распространения американского военного влияния в мире, зачастую не имеет ничего общего ни с терроризмом, ни с демократией. Военная машина США предоставляет рабочие места более чем полумиллиону солдат, разведчиков, техников, учителей и гражданских контрактников. Целые секторы американской экономики напрямую зависят от перемещений этой военной машины. Так, например, накануне войны с Ираком, когда Пентагон заказывал дополнительное вооружение, им же был сделан заказ на 273 000 бутылок лосьона для загара "Native Tan", в три раза превышающее количество этого же продукта, заказанного в 1999 году. Представляете, как вырос доход поставщика? А мы знаем, что американцы не могут воевать без туалетной бумаги, минеральной воды, салфеток, шампуней, видео- и аудиоаппаратуры и т.д.
По меньшей мере США имеет семьсот военных баз по всему миру, на содержание которых уходило (по данным 2003 года) 114,2 млрд. долларов. Причем специалисты склонны считать эту цифру изрядно заниженной. Поскольку в доклад чиновники Пентагона не включили военные базы в Косово, Афганистане, Ираке, Кувейте, Израиле, Кыргызстане, Узбекистане и Катаре. Кроме того, в докладе упомянута лишь одна военно-морская база на японском острове Окинава, хотя на самом деле там располагается 10 таких объектов. Окинава стала фактически американской колонией за последние шестьдесят лет пребывания там ВМС США.
Говорить о военных базах США и царящих там нравах можно бесконечно долго. Однако нас интересует наш регион. Вашингтон он интересует тоже, и отнюдь не потому, что Афганистан – это прибежище террористов и антидемократическая республика. Военно-имперская стратегия США, принятая на вооружение после прихода к власти республиканца Джорджа Буша (Билл Клинтон, демократ, предпочитал другие методы распространения американского влияния в мире, нежели неоконсерваторы, члены команды Джорджа Буша-старшего, а теперь еще и младшего), основана на исследованиях политолога и политика Збигнева Бжезинского, считающегося основоположником современной американской внешней политики. Эти основы изложены им в нескольких трудах, монументальным произведением считается книга "Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)". Разговор об этой книге заслуживает отдельного материала, однако суть вкратце изложим. З. Бжезинский одной из важнейших задач геополитической стратегии Америки видит максимальное ослабление России во всех областях, где она до сих пор сохраняла свое влияние. В частности, в Каспийском регионе, что уже касается и нашей республики: "Из пяти новых независимых государств Средней Азии Казахстан и Узбекистан играют самую важную роль. Казахстан является в регионе щитом, а Узбекистан – душой пробуждающихся разнообразных национальных чувств. Благодаря своим географическим масштабам и местоположению Казахстан защищает другие страны от прямого физического давления со стороны России, поскольку только он граничит с Россией…" Далее следуют соображения, каким образом Казахстан может поссориться с Россией, особенно если при этом будет сохраняться фактор соперничества между нашей республикой и Узбекистаном. Бжезинский учитывает также фактор Китая, который, как он полагает, следует удержать в рамках лидера региона, не давая распространиться его влиянию на весь мир.
Одним словом, стратегия, выписанная З. Бжезинским и подкорректированная изменениями, которые произошли в мире и в нашем регионе (экономический рост, позволивший Казахстану безо всякого соперничества с Узбекистаном выйти на лидирующие позиции в Центральной Азии, политолог во внимание не брал), претворяется сегодня в жизнь. Нахождение американских военных баз в Узбекистане и Кыргызстане и есть часть стратегии по контролю над всей Центральной Азией, выдавливанию отсюда России и закупориванию Китая в рамках региона.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |