Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Каким цветом окрасится Казахстан?

06.07.2005. Политком Ру.

Андрей Грозин

Итак, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев официально озвучил свое намерение баллотироваться на новый президентский срок, заявив, что готов "работать до тех пор, пока нужен этой стране".  Напомним:  новая конституция Казахстана позволяет ему пойти на такой шаг.

Однако, еще весной многие московские эксперты называли Казахстан первым возможным кандидатом на очередную «цветную революцию». Так ли это?

Рассмотрим ситуацию более досконально.

Сейчас один из самых важных вопросов для казахстанской политической элиты – срок проведения президентских выборов. И, если, все-таки, выборы президента будут назначены на осень 2006 года, то «первым кандидатом на цветную революцию» следует ставить Азербайджан -  там раньше пройдут выборы.

Впрочем, есть несколько признаков, указывающих на то, что президента выберут не позднее декабря 2005-января 2006 года – то есть, раньше того срока, о котором говорили глава Минюста и глава Центризбиркома Казахстана. Об этом свидетельствуют  несколько фактов. Во-первых, президент Назарбаев проводит сейчас серию поездок по регионам страны. Во-вторых, еще весной президент настоял на принятии законов, улучшающих социальное положение граждан. Все это очень похоже на предвыборные шаги.

То есть президент готов принести экономические жертвы (в том, что экономические показатели этого года будут на порядок хуже, чем в прошлом  году, сомневаться не приходится)  ради сглаживания социальной напряженности в республике.

Так же о том, что выборы президента пройдут ближайшей зимой, свидетельствуют и определенные кадровые перемещения, и принятие пакета законов о безопасности, и ряд законов, ограничивающих возможность работы иностранных граждан в казахстанских СМИ.

Что касается возможности обострения ситуация в стране, накануне и в связи с выборами, то полностью исключать такой вероятности нельзя, поскольку в Казахстане в последнее время наблюдается серьезное отставание в области политических реформ – этот факт не могут опровергнуть никакие заявления властной стороны. В Казахстане только в нефтедобывающих областях уровень жизни населения достаточно высок, но есть такие регионы, где уровень жизни населения сопоставим с Киргизией. Страна развивается достаточно неровно.

Для «революции» есть и субъективная причина  – нынешний президент очень долго  руководит страной, и усталость и разочарованность  населения уже велика.

Среди признаков волнения в обществе не лишним будет отметить и тот, что в Казахстане уже функционирует молодежная организация «Кахар», которая очень напоминает и «Кмару» и «Пору» и «Отпор».

На этом фоне идет консолидация оппозиции, которая впервые смогла заявить о выдвижении единого кандидата на пост президента -  раньше она никогда не доходила до такого рубежа.

Власть, со своей стороны, тоже немало озабочена опасностью революционной преемственности. Так, много шума наделала служебная записка министра внутренних дел, написанная на имя председателя правительства  о закупке средств нелетального воздействия, используемых при разгоне демонстраций. Было несколько сенатских запросов по этому поводу, но премьер ответил на них обтекаемо: все это оборудование необходимо для повышения уровня подготовки работников МВД на случай беспорядков по типу адиджанских событий. Несмотря на общий характер ответа министра, вывод напрашивается сам собой.

Еще одним дополнительным фактом и свидетельством озабоченности руководства Казахстана возможностью «цветного» развития событий  является активизация пиар-работы, в том числе и на территории России. Ряд российских  политтехнологов уже работает на те структуры, которые говорят о возможности повторения  киргизского сценария и необходимости противодействия ему. В частности, дочь Нурсултана Назарбаева Дарига на прошедшем 7 июня внеочередном съезде своей партии “Асар” инициировала процесс объединения пропрезидентских сил  и призывала все здравомыслящие силы сплотится против неконтролируемой смены власти.

Сейчас наблюдается серьезная активизация этого процесса.

Подводя черту под вышесказанным, можно сказать, что ситуация складывается таким образом, что если власть запустит административный ресурс на выборах и подтасовки результатов буду масштабными,  то ситуация может выйти из-под контроля. Подтасовки же вполне вероятны, хотя бы только потому, что несмотря на жесткую вертикаль власти и авторитарный характер режима, люфт между указаниями центра и исполнением на местах имеется не малый, и региональные начальники могут переусердствовать в своем стремлении оказать услугу верховной власти.  Тогда весьма вероятен  уже знакомый нам сценарий: ОБСЕ не признает итогов выборов, оппозиция может раскачать ситуацию, и так далее.… В Астане, впрочем,  это трудно сделать – над столицей осуществляется достаточно жесткий контроль. А вот в Алма-Ате  - другое дело, там большое количество подходящего для протестных выступлений человеческого материала – студенты, пенсионеры – и вообще, в этом казахстанском мегаполисе полтора миллиона жителей, то есть одна десятая всего населения страны.

Но реализация этого сценария достаточно сложна, несмотря на  предпосылки  - потому что центр принятия решений очень отдален от потенциально опасного города, и, напротив,  как раз на юге страны, то есть недалеко от «мятежно настроенной» Алма-Аты, сосредоточены все силовые структуры.

Кроме того, есть и еще один немаловажный аспект: лидеры оппозиции остаются по большей части людьми, с которыми президент может договориться. А это означает, что организованный протест сложен  в условиях Казахстана. Другое дело, что процесс может пойти спонтанно….  Вокруг Алма-Аты существует так называемый «пояс бедности», да и сама бывшая столица, по ценам и уровню жизни почти равная Москве,  наполнена приезжими из окрестностей – людьми не приспособившимися к новым условиям жизни и социально неблагополучными. Большинство из них приехали в Алма-Ату на заработки, но либо они заняты на неквалифицированной работе, либо подались в криминальные структуры. И если задействовать эту социальную прослойку, то все может пойти и по киргизскому сценарию. Ведь сейчас власти Казахстана, говоря о том, что у них цветная революция невозможна, в качестве основного пропагандистского тезиса, используют тот, что в Киргизии, в отличие от Казахстана, была тяжелая социальная ситуация. Но это не совсем так:  и в Казахстане можно найти в 70 км от Алма-Аты  населенные пункты, где нет электричества.

Кроме того, благоприятные экономические факторы, о которых говорит руководство, достигнуты сырьевыми средствами – достаточно сказать,  что почти вся доходная часть бюджета формируется за счет экспорта нефти. То есть, именно добывающая промышленность дает средства для проведения социальной политики. И если только допустить возможность резкого падения цен на нефть (а многие эксперты предрекают такую ситуацию к концу 2005 года), то средств, накопленных в последнее время, может просто не хватить на реализацию правительственных программ..

Если произойдут колебания, способные повлиять на социальную обстановку в Казахстане, то будет гораздо проще провести смену власти.

Впрочем, на сегодняшний день, конъюнктура нормальная. Элита, хотя и устала от «большой семьи президента», но еще готова существовать под ее руководством. Западные корпорации пока имеют хорошие показатели от экспорта иностранного сырья и тоже не заинтересованы в смене власти.

Но существует и еще один возможный вариант смены власти, о котором стоит упомянуть. В Казахстане велик процент людей, работающих в эшелонах власти на самых разных уровнях, в том числе, занимающих самые высокие посты, которые недовольны нынешней ситуацией, которые засиделись на своих местах, и жаждут перемен. Речь идет о возможности того, что может называться «дворцовым переворотом».

Дело в том, что в ответ на вопрос «кому президент будет передавать власть?» очень многие хотят услышать свое имя, многие считают себя (имея на то вполне весомые основания) потенциальными преемниками. Таких людей уже сейчас можно назвать с десяток, и каждый из них будет бороться за право наследования власти,  используя все,  имеющиеся у него ресурсы. А поскольку ресурсов этим людям не занимать, то именно они, а не оппозиция,  могли бы реализовать сценарий смены власти в Казахстане.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ