Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Галина Андреева
Общая характеристика организации, ее цели и задачи, порядок приема
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – организация, созданная пятью государствами-участниками СНГ: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан на основе Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, заключенного 10 октября 2000 г. в г. Астане.
В Заявлении глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г. N 79) указывается, что «этот шаг - свидетельство единства политической воли руководителей пяти государств еще более решительно идти по пути взаимного многопланового сотрудничества с перспективой выхода на реальную интеграцию».
При создании ЕврАзЭС государства-участники исходили из того, что взаимодействие между ними в торгово-экономической области уже достигло такого этапа, на котором возникла потребность в более тесном сближении и унификации национальных законодательств, проведении мероприятий, направленных на увеличение совокупного экономического потенциала этих стран, согласованной структурной перестройки их экономик, для чего требуется использовать новые формы и механизмы взаимодействия. Основу для перехода к новому этапу интеграции создали проведенная отмена тарифных и количественных ограничений, введение по большинству номенклатуры товаров общих таможенных тарифов, осуществление согласованных мер нетарифного регулирования, шаги по созданию единой таможенной территории, а также совместные действия в гуманитарной сфере.
К числу задач, которые стоят перед ЕврАзЭС, относятся:
а) в области внешнеторговой и таможенной политики: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; введение согласованной системы преференций; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля; создание механизма эффективного функционирования платежно-расчетных отношений; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования, в рамках которой действуют унифицированные правила таможенного оформления и таможенного контроля, применяются единые таможенные режимы; обеспечение экономической безопасности на внешних границах ЕврАзЭС, борьбы с контрабандой и иными видами таможенных правонарушений; укрепление и обустройство внешних границ ЕврАзЭС;
б) в области экономической политики: проведение согласованной структурной перестройки экономик; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития; создание общей платежной системы; обеспечение взаимодействия валютно-финансовых систем; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка; проведение совместных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки и технологии; создание равных условий для доступа на рынки государств-участников иностранных инвестиций; создание унифицированной системы правового регулирования, формирования и деятельности финансово-промышленных групп на многосторонней и двусторонней основе;
в) в социально-гуманитарной области: гармонизация национальных систем образования, развития науки и культуры; гармонизация национальных систем обеспечения минимальных социальных стандартов; предоставление гражданам государств-членов Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
г) в правовой сфере: сближение и гармонизация национального законодательства; создание механизма согласования принятия национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государствами-членами по вопросам, затрагивающим обязательства государств-участников в рамках ЕврАзЭС; синхронизация сроков выполнения внутригосударственных процедур по договорам, заключенным в рамках ЕврАзЭС; обеспечение взаимодействия правовых систем государств-участников с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
В соответствии с Договором ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами, при этом государства-участники остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.
В ст.2 Договора указывается, что ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.
Сходство целей и задач ЕврАзЭС, а также формулировок соответствующих правовых документов этого объединения с целями и задачами СНГ достаточно очевидно. Вместе с тем имеется и ряд отличий, достаточно существенных, которые касаются, прежде всего, вопросов приема в членство ЕврАзЭС. Данное Сообщество возникло как результат разноскоростного характера процессов интеграции в рамках СНГ и призвано способствовать реализации интересов стран, в большей степени, чем другие готовых участвовать в интеграции. Естественно, что при разработке Договора и других международно-правовых актов ЕврАзЭС использовались наработки СНГ, однако в части приема в членство в ЕврАзЭС в большей мере наблюдается сходство с документами европейской интеграции (впрочем, опыт последней в той или иной мере также учитывался еще на начальном этапе подготовки документов СНГ).
Прием в члены ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять. Принят специальный акт - Положение о порядке приема в члены Евразийского экономического сообщества, утвержденное Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 13 мая 2002 г. № 45.
Государство, изъявившее желание стать членом ЕврАзЭС (государство-кандидат), должно обратиться с соответствующим заявлением в Межгоссовет через Генерального секретаря ЕврАзЭС.
Генеральный секретарь ЕврАзЭС информирует о поступившем заявлении Председателя Межгоссовета и государства-члены ЕврАзЭС. Председатель Межгоссовета поручает Генеральному секретарю ЕврАзЭС создать рабочую группу в целях изучения условий присоединения к Договору, а также для подготовки Межгоссовету рекомендаций, включая проект Протокола о присоединении к Договору. Генеральный секретарь ЕврАзЭС уведомляет государство-кандидат о том, что его заявление принято к рассмотрению.
В состав рабочей группы входят Постоянные представители при ЕврАзЭС и привлекаемые ими эксперты государств-членов ЕврАзЭС. Регламент рабочей группы определяется Комиссией постпредов при ЕврАзЭС. Организационное обеспечение деятельности рабочей группы возлагается на Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
Государство-кандидат направляет в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС Доклад о проводимой им деятельности, направленной на выполнение обязательств по приему в члены ЕврАзЭС. Наряду с Докладом, государство-кандидат представляет в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС копии национальных законодательных и подзаконных актов, а также международных договоров, участником которых оно является, относящихся к регулированию внешнеэкономической, таможенной и внешнеторговой сфер деятельности. Материалы представляются на рабочем языке ЕврАзЭС (т.е. русском).
Доклад рассматривается совместно представителями государства-кандидата и рабочей группой. Требующие дополнительной проработки вопросы, возникающие у рабочей группы в связи с Докладом, обобщаются Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и направляются на рассмотрение государству-кандидату, которое, в свою очередь, через Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС представляет рабочей группе комментарии и иную информацию по поставленным вопросам. Рабочая группа и представители государства-кандидата разрабатывают Программу по выполнению условий для приема в члены ЕврАзЭС.
После завершения реализации Программы и выполнения условий, необходимых для приема в члены ЕврАзЭС, рабочая группа готовит соответствующее Заключение и проект Протокола, предусмотренный статьей 19 Договора. В проекте Протокола должны содержаться поправки к Договору, связанные с приемом в члены ЕврАзЭС нового государства. Если после приема в члены ЕврАзЭС возникнет необходимость выполнения дополнительных условий, то они должны отражаться в отдельных документах. Все эти документы, до внесения на рассмотрение Межгоссовета, подлежат согласованию с государством-кандидатом. До принятия решения о приеме государства-кандидата в члены Сообщества, его представители имеют право принимать участие в работе органов ЕврАзЭС без права голоса и присутствовать на заседаниях, носящих открытый характер.
Межгоссовет после рассмотрения Заключения рабочей группы и проекта Протокола, одобренных на заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, своим решением дает согласие на присоединение к Договору на условиях, изложенных в проекте Протокола. Протокол заключается на неопределенный срок и вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 18 Договора.
Любое государство-участник вправе выйти из состава ЕврАзЭС, предварительно урегулировав свои обязательства перед Сообществом и его членами и направив в Интеграционный Комитет официальное уведомление о выходе из настоящего Договора не позднее чем за двенадцать месяцев до даты выхода. Прекращение членства наступает в текущем бюджетном году, если уведомление направлено до принятия бюджета Сообщества на следующий бюджетный год. Если уведомление направлено после принятия бюджета на следующий год, то прекращение членства наступает в этом следующем бюджетном году.
В отношении государства-участника, нарушающего положения Договора и/или договоров, действующих в рамках Сообщества, могут быть приняты различные меры: приостановление участия в работе органов ЕврАзЭС (по решению Межгоссовета), а при продолжении нарушений - исключение из Сообщества с даты, которую определяет сам Межгоссовет.
Органы ЕврАзЭС
Органами ЕврАзЭС являются: Межгосударственный Совет (Межгоссовет); Интеграционный Комитет; Межпарламентская Ассамблея (МПА) и Суд Сообщества.
Межгосударственный Совет (Межгоссовет)
Основы правового статуса Межгосударственного совета установлены Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества. Функции и порядок работы Межгоссовета определяются Положением, которое было утверждено Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. № 3, а порядок организации и проведения заседаний Межгоссовета, процедура подготовки и принятия решений этого органа – Правилами процедуры Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, утвержденными Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. № 4.
Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. Он рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.
В состав Межгоссовета входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон.
Межгосударственный Совет дает поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, с запросами к Суду Сообщества. Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества. Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя Договаривающейся Стороны, председательствующей в Межгоссовете.
Заседание Межгоссовета по договоренности государств-участников может проводиться в любом из государств-членов ЕврАзЭС. Время и место проведения очередного заседания определяются, как правило, на предшествующем заседании Межгоссовета, однако при невозможности проведения очередного заседания в месте/во время, установленные ранее, Председатель/заместитель Председателя Межгоссовета с согласия Сторон определяет новое место/время ею проведения.
Внеочередные заседания Межгоссовета созываются по инициативе любого из государств-членов или Председателя Межгоссовета. В этом случае инициатор внеочередного заседания направляет Председателю/заместителю Председателя Межгоссовета обращение с обоснованием необходимости созыва такого заседания, а также представляет проекты его повестки дня и документов по предлагаемым к рассмотрению вопросам. Председатель/заместитель Председателя Межгоссовета по согласованию со всеми Сторонами принимает решение о проведении внеочередного заседания. Внеочередное заседание Межгоссовета проводится также в случае неутверждения бюджета ЕврАзЭС на следующий финансовый год на очередном заседании. Время и место проведения внеочередного заседания определяются Председателем/ заместителем Председателя Межгоссовета с согласия Сторон не позднее, чем в 10-дневный срок со дня получения обращения.
Заседания Межгоссовета носят, как правило, открытый характер. На них могут присутствовать представители государств и организаций, обладающих статусом наблюдателя, Председатель Интеграционного Комитета, Председатель Суда Сообщества, Председатель Межпарламентской Ассамблеи, Постоянные представители Сторон при ЕврАзЭС, Генеральный секретарь и приглашенные лица. Вопрос о присутствии аккредитованных представителей средств массовой информации на заседаниях решается Председателем Межгоссовета. Закрытые заседания проводятся по решению Межгоссовета. На них, по решению членов Межгоссовета, могут присутствовать Председатель Интеграционного Комитета, Генеральный секретарь, специально приглашенные лица.
Заседание Межгоссовета правомочно, если на нем присутствуют все его члены или лица, в установленном порядке наделенные соответствующими полномочиями.
Проект повестки дня очередного заседания Межгоссовета формируется Интеграционным Комитетом на основе предложений государств-членов и решений органов ЕврАзЭС.
После проработки в установленном порядке вопросов, предложенных к включению в проект повестки дня Межгоссовета, Интеграционный Комитет представляет подготовленный в соответствии с его Правилами процедуры пакет материалов и соответствующих проектов документов Председателю/ заместителю Председателя Межгоссовета не позднее, чем за 40 дней до даты заседания Межгоссовета. Исключения допускаются только для вопросов, по которым возникла острая необходимость принятия Межгоссоветом безотлагательных решений.
Интеграционный Комитет
Основы правового статуса Интеграционного Комитета определены Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества. Функции и порядок работы Интеграционного Комитета установлены Положением об Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, утвержденном Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. № 6 (с изменениями 2003 г.).
Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств государств-участников. Председатель Интеграционного Комитета принимает участие в заседаниях Межгоссовета.
Основные задачи Интеграционного Комитета состоят в обеспечении взаимодействия органов ЕврАзЭС; подготовке предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов; подготовке предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контролю за его исполнением, а также в контроле за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.
Для реализации целей и задач Сообщества Интеграционный Комитет осуществляет многочисленные и разнообразные функции, в том числе:
- анализирует состояние и тенденции развития интеграционных процессов в Сообществе, вырабатывает предложения по их продвижению, в том числе путем разработки и согласования проектов соответствующих договоров и решений органов ЕврАзЭС;
- рассматривает вопросы, согласовывает и вносит на Межгоссовет проекты решений, касающиеся: регулирования условий взаимной торговли между государствами-членами Сообщества; таможенной политики Сообщества по отношению к третьим государствам;
- содействует гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС; развитию взаимоотношений ЕврАзЭС с третьими государствами и международными организациями; упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в государствах-членах Сообщества;
- обеспечивает контроль за реализацией решений Межгоссовета и Интеграционного Комитета, а также международных договоров, действующих в рамках Сообщества;
- готовит, согласовывает и вносит на Межгоссовет предложения по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проекты решений и документов, а также ежегодно представляет Межгоссовету доклад о положении дел в Сообществе и ходе реализации его целей и задач, а также отчет о своей деятельности;
- рассматривает запросы и рекомендации Межпарламентской Ассамблеи и информирует Межпарламентскую Ассамблею о ходе реализации целей и задач Сообщества;
- рассматривает представленный Генеральным секретарем и одобренный Комиссией Постпредов, составленный с участием Межпарламентской Ассамблеи, Суда Сообщества и других органов ЕврАзЭС проект бюджета Сообщества на предстоящий бюджетный год и, после согласования с правительствами государств-членов ЕврАзЭС, представляет его на утверждение Межгоссовета, контролирует исполнение бюджета ЕврАзЭС органами Сообщества и ежегодно представляет на утверждение Межгоссовета соответствующий отчет;
- вносит в Межгоссовет предложения относительно приостановления или прекращения участия в работе органов ЕврАзЭС государства-члена по основаниям, предусмотренным статьей 9 Договора об учреждении ЕврАзЭС, а также о приеме в члены Сообщества;
- участвует в решении ряда кадровых вопросов ЕврАзЭС (в том числе вносит в Межгоссовет предложения о назначении Генерального секретаря и освобождении его от занимаемой должности; утверждает по представлению государств-членов ЕврАзЭС кандидатуры на должности в Секретариате Интеграционного Комитета в соответствии с квотами, закрепленными за каждым государством-членом, а также принимает решения об освобождении их от занимаемых должностей).
Интеграционный Комитет имеет право обращаться с рекомендациями в Межгоссовет, с рекомендациями и запросами - в Межпарламентскую Ассамблею и к правительствам государств-членов ЕврАзЭС, с запросами - в Суд Сообщества.
Полномочные представители государств и международных организаций, которым предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС, могут принимать участие в заседаниях Интеграционного Комитета и получать информацию о принимаемых мерах.
При необходимости Интеграционный Комитет вносит в Межгоссовет предложения об учреждении вспомогательных органов Сообщества, необходимых для реализации целей и задач Сообщества. Кроме того, Интеграционный Комитет может создавать комиссии и советы по конкретным направлениям сотрудничества.
Местом нахождения Интеграционного Комитета являются город Алматы (Республика Казахстан) и город Москва (Российская Федерация). Заседания Интеграционного Комитета могут проводиться в любых государствах-членах ЕврАзЭС. Условия пребывания Интеграционного Комитета и его представительств на территории государств пребывания определяются соглашениями между правительством государства пребывания и Евразийским экономическим сообществом.
Интеграционный Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Правилами процедуры, утверждаемыми самим Комитетом. Рабочим языком Интеграционного Комитета является русский язык.
Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца. По инициативе любого из государств-членов Сообщества или Председателя Интеграционного Комитета либо по решению Межгоссовета могут созываться внеочередные заседания.
Первое заседание Интеграционного Комитета ведет его Председатель, назначенный Межгоссоветом. Дальнейшее председательство в Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года, причем Председатель Интеграционного Комитета является представителем того же государства, что и Председатель Межгоссовета.
Председатель Интеграционного Комитета ведет его заседания и принимает участие в заседаниях Межгоссовета. В случае невозможности исполнения действующим Председателем Интеграционного Комитета обязанностей по ведению заседания Интеграционного Комитета, его функции выполняет другой представитель правительства государства, председательствующего в данный период в Сообществе. В случае если полномочия заместителя Председателя Правительства, исполняющего обязанности Председателя Интеграционного Комитета, истекают до завершения срока исполнения этих обязанностей, функции Председателя Интеграционного Комитета переходят к лицу, которое займет соответствующий пост в Правительстве государства, председательствующего в Сообществе в данном году.
В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) государств-участников при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников. Комиссия Постпредов рассматривает проекты документов, вносимых на заседания Интеграционного Комитета, и дает по ним свои рекомендации.
Постоянный представитель государства-члена ЕврАзЭС назначается главой государства-члена Сообщества и представляет интересы направившего его государства. Полномочия Постпредов определяются направляющими их государствами в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права. Финансирование и материально-техническое обеспечение Постпреда и его аппарата осуществляется направившей его Стороной.
Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат). Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года. Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.
Секретариат осуществляет организацию работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета. Секретариат, в пределах своей компетенции, осуществляет следующие функции:
- организует разработку проектов документов и программ по углублению интеграционных процессов, консультации и переговоры по согласованию с государствами-членами ЕврАзЭС подходов к проведению общей политики по направлениям сотрудничества, подготовку и согласование проектов решений Межгоссовета и Интеграционного Комитета;
- анализирует ход выполнения решений органов ЕврАзЭС и заключаемых в рамках Сообщества договоров, представляет к каждому заседанию Интеграционного Комитета информацию по рассматриваемому вопросу;
- совместно с соответствующими государственными органами государств-членов ЕврАзЭС организует предварительное рассмотрение межгосударственных инвестиционных проектов, экономических, социальных и других программ, планов проведения в рамках Сообщества совместных мероприятий, представляет заключения по ним в Интеграционный Комитет, а также информирует Интеграционный Комитет о ходе их выполнения;
- готовит справочные, аналитические и информационные материалы о ходе интеграционных процессов по отдельным направлениям, формирует соответствующие базы данных и в этих целях взаимодействует с научно-исследовательскими центрами государств-членов Сообщества, проводит правовую и экономическую экспертизу проектов договоров, готовящихся к подписанию в рамках ЕврАзЭС, и других документов по вопросам, входящим в его компетенцию;
- запрашивает через Постпредов государств-членов ЕврАзЭС информацию, необходимую для осуществления своей деятельности; предоставляет информацию по запросам государств-членов ЕврАзЭС или их Постпредов по вопросам интеграции и деятельности органов Сообщества; ведет статистику по направлениям сотрудничества и интеграции в рамках Сообщества, а также его взаимоотношений с другими государствами и организациями;
- разрабатывает на основе предложений органов Сообщества проект бюджета ЕврАзЭС на предстоящий бюджетный год, организует исполнение бюджета Сообщества и готовит проект отчета о его исполнении;
- осуществляет организационно-правовое и информационное обеспечение работы отраслевых советов и функциональных комиссий по конкретным направлениям интеграции.
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который назначается Межгоссоветом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года. Генеральный секретарь освобождается от должности (в том числе, в случае необходимости - досрочно) решением Межгоссовета. Генеральный секретарь может иметь двух заместителей, назначаемых на ротационной основе сроком на три года из числа квотных работников Секретариата Интеграционного Комитета. Генеральный секретарь от имени Интеграционного Комитета Сообщества заключает трудовые договоры (контракты) со всеми лицами, принимаемыми на работу в Секретариат Интеграционного Комитета.
Генеральный секретарь участвует в заседаниях Межгоссовета и Интеграционного Комитета. Решением Интеграционного Комитета он может наделяться полномочиями в установленном порядке распоряжаться финансовыми и материальными средствами Интеграционного Комитета, заключать гражданско-правовые договоры, выступать в суде. Генеральный секретарь представляет в каждом текущем году на первое заседание Интеграционного Комитета проект отчета об исполнении бюджета Сообщества за истекший год, а также вносит на рассмотрение Интеграционного Комитета одобренный Комиссией Постпредов проект бюджета Сообщества на предстоящий год.
Секретариат располагается в городах Алматы (Республика Казахстан) и Москва (Российская Федерация) и состоит из структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов), осуществляющих свою деятельность по направлениям интеграционного сотрудничества.
Структура Секретариата и численность его персонала определяются Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 14 сентября 2001 г. N 24 «О Структуре Секретариата Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества», согласно которому она включает: Руководство Секретариата; Департамент экономической политики; Департамент торговой политики; Департамент бюджетной, налоговой политики и валютно-финансовых отношений; Департамент развития социально-гуманитарной сферы; Департамент развития рыночной инфраструктуры; Департамент по таможенному делу и пограничным вопросам; Правовой департамент; Организационно-аналитический департамент; Департамент - управление делами.
Структурные подразделения Секретариата комплектуются из числа граждан государств-членов Сообщества, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям занимаемой должности: на квотной основе с учетом долевых взносов государств-членов в бюджет Сообщества, и нанимаемых по контракту.
Численность квотных сотрудников и в целом персонала Секретариата определяется Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета. Должностные лица, принимаемые на работу в Секретариат на квотной основе, утверждаются на должность и освобождаются от нее решением Интеграционного Комитета по представлению уполномоченных государственных органов государств-членов Сообщества, остальные сотрудники нанимаются по контракту Генеральным секретарем.
В частности, в Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. N 753 «О порядке замещения закрепленных за Российской Федерацией квотных должностей в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, Секретариате Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности и Постоянном комитете Союзного государства» замещение закрепленных за Российской Федерацией квотных должностей в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, Секретариате Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности и Постоянном комитете Союзного государства осуществляется в следующем порядке.
Министерство иностранных дел Российской Федерации информирует о вакантных квотных должностях в международных органах заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, которые представляют в Министерство предложения по кандидатурам, как правило, федеральных государственных служащих для замещения указанных должностей. МИД вносит предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по кандидатурам для замещения квотных должностей в Правительственную комиссию по вопросам Содружества Независимых Государств, которая рассматривает и утверждает эти кандидатуры. Внесение в международные органы представления о назначении (об утверждении) на квотные должности на основании решений Комиссии, а также об отзыве работников, замещающих указанные должности также возложено на МИД.
Отзыв работника, замещающего квотную должность, как правило, осуществляется по истечении установленного срока замещения. До истечения этого срока отзыв работника, работающего на квотной должности, осуществляется в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением штатов международного органа; по инициативе самого работника, а также по инициативе заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Предложение федерального органа исполнительной власти об отзыве замещающего квотную должность работника до истечения установленного срока замещения (с указанием оснований отзыва) представляется в Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое вносит его на рассмотрение Комиссии.
(окончание: Бюллетень №129)
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |