Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.07.05., «Политком»
Максим Шилов
В августе президенты четырех стран, входящих в Единое экономическое пространство, имеют все шансы подписать пакет первоочередных документов по формированию ЕЭП. Тексты многих документов уже согласованы. В настоящее время группа экспертов четырех стран безвылазно заседает в пансионате "Воскресенское" под Москвой. Как рассказал национальный координатор ЕЭП от России, директор департамента международного сотрудничества Минпромэнерго Дмитрий Сухопаров, к настоящему времени из 93 проектов соглашений, необходимых для формирования ЕЭП, эксперты в "Воскресенском" рассмотрели уже 68 и согласовали 50 документов.
Правда, из этих 50 документов только 20 согласовано на четырехсторонней основе, а еще под 30 документами стоят подписи представителей России, Белоруссии, Казахстана - но не Украины. Между тем еще в прошлом году было принято решение, что для первоначального шага по формированию ЕЭП президенты стран-участниц должны подписать 29 документов. Как можно понять из цифр, названных Дмитрием Сухопаровым, трое из четверых готовы даже на большее. Однако и Украина не устраняется от процедуры подписания, поскольку она с самого начала заявила, что из 29 документов первоочередного пакета готова вести переговоры только по 14. И вот в этих оговоренных пределах все готово. Три президента подпишут 29 документов, а их украинский коллега - только 14. За пределами первоочередного пакета Украина готова подписать еще 25 документов.
Как заявил Дмитрий Сухопаров, "экономическая реальность", фиксируемая первоочередными 29 документами - это нечто большее, чем так чаемая Украиной зона свободной торговли. Это уже на 90% Таможенный союз, то есть пространство с единой таможенной границей, с общим таможенным органом и общим таможенным тарифом. В числе документов, входящих в первоочередной пакет - соглашения об общей конкурентной политике, о субсидировании в промышленной и в аграрной сфере. Для того чтобы получить Таможенный союз на 100%, нужно подписать еще 14 документов.
Главная проблема, которая стоит на пути ЕЭП - отказ Украины признавать хоть какие-то наднациональные органы, в том числе и те, которые будут координировать общую таможенно-тарифную политику. Министр экономики Украины Сергей Терехин объясняет это тем, что конституция страны запрещает делегировать полномочия национального правительства международным органам. При присоединении к ЕС в стране можно было бы устроить референдум и изменить конституцию, но для создания таможенного союза с Россией такой референдум никто делать не будет.
Тем не менее, по мнению Сухопарова, даже если Украина не подпишет все необходимые соглашения сразу, она может присоединиться к ним позже. Правда, в этом случае она уже не сможет повлиять на содержание соглашений. "Если бы Украина участвовала во всех переговорах между членами ЕЭП, она могла бы вносить поправки в базовые документы, а так она может только присоединяться к уже подписанным соглашениям", - сказал Сухопаров. По его словам, с Украиной постоянно возникают разногласия по ранее подписанным документам. "Нам легче работать на троих", - отметил координатор.
Комментируя оценку ситуации, высказанную российским чиновником, директор Института стран СНГ Константин Затулин назвал его слова "хорошей миной при плохой игре", отметив, что без участия Украины в ЕЭП это сообщество теряет всякий смысл. "Ведь все остальные государства сотрудничают и в рамках ЕврАзЭС", - отметил Затулин.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |