Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Вестник Форума, № 04, 2005 г.
Лидия Графова
На недавнем заседании Совета безопасности В.В. Путин признал, что миграционная политика нашего государства фактически провалилась. Президент поставил задачу немедленно вырабатывать новую стратегию, сделать Россию страной, привлекательной для мигрантов. Но вот вопрос: кто и как сможет организовать доброжелательный прием мигрантов, если в каждом из приезжих миграционные чиновники готовы подозревать потенциального преступника?
Проблема миграции — одна из самых болезненных и самых перезрелых российских проблем. Если бы удалось подсчитать все человеко-дни, истраченные депутатами, учеными, госслужащими и правозащитниками на бесконечные круглые столы, конференции и парламентские слушания, посвященные миграции, и если бы выразить это суммарное время в рублевом эквиваленте (рабочий день даже одного депутата уже немало стоит), то получилась бы весьма крупная сумма, которой хватило бы, думаю, на строительство целого поселка для мигрантов.
Однако говорим, говорим, говорим, что нужно помогать мигрантам, а тем временем переселение в Россию почти прекратилось. Не желают наши соотечественники переезжать на свою историческую родину, которая встречает их как злая мачеха.
Известно, что после внезапного, как инфаркт, распада Советского Союза 25 миллионов русских, живших в бывших братских республиках, проснулись «чужестранцами» в своих постелях. Поначалу большинство из них испытывали ностальгические чувства к России, и если бы родина проявила хоть элементарную заботу о переселенцах, наша демографическая ситуация отличалась бы сегодня уникальным благополучием на фоне других стран Европы, тоже испытывающих демографический кризис. Но Россия упустила свой счастливый шанс. Российские политики, одержимые имперскими амбициями, считали, что «отрезанные» от России русские должны оставаться на руинах Союза, сохраняя прежние сферы влияния России.
Однако, независимо от того, хотела или нет принимать своих детей родина, они ехали в Россию как на остров спасения. В результате мучительного процесса саморепатриации в Россию прибыло около 11-ти миллионов переселенцев. За все годы только 1 миллион 300 тысяч из них получили официальный статус, предусматривающий более чем скромные льготы. И лишь 500 тысяч «статусных» успели воспользоваться государственной милостью. А после того, как миграция перешла в ведение милиции, социальные программы стали стремительно сокращаться.
Милиция со свойственной ей решимостью взялась за тупиковую проблему. И расправляется с нею весьма оригинально: лишила статуса (то есть надежды хоть когда-нибудь получить помощь от государства) почти 400 тысяч вынужденных переселенцев - всех, к кому можно было из-за каких-то формальностей придраться. Никому из вновь прибывающих статус в последнее время не дают. Впрочем, это, может быть, даже честнее: не обманывать переселенцев напрасными надеждами. Ведь в бюджете 2005-ого, как и в 2004-ом году, средств на обустройство выделено в 4 раза меньше, чем в 2002-ом. Зато финансирование по статье «депортация» увеличено в те же 4 раза.
Итак, приоритетом миграционной политики стала в последнее время борьба с нелегальной миграцией, а энтузиазм патриотически настроенных переселенцев, готовых возрождать Россию, был безжалостно загублен. Будто посыпан дустом. По многим причинам. В том числе, конечно, из-за нехватки финансов. Но главная беда все-таки не в экономике, а в том, что с самого начала у руководства страны не было политической воли принимать мигрантов.
Правда, президент Ельцин во время своей первой предвыборной компании не скупился на обещания: «Россия примет всех, кто хочет вернуться — места хватит всем…». И добавлял: вон сколько рабочих рук требуется сельскому хозяйству. Затыкать дыры в погибающих колхозах мигрантами — высококлассными специалистами городских профессий было, конечно, преступно. Они только от безысходности (ради того, чтобы иметь хоть какую-нибудь крышу над головой) соглашались ехать в деревню. И никто, конечно, не знает, сколько из них «интегрировались» там в нищету, в повальное пьянство. И не существует, увы, статистики самоубийств отчаявшихся мигрантов.
Если Ельцин позвал соотечественников в Россию, а потом о них напрочь забыл, то президент Путин, наоборот, постоянно держит проблему миграции под прицелом. Но когда сопоставляешь его хорошие слова о мигрантах и конкретные действия, можно подумать, что у России не один, а два президента, и находятся они в постоянном противоборстве друг с другом, а имя у обоих одно — В.В. Путин.
Вот яркий пример. В октябре 2001 года в Москве проходил Конгресс российских соотечественников, и президент, выступая перед делегатами, признавался им в любви, каялся, что Россия мало для них делает, обещал заботиться… А ровно через три дня случилось, казалось бы, невозможное: проблема миграции вдруг была передана в ведение милиции. Это было все равно что заботу о зоопарке поручить мясокомбинату.
И в соответствии изменилось законодательство. Принятые в 2002-ом году законы «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан» превратили Россию в страну закрытых дверей. Получить сегодня российское гражданство — это как на Луну слетать. Мало того, что крайне усложненная, будто нарочно запутанная процедура легализации отбила у наших соотечественников охоту переселяться в Россию, так введение двух этих бессмысленно жестоких законов превратило в «нелегалов» пять миллионов уже давно живущих в нашей стране мигрантов, не сумевших легализоваться в силу разных, часто не зависящих от них обстоятельств. И репрессивное законодательство на каждом метре буксует, производя на свет все новых «нелегалов». Итак, новое законодательство вместо того, чтобы упорядочить миграционную ситуацию, погрузило ее в абсолютный хаос.
Совбез не так часто обсуждает проблему миграции. Предыдущее его заседание на эту тему состоялось три с половиной года назад. Именно тогда и произошёл тот крутой поворот миграционной политики. «На 180 градусов», как гордо сообщил тогдашний министр МВД Грызлов. Дело в том, что силовики сочли миграцию угрозой национальной безопасности страны.
Если четыре года назад Совбез ставил целью ограничить приток мигрантов в Россию, то теперь все перевернулось в точности наоборот: именно прекращение миграции осознается как реальная угроза национальной безопасности. Известно же, что количество россиян сокращается почти на миллион человек в год, и Россия, являясь самой большой по территории страной в мире, рискует потерять свои стремительно обезлюдевающие земли Сибири и Дальнего Востока.
К ФМС, которая кропотливо создавалась в России с 1992 года, было много претензий, но задачи служба ставила вполне благородные — помочь, обогреть, обустроить. Сегодня же цель изменилась на прямо противоположную: ловить, штрафовать, не пускать.
В любом случае очевидно, что первым шагом новой, не запретительной, а привлекательной миграционной политики должна стать немедленная легализация мигрантов, уже рискнувших переехать в Россию. Какие же новые мигранты к нам поедут, если известно, что 5 миллионов уже приехавших, давно живущих и работающих на благо России, попали у нас в положение нелегалов-изгоев? Сколько же можно говорить, что мигранты — не обуза, а благо для России и так нерачительно бросаться людскими ресурсами?! В мировой практике существует апробированный механизм так называемой иммиграционной амнистии. Концепцию такой «амнистии» уже детально разработала группа экспертов, работающая при Уполномоченном по правам человека в РФ. Наш проект рассматривается 26 мая с.г. в Белом доме на заседании трехсторонней комиссии, где будут представлены (на самом высоком уровне) Правительство РФ, профсоюзы и работодатели. Так что дело наше движется. Не будем терять надежды.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |