Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.07.2005. Блорусский рынок
Александр Алесин
Если верить последним заявлениям высокопоставленных представителей официальных кругов Беларуси и России, наши страны находятся накануне решающего интеграционного прорыва, который можно ожидать уже нынешней осенью. Достаточно будет, мол, утрясти последние спорные положения Конституционного акта — и можно приступать к последним этапам строительства Союзного государства.
Да и что тут тянуть: оборонное сотрудничество, например, уже продвинулось вплоть до создания единой системы ПВО и совместной группировки сухопутных войск. Экономики РБ и РФ тоже вроде бы в высокой степени интегрированы и взаимозависимы, что находит отражение в товарообороте, который год от года растет как на дрожжах. Дело осталось за малым — за политиками. Последние никак не могут определиться с портфелями и званиями в высших руководящих органах единой славянской державы.
В этом отлаженном интеграционном хоре трудно расслышать тех, кто иначе оценивает перспективы союзного строительства, во многом потому, что просто по-другому смотрит на причины его торможения. И здесь нельзя не упомянуть о точке зрения, в соответствии с которой вот уже несколько последних лет Белоруссия и Россия в экономическом отношении не сходятся, а расходятся, ибо Минск проповедует всеобщее огосударствление, а Москва — последовательную либерализацию. Да и поведение сторон на внешних рынках, и подходы их к таможенному регулированию различаются весьма значительно.
Так, например, российское правительство для привлечения иностранных инвесторов в отечественное легковое автомобилестроение старается ограничить ввоз в страну подержанных авто и, напротив, стимулировать импортные поставки ключевых узлов и агрегатов для автосборки. Белорусские же власти не возражают против ввоза старых легковых иномарок (в РБ легковушки не производятся), но и не могут приветствовать либерализацию импорта тех комплектующих, которые производятся в нашей стране.
Но это только часть правды. Дело в том, что многие белорусские и российские предприятия, входившие в советские времена в состав одних министерств, после распада СССР превратились в конкурентов. Причем вследствие общей технологической несостоятельности они со своей продукцией (особенно машиностроительной), за редким исключением, не могут продвинуться за пределы бывшего СССР и вынуждены чем дальше, тем жестче соперничать друг с другом на пространствах СНГ.
С середины 90-х гг., после прихода к власти А.Лукашенко, руководство Белоруссии стало последовательно проводить политику всесторонней поддержки своих производителей и продвижения их продукции на рынки Содружества (читай: России). Одновременно были приняты меры по ограничению доступа в РБ изделий российских предприятий. Конечно, не напрямую, а путем расширения практики государственных программ, заказов и закупок. Понятно, что за деньги белорусского бюджета покупатели были обязаны приобретать белорусскую продукцию.
Достаточно скоро такой протекционизм принес успех, белорусские производители смогли не только закрепить за собой внутренний рынок РБ, но и овладеть значительной частью рынка РФ. Даже с изделиями, базовые модели которых были разработаны еще в советские времена, они смогли серьезно потеснить на российском рынке местные предприятия, которые в ряде случаев либо совсем оставили свои ниши, либо были оттеснены на второй план. Теперь нетрудно догадаться, почему именно белорусские заводы смогли наиболее эффективно воспользоваться потоком нефтедолларов, хлынувших в Россию в новом тысячелетии.
Темпы роста их объемов реализации и, соответственно, национального ВВП стали исчисляться двузначными числами, а некоторые аналитики заговорили о «белорусском экономическом чуде».
Между тем по мере роста доходов РФ от торговли энергоносителями эксперты стали фиксировать существенные изменения в качестве спроса агентов российской экономики. Все чаще они стали отдавать предпочтение высокоэффективной в техническом и финансовом отношении продукции.
Эти тенденции не остались без внимания специалистов наиболее продвинутых предприятий, которые забили тревогу. Если белорусская экономика не учтет новые веяния в России и коренным образом не обновит свою продукцию в соответствии с мировыми требованиями (что невозможно сделать без совершенствования всего технологического базиса), то флагманы белорусской индустрии уже вскоре могут остаться без рынков сбыта. Тем более что руководство РФ взяло курс не просто на привлечение инвестиций, а именно на внедрение передовых технологий.
Сейчас самое время сделать паузу в экстенсивном наращивании ВВП и главное внимание уделить качественным изменениям структуры экономического потенциала. Ситуация и внутри, и вовне республики способствует такой смене ритма. Но вот незадача — у главы государства другие планы: кровь из носу нарастить ВВП на 50% за ближайшие 5 лет.
Поэтому, несмотря на обоснованные выкладки своих экспертов, директора ведущих белорусских предприятий опасаются говорить вслух о пагубности продолжения нынешней экономической политики государства. Хотя нетрудно догадаться, каким будет ее результат, когда в условиях назревшей технической реконструкции министерские чины заставляют заводы любой ценой форсировать рост объемов производства продукции, даже при неясных перспективах ее сбыта.
А ведь увеличение выпуска товаров и глубокая технологическая модернизация — это, как говорится, две большие разницы.
В первом случае увеличиваются закупки сырья и материалов, набирается дополнительная рабочая сила, растут объемы незавершенного производства и издержки, связанные с реализацией товара. Одним словом, при данной стратегии главные финансовые ресурсы предприятий вкладываются в оборотные средства.
Во втором — деньги инвестируются преимущественно в разработку наиболее перспективной на данный момент продукции и технологий, обеспечивающих ее выпуск в промышленных масштабах. Это, в свою очередь, невозможно без реконструкции и освоения новых производственных площадей, закупок самого современного высокопроизводительного и ресурсосберегающего оборудования. Деньги в данном случае вкладываются преимущественно в основные средства.
Одновременно двигаться в две противоположные стороны невозможно ни человеку, ни предприятию, ни государству. Это, как говорится, аксиома. Но ее, похоже, решили опровергнуть экономические стратеги самого высокого ранга в белорусском правительстве. Ведь их личное преуспевание напрямую зависит не от улучшения благосостояния народа, а от достижения заданных президентом темпов роста ВВП.
Итоги развития народного хозяйства РБ в I полугодии во многом говорят о правоте пессимистов. Продукция, изготовленная на средства, изъятые из процесса техперевооружения, громоздится на складах ввиду того, что целью ее производства было не обеспечение потребностей заказчиков, а наращивание объемов пресловутого ВВП. Само собой, что из-за отвлечения капиталов существенно замедлилась, а в ряде мест и вовсе приостановилась модернизация технического базиса ведущих предприятий отечественной индустрии.
И без того непростую ситуацию дополнительно осложняет задержка с возвратом НДС. Фискальное ведомство и Минфин говорят о невиданной собираемости налогов и профиците бюджета (который можно направить хоть на возрождение села, хоть на развитие спорта высоких достижений). А в этот момент закредитованные до предела заводы ищут, у кого бы занять денег для своевременной выплаты зарплаты.
...Понятно, что в подобных условиях нормальный технический прогресс невозможен, и отнюдь не за горами время, когда ведущие западные компании безвозвратно потеснят флагманов белорусской индустрии с основного для них российского рынка. А ведь равноценной замены ему пока нет и не предвидится.
Одним словом, такая вот получается экономическая интеграция.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |