Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.07.2005. Правая. Ру
Интервью с настоятелем храма прп. Романа Сладкопевца г. Киева священником Димитрием Познанским
Правая.Ру: Отец Димитрий, в последнее время распространились обвинения в адрес Церкви в агитации во время выборов. В связи с этим как Вы считаете, допустимо для верующих участвовать в политике и избирательных кампаниях?
Отец Димитрий: А разве кто-нибудь объявил верующих неполноценными членами общества? На мой взгляд, это просто попытка загнать православных в резервации, так сказать, чтобы не поднимали головы выше плинтуса и заканчивали свое Православие с выходом из храма после воскресной службы. Для начала нужно определиться с тем, что такое агитация: добро это или зло? Если зло, то почему это зло оформлено законодательно и власть предержащие принимают в этом зле непосредственное участие? Видимо, вопрос поставлен неверно. Очевидно, что сама по себе агитация не является ни злом, ни добром, за этим понятием может стоять что угодно. Например, ту же проповедь Царствия Небесного также можно назвать агитацией (кстати, за такую «агитацию» и распяли Христа) или, например, призывы к здоровому образу жизни. На самом деле, агитация тогда является злом, когда агитаторы применяют безнравственные приемы убеждения: клевету, ложь, подсознательное воздействие на объект агитации, манипуляцию фактами цифрами и т.д. Ничего этого духовенство не делало. Во всяком случае, мне об этом ничего неизвестно.
- Тогда в чем непосредственно заключается вина священников, публично высказывавшихся о ситуации на Украине?
- Вся вина священнослужителей перед новой властью заключается в том разрыве железного кольца цензуры умолчания, применяемой СМИ, и освещение тех животрепещущих фактов, которые были совершенно неудобны тем, кто пытался любой ценой достичь власти.
Поэтому здесь уместно говорить не о том, имеют или не имеют права верующие агитировать за того или иного кандидата (здесь ответ очевиден: как полноценные члены общества – имеют), а имеют ли право православные верующие, к каковым себя причисляет 75-80 % населения Украины, отстаивать свои права и свободы и могут ли священнослужители помогать своим прихожанам защищать свои убеждения?
Кроме того, налицо двойной стандарт: раскольнические, униатские и сектантские организации занимались активной пропагандой своего кандидата (например, лидер деструктивного харизматического культа Сандей Аделаджи прямо говорил о В.А.Ю.: «Это наш кандидат»), даже рисовались на майдане вместе с революционерами, но им никто не сделал и упрека. Почему? Потому что они агитировали «как надо», за «правильного» кандидата. Как будто другой кандидат не был законно зарегистрирован. Но это ладно. Вот, например такой случай. В Липовецком округе представители штаба Ющенко остановили машину, в которой находился настоятель Иоанно-Богословского храма о. Михаил, агитаторы стали принуждать батюшку взять у них агитационные листовки в поддержку своего кандидата и провести в храме пропаганду, а когда о. Михаил отказался это сделать, представители штаба просто избили священника. Или эпизод, произошедший в селе Нестерварка, где в день поминовения всех усопших, в храм ворвался представитель штаба Ющенко, и настоятелю – о. Владимиру заявил: "наступит 22 число, и мы тогда с вами разберемся". И таких случаев масса, но никто об этом не слышал ни со стороны «самого честного канала», ни со стороны, так называемых, каналов провластных.
- Тогда поставим вопрос по-другому, в чем именно обвиняют УПЦ оранжевые?
- Нашу Церковь обвинили в распространении агитационных листовок. В тех листовках, которые я лично видел, распространяемых православными общественными организациями, содержались только факты жестокого нарушения прав верующих некоторыми политиками и предупреждение о опасности, которые эти политики представляют для Православия. Кроме того, в некоторых текстах говорилось о том, что премьер министр Украины Виктор Янукович стоит на позициях защиты и поддержки канонической Церкви и сам является верующим человеком. Все это соответствует действительности и может быть проверено в любой момент. Интересно, какой иной реакции от Церкви ожидали те люди, которые активно боролись с нею, презирая собственную совесть и безнаказанно попирая законодательство? Кроме того, предупреждение православных общественных и правозащитных организаций подтвердились, и на сегодняшний день мы имеем целый ряд попыток захватов православных храмов националистами, инцидентов ущемлений прав верующих представителями штаба В. Ющенко, случаи вмешательства властей в дела Церкви и так далее. На официальном сайте УПЦ даже появился специальный раздел, который начал фиксировать случаи нарушения прав православных верующих. Все это при постоянно повторяющихся высказываниях о демократичности новой власти. Когда представитель Союза Православных Граждан на Конференции европейских церквей в Брюсселе зачитал хамское письмо нового гуманитарного министра Томенко в адрес Блаженнейшего митрополита Владимира, представители церквей были просто в шоке от этого пролетарского тона. Им было не ясно, какое вообще имеет право чиновник предъявлять такие претензии. А о замалчивающихся захватах храмов им было совсем ничего не известно. Понятно, какое впечатление это произвело.
- Все ли православные священники были едины в своих взглядах?
- Нет. Например, в Киеве существует маленькая группка таких, скажем, нетрадиционных клириков. На мой взгляд, эти люди занимаются тем, что просто отбивают у людей доверие к священнослужителям. Например, во время прошлых парламентских выборов, эти люди выпускали совершенно отвратительную провокационную газету, в которой писали, что Кучма – православный президент, Литвин – православный спикер, а Ющенко – буквально сатана во плоти. Тимошенко в этой газете изображалась в виде предводительницы «белого братства» в белом балахоне, с посохом и воздетым двоеперстием. Хотя я и никогда не испытывал симпатий к Ющенко или Тимошенко, я тогда написал в редакцию письмо, в котором говорил о том, что появление у нас общественно-православной газеты – это хорошо, но все-таки такие грязные методы недопустимы для людей верующих. В ответ на меня посыпались угрозы со стороны кое-кого из редакции с намеками на связи в шефа газеты со священноначалием. Однако вышло все по-другому, буквально через пару дней, священноначалие взяло, и запретило грязную газетенку распространять в православных храмах. Но самое интересное произошло через пару лет, т.е. на нынешних президентских выборах. Те люди, которые настойчиво разъясняли людям сатанинскую, проамериканскую и антиправославную миссию Ющенко, оказались кто в его штабе, кто с агитационными листовками, намекающими на то, что «православный президент» Кучма – преступник, и нужно отменить результаты выборов, кто бегал по оранжевому майдану под лозунгом «церковь с народом».
- Почему же этих провокаторов не отправили под запрет?
- Потому, что несмотря на утверждения националистов, что наша Церковь – это авторитарная система, на самом деле священноначалие очень мягко относится к нарушителям, учитывая, что обстановка в стране нелегкая, а бунтовщики люди непредсказуемые. Сами же диссиденты считают некоторую безнаказанность своего, мягко говоря, легкого политического поведения, плюрализмом мнений, демократией внутри Церкви.
- В свое время большую поддержку канонической Церкви оказывали коммунисты, как это сочетается с традиционным для этой партии атеизмом?
- Ну, если говорить серьезно, то атеизм свойственен не только коммунистам. Мы знаем, под какими лозунгами проходила французская революция. Сам принцип отделения Церкви от государства, кстати, осужденный на Поместном Соборе 1918 года, является чисто атеистическим. Поэтому здесь коммунисты с демократами перед Церковью равны.
Украинские коммунисты уже покаялись перед Церковью за гонения в советский период, подождем, пока покаются демократы за гонения на каноническую Церковь с самого начала 1990-х. Совершенно очевидно, что совместить Крест с портретами дедушки Ленина невозможно, но в настоящее время я также не вижу среди наших демократов реально положительного отношения к Православной Вере. На сегодняшний день только две значительных политических силы на Украине публично приняли решение защищать каноническую Церковь – коммунисты и партия Регионов. Для верующих, конечно, Регионы ближе, т.к. они и не носятся с Ильичом как с писаной торбой, и, вроде, красный коммунизм не собираются строить. А все положительные, с точки зрения православных, позиции, существующие у коммунистов, Регионы имеют – это реальная поддержка Православия, дружеские отношения, двойное гражданство с Россией и двуязычие. Поэтому, мне кажется, Симоненко и не поддержал Януковича в т.н. 3-м туре, поскольку боялся, что на одном марксизме-ленинизме ему не выехать, а место прикормленной оппозиции терять не хотелось. Это по-христиански? Очевидно, что нет.
- Отец Димитрий, скажите, каким Вы видите выход из сложившегося на Украине кризиса, и есть ли этот выход вообще?
- Как верующий человек, я, в первую очередь, вижу выход в возвращении народа Украины к Богу, в возвращении в ту спасительную Традицию, в лоно которой вошел народ Киевской Руси при святом равноапостольном князе Владимире в крещенских водах Днепра. Закон о равенстве всех конфессий, существующий сегодня в Украине – это отречение законодателей от Христа. Разве может быть здоровым то общество, где православный батюшка и сатанист или заморский сектант, насаждающий деструктивный культ, уравнены в правах? Почему Закон Божий не пускают в школу, а детей заставляют праздновать хеллоуин? Почему президент и высшие чины государства красуются на экранах телевизоров с отлученным от Церкви раскольником, т.е. преступником, преступившим крайнюю черту греха, за которой кончается Церковь и спасение, которого не пустят ни в один храм во всем православном мире? Вопросы непраздные, и ответы на них неутешительные. Даже если чиновники отрешились от Христа, то почему они не фиксируют элементарного — 80% -й самоидентификации граждан государства? Выходит, на Украине идет не только война между Западом и Востоком, но и борьба диавола с Богом. Оказывается, что на земле не существует независимых, нейтральных в духовном измерении государств. Потому что свято место пусто не бывает, и в дом, из которого некогда был изгнан бес, а после было выметено и убрано, приходит еще семь бесов, и бывает последнее хуже первого. Так и здесь: после изгнания коммунистического беса, пришли семь других, а изгнать их некому, так как Церковь Божия нынче не только не в чести, но сильно мозолит глаз кому-то не доброму.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |