Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Санаторий «Меласс», «Понизовка», «Первомайский» и детский - им. Т.Г. Шевченко, де-юро и де-факто является собственностью Москвы. Претензии Киева в отношении московской недвижимости в Крыму юридически не обоснованны, что свидетельствует о политической подоплеке имущественного спора.
28 июля Генеральная прокуратура Украины через пресс-службу распространила сообщение, в котором говорится, что по протесту прокуратуры Крыма исполнительный комитет Ялтинского городского совета отменил право собственности мэрии Москвы на санаторий Меласс.
- Мы пока не знаем, при каких обстоятельствах власти Ялты аннулировали регистрацию права собственности Москвы, и принималось ли такое решение вообще, - отмечает руководитель Департамента имущества российской столицы Владимир Силкин. - Никаких официальных уведомлений Москва не получала. Возможно, Генпрокуратура Украины выдает желаемое за действительное. Дело в том, что право собственности города на имущественный комплекс санатория «Меллас» может быть оспорено только в суде.
Между тем, с иском в суд ни органы прокуратуры Крыма, ни Генпрокуратура Украины не обращались.
Попытка оспорить в суде решение Ялтинского городского совета однажды предпринималась. Иск подавала администрация Форосского поселкового совета, на территории которого фактически расположен санаторий «Меллас». Однако, по результатам рассмотрения вопроса стороны процесс - Департамент имущества города Москвы и Форосский поселковый совет - заключили мировое соглашение, которое в соответствии с действующими нормами законодательства утверждено решением хозяйственного суда Автономной республики Крым. Решение вступило в законную силу, подтвердив законность регистрации прав Москвы на санаторий «Меллас».
Сейчас представители органов прокуратуры утверждают, будто «благодаря прокурорскому вмешательству данный санаторий возвращен в государственную собственность».
- У города достаточно документов, подтверждающих, что с 20-ых годов прошлого века года Москва за счет собственных средств содержала и ремонтировала не только дореволюционные корпуса и старинный парк, но и финансировала новое строительство, - заявляет глава Департамента имущества.
В 1927 году дом отдыха, а позднее - санаторий, «Меллас» вошел в состав Московского лечебно-санаторного объединения. Факт передачи здравницы Мосздравотделу подтверждается протоколом № 22 заседания МК ВКП (б) от 23. 03. 1930. В 1945-46 годах по распоряжению Мосгорисполкома выделялись средства на послевоенное восстановление и оборудование старых корпусов санатория. За период с 1955 по 1991 годы Мосгорисполком оплатил строительство новых спальных корпусов, здания столовой с кинозалом, водоснабжения и очистных сооружений, берего-укрепляющих и пляжных сооружений, инженерных коммуникаций и сетей, котельной, медицинского корпуса с плавательным бассейном, детских яслей на 90 мест, шести жилых домов для сотрудников санатория и членов их семей. Также Мосгорисполкомом выделялись средства на строительство подъездных дорог к санаторию «Меллас» и на противооползневые мероприятия. В 1976-1991 годах на строительство и переоборудование санатория израсходовано 4.8 млн. рублей. В 1991-2004 годах текущее финансирование «Мелласа» составило 322 млн. 240 тыс. 500 руб. в том числе ремонт 45 млн. 819 тыс. 200 руб. По данным за 7 месяцев 2005 года финансирование санатория составило 20 млн. 744 тыс. 300 руб. , включая ремонт 1 млн. 345 тыс. 916 руб.
- Речь идет не о «возвращении в госсобственность» Меласса, а о попытках прибрать к рукам чужое имущество, - заявил член московского правительства.
История с «Мелласом» не первый случай, когда органы прокуратуры Украины в своих заявлениях умышленно вводит в заблуждение. Так, недавно, в одном из интервью, они заявили, что иск по детскому санаторию им. Т.Г.Шевченко судом УДОВЛЕТВОРЕН. Однако, это утверждение не в полной мере соответствует действительности.
По результатам рассмотрения Хозяйственным судом иска прокурату АКР принято следующее решение в отношении имущественного комплекса детского санатория им. Шевченко:
ПРОКУРАТУРЕ ОТКАЗАНО в возврате имущественного комплекса в собственность Украины.
- Судом установлены факты строительства объекта за счет средств бюджета города Москвы, «финансирование деятельности санатория и содержания его в соответствующем состоянии на протяжении десятков лет, начиная с 1961 года, за счет средств города Москвы (а с 1989 года - Лечебно-санаторным объединением при Главном управлении здравоохранения Мосгорисполкома, с 1996 года - ГУН «Московское лечебно-санаторное объединение»), что подтверждается платежными документами.
Детский санаторий им. Шевченко был открыт 15 мая 1961 года в соответствии с постановлением Совмина РСФСР и решением Исполкома Моссовета. В 1961 году по решению Мосгорисполкома и на средства города началось строительство столовой, главного корпуса, приемно-
административного корпуса, изолятора, хозяйственного корпуса, котельной. В 1972 году -2-этажного кирпичного здания яслей-сада. В 1975 и 1978 годах за счет Москвы построены жилые дома для сотрудников санатория. Москва вкладывала деньги и в развитие самой Евпатории: построила школу и поликлинику, благоустроила городской парк, реконструировала городскую набережную.
Судом УДОВЛЕТВОРЕНЫ лишь требования прокуратуры в части признания недействительным решений Евпаторийского исполкома об оформлении ГУП «МЛСО» в 2001 году и Департаменту имущества города Москвы в 2004 году свидетельств о праве собственности на санаторий. Данное решение мотивировано тем, что Евпаторийский Исполком ПРЕВЫСИЛ свои полномочия, поскольку в соответствии с Соглашением между Россией и Украиной 1993 года вопросы о праве собственности того или иного государства на имущество, расположенное на территории Украины, должны решаться на уровне межправительственных соглашений.
Суд указал, что основанием для оформления свидетельств о праве собственности города Москвы на имущественный комплекс санатория должен являться протокол о признании прав, подписанный органами, уполномоченным по распоряжению государственным имуществом Украины и России, а не решение местного органа исполнительной власти.
По мнению Силкина, в Крыму отдельные чиновники и бизнесмены пытаются использовать сложившуюся ситуацию для решения своих личных, корыстных задач. «Вектор популистский, большевистский - отобрать и поделить. Это попытки заработать капитал на философии «шариковых» и «швондеров».
Между тем, прежние власти АРК выступили с критикой нынешнего руководства. Бывший министр финансов Крыма Александр Гресс считает, что автономия до сих пор "проедает" советские инвестиции в курортную зону. "Амортизация основных фондов достигает 100 процентов! Вкладывать сюда надо. Но инвестору нужны гарантии, в том числе - и политические". А депутат Верховной Рады Украины Леонид Грая утверждает, что финансовой базой полуострова давно стало российская собственность и капитал. «Мы долго строили межрегиональное сотрудничество с Москвой, способствовали тому, что россияне начали выкупать крымские санатории. Это должно было переломить ситуацию, когда большая часть российских туристов предпочитает жариться на солнышке за границей, и доказать - деньги надо вкладывать не в турецкую Анталию, а в Крым».
Очевидно, что желания киевских чиновников и крымского правительства не совпадают, ведь никто не платит столько налогов, как российские санатории. В отличие от местных московские санатории не пользуются льготами и платят, как говорится, по полной. Суммарно 4 московских здравницы приносят Крыму около 36 млн. рублей в год. Кроме того, они обеспечивают работой, даже в зимнее время — «мертвый» сезон-местных жителей, которые, кстати, получают зарплату в несколько раз превышающую минимальную на Украине.
Конфликт вокруг московской собственности в Крыму изрядно портит имидж Украины, которая позиционируется как демократическое государство, уважающее права собственности и стремящееся к улучшению инвестиционного климата, особенно на фоне других скандалов, связанных с национализацией или деприватизацией, в том числе и по активам, приобретенным российскими бизнесменами.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |