Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Мировая Энергетика» № 6 (18), июнь 2005
Михаил Александров
Ситуация, сложившаяся в электроэнергетическом секторе Закавказья, с одной стороны, не оставила РАО «ЕЭС России» иного выхода, кроме как наращивать там свое присутствие, а с другой – дала прекрасную возможность для создания так называемого «большого евразийского рынка», превосходящего по ресурсному потенциалу Евросоюз.
После распада СССР электроэнергетика Закавказья оказалась в плачевном состоянии. Регион тонул в межэтнических конфликтах, экономка была подорвана. Даже в Армении, которая в СССР являлась экспортером электроэнергии, свет в жилые дома подавался на 2-4 часа в сутки. Выработка армянских ТЭС упала с 8,8 млрд кВт.ч в 1990 г. до 2 млрд в 1993-94 гг. А Армянская АЭС после Спитакского землетрясения в 1989 г. была закрыта. Еще хуже обстояли дела в Грузии, где выработка электроэнергии упала с 14,6 млрд кВт.ч в 1988 г. до 7 млрд в 1993 г. Даже Азербайджан со своей нефтью и газом испытывал значительный дефицит электроэнергии. При установленной мощности 5 тыс. МВт его энергосистема располагала лишь 3,4 тыс. Уровень оплаты потребителями электроэнергии не превышал 30%.
Дефицит электроэнергии в Закавказье частично компенсировался импортом из России, которая также поставляла топливо для электростанций. Большая часть этих поставок осуществлялась в долг. В итоге задолженность Грузии за электроэнергию к 2000 г. составила 46,6 млн долл., а долг Армении только за ТВЭЛы для расконсервированной АЭС – 40 млн долларов. Поэтому в 2000-м РАО ЕЭС приступило к экспансии на этот рынок, стремясь, в частности, получить долги, навести порядок с оплатой за электричество потребителями и в более общем плане – закрепиться на рынках закавказских государств в качестве основного поставщика электроэнергии. Основная цель компании состояла в том, чтобы перейти от оптовых продаж электроэнергии зарубежным компаниям к поставкам электроэнергии конечным потребителям. В отдаленной перспективе виделось освоение новых рынков за пределами СНГ, в частности, в Турции и Иране.
Чувство долга
В январе 2000 г. состоялся визит в Грузию главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Стороны согласились, что часть грузинского долга за электроэнергию в сумме 36,25 млн долл. будет трансформирована в государственный долг, а оставшуюся часть в сумме 9 млн долл. урегулируют в течение года. Однако и после этого долг Грузии перед компанией продолжал накапливаться.
Проблема армянских долгов была решена более революционно: путем заключения в 2002 г. соглашения об обмене долгов на собственность. В счет покрытия долга за ядерное топливо РАО ЕЭС приобрело Севано-Разданский каскад ГЭС с годовой выработкой 2,2 млрд кВт.ч, который был оценен в 25 млн долларов. В счет этого же долга РАО ЕЭС получила в управление Армянскую АЭС сроком на пять лет (с сентября 2003 г.). Управление атомной станцией, генерирующей 40% электроэнергии страны, позволит РАО ЕЭС за этот срок не только вернуть оставшуюся часть долга, но и получить прибыль. В конце 2003 г. в счет покрытия госдолга Армении перед Россией (97,76 млн долл.) в российскую госсобственность перешла Разданская ТЭС, оцененная в 31 млн долларов. Эта электростанция, покрывающая 20% потребности Армении в электроэнергии, также была передана в управление РАО.
С Азербайджаном у российского энергохолдинга долговых проблем не возникло. Обладая запасами нефти и газа, Азербайджан находил и средства, чтобы оплачивать импортируемое из РФ электричество. Ежегодно Азербайджан получает из России около 1-1,5 млрд кВт.ч электроэнергии. В мае прошлого года делегация РАО ЕЭС посетила Баку, где провела переговоры о расширении сотрудничества. Была, в частности, достигнута договоренность с руководством «Азерэнержи» о долгосрочных взаимных поставках электроэнергии.
Таким образом, Азербайджан остается перспективным рынком сбыта российской электроэнергии. Как, впрочем, и Грузия, где ежегодная потребность в импортной электроэнергии составляет не менее 1 млрд кВт.ч.
Разгружаем Грузию
Привлекательность грузинского рынка значительно снижают долги республики перед РАО. И минимизация этого показателя - одна из целей экспансии российской компании на внутренний рынок этой страны. Знаковым событием стало приобретение ключевых объектов грузинской электроэнергетики у американской AES Corporation. В частности, РАО получило 75% акций распределительной компании «Тэласи», владеющей сетями низкого и среднего напряжения в Тбилиси и окрестностях с населением 1,6 млн жителей, а также сетью ЛЭП в 5233 км. «Тэласи» является поставщиком для 0,4 млн потребителей. Кроме того, РАО достались 100% акций компании «Мтквари»,владеющей двумя блоками Тбилисской ГРЭС общей мощностью 600 МВт; 50% акций компании «Трансэнержи», осуществляющей экспорт электроэнергии в Турцию (остальные 50% принадлежат Министерству топлива и энергетики Грузии) и право на управление АО «Храмеси» (две ГЭС мощностью 113 и 110 МВт).
В результате сделки РАО ЕЭС приобрело контроль над 20% генерирующих мощностей Грузии и поставками электроэнергии для 35% потребителей республики. Грузинские парламентарии критиковали контракт, ссылаясь на то, что нельзя отдавать в руки России национальную энергетику. И не случайно после госпереворота в Грузии в ноябре 2003 г., приведшего к власти Михаила Саакашвили, известного своей антироссийской риторикой, у РАО возникли определенные опасения относительно дальнейшего развития событий. Для уяснения позиций потребовалась встреча Чубайса и Саакашвили, которая и состоялась в январе 2004 г. в Давосе на Всемирном экономическом форуме. Грузинский лидер подтвердил, что не намерен пересматривать результаты сделки и даже выразил готовность оказывать РАО ЕЭС содействие в его дальнейших планах в Грузии, включая экспорт электроэнергии в Турцию и модернизацию Ингури ГЭС.
Однако эти проекты продвигаются медленно. Причины – негативный политический фон двусторонних отношений, а также плачевное состояние грузинской экономики и неспособность потребителей регулярно платить за электроэнергию. Грузинский государственный долг России превышает 150 млн долларов. Выплачивать его Грузия не в состоянии. В то же время, в отличие от Армении, она отказывается принимать формулу «долг в обмен на собственность», явно рассчитывая на то, что задолженность будет просто списана.
В марте этого года в Тбилиси делегация РАО ЕЭС провела встречи с государственным министром Грузии по экономическим реформам Кахой Бендукидзе и премьер-министром Зурабом Ногаидели. Стороны договорились подписать меморандум о сотрудничестве в электроэнергетике на 3-4 года. Он предусматривает участие РАО ЕЭС в программе правительства Грузии по преодолению энергокризиса, в рамках которой планируется приватизация государственной Объединенной дистрибьюторской компании Грузии и других объектов национальной энергетики. Подразумевается также строительство новых мощностей и инфраструктуры, включая новую ЛЭП из России в Турцию.
РАО ЕЭС также не против получить в управление мощную Ингури ГЭС, которая нуждается в серьезной реабилитации. Этот проект связан с политическими сложностями, так как ГЭС находится на границе с Абхазией. Без договоренности с руководством Сухуми совместный проект невозможен. До последнего времени Грузия не соглашалась начинать совместные работы без политических уступок со стороны Абхазии, что для последней было неприемлемо. Сейчас, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки. В ходе визита в Москву марте сего года новый президент Абхазии Сергей Багапш встретился с членом правления РАО ЕЭС Андреем Раппопортом, после чего сообщил журналистам, что в апреле Ингури ГЭС останавливается на ремонт и Абхазия будет получать электроэнергию из России. Таким образом, можно предполагать, что договоренность о реконструкции ГЭС уже достигнута.
Кроме того, в РАО «ЕЭС России» изучают возможность реабилитации каскада Перепадных ГЭС и Сухумской ГЭС в Абхазии. Эти станции требуют капиталовложений в 30–33 млн долл. при сроках окупаемости от 4 до 6 лет. По расчетам специалистов, возобновление работы станций позволит как поставлять электроэнергию в Грузию, так и экспортировать ее в Турцию и Азербайджан. Понятно, что этот проект может вызвать недовольство Тбилиси и следует предусмотреть такую форму сотрудничества, при которой не обострились бы отношения с грузинскими властями.
Арендуем Армению
Получив в управление Разданскую ТЭС, РАО ЕЭС стало контролировать около 85% генерирующих мощностей Армении. Но на этом амбиции энергохолдинга не были исчерпаны: компания рассчитывает участвовать в достройке пятого блока ТЭС. Чубайс назвал этот проект приоритетным для РАО ЕЭС. Ожидается, что инвестиции в строительство пятого блока составят 120 млн евро. После достройки станция сможет вырабатывать дополнительно 4 млрд кВт.ч. Понятно, что без расчета на экспорт данный проект не имел бы смысла.
Переход под российский контроль армянских электростанций принес Армении определенные выгоды. С возвратом части госдолга России улучшилось финансовое состояние отрасли. Стабилизировались поставки ядерного топлива на АЭС. Армении теперь гораздо легче аргументировать отказ на требования Запада закрыть станцию. Кроме того, модернизация и замена устаревшего оборудования, которая проводится совместно с российскими предприятиями, обойдется дешевле. Наконец, повышаются шансы Армении интегрироваться в региональные энергетические рынки, что может существенно стабилизировать внутренние тарифы. Несмотря на эти очевидные преимущества, в Армении немало противников приватизации российским капиталом армянских объектов электроэнергетики – как в бизнес-кругах, так и в политических.
Такие настроения препятствуют дальнейшему продвижению РАО ЕЭС на армянский энергетический рынок. Сейчас у РАО нет контроля над распределительными сетями страны – ими владеет компания «Электрические сети Армении» (собственность британского концерна «Midland Resourses Holding Ltd»). И хотя эта компания заявила о готовности экспортировать электроэнергию из Армении, понятно, что полной эффективности РАО достигнуть не удастся, пока распределительные сети находится в чужих руках. Поэтому не удивительно, что в последнее время появились сообщения о возможной покупке «Электрических сетей» российским энергохолдингом.
Сложность состоит в том, что Midland Resources не имеет права продавать компанию третьей стороне без согласия правительства Армении. А министр энергетики Армении Мовсисян заявил, что «энергетическая политика правительства состоит в том, чтобы исключить возможность создания монополий». Также не ясна позиция армянских властей и по долгосрочной аренде межгосударственных ЛЭП (соединяющих Армению с Грузией, Ираном и Турцией), возможность которой рассматривает сейчас РАО.
И все-таки оптимизм вызывает то, что дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества в электроэнергетике поддерживается руководителями обеих стран. Это наглядно проявилось на переговорах президента России Путина с его армянским коллегой Кочаряном в Ереване в марте нынешнего года. Кочарян сообщил, что Армения и Россия разрабатывают в сфере энергетики фундаментальные проекты регионального значения и Армения будет приветствовать дальнейшие российские инвестиции.
Приватизируем Азербайджан
На рынок Азербайджана РАО ЕЭС проникнуть пока не удалось, хотя время от времени российская сторона делает заявления о готовности участвовать в приватизации местных электроэнергетических объектов. Однако власти Азербайджана не спешат приватизировать генерирующие мощности, так как не видят возможности создать конкурентный рынок в этой сфере. С другой стороны, и РАО не проявляет особой активности, видимо, потому что Азербайджан исправно платит за электроэнергию. К тому же, генерирующие мощности Азербайджана изрядно изношены и потребуют значительных капиталовложений, а строительство новых объектов окупится очень нескоро, так как многие потребители не способны платить за электроэнергию по рыночным ценам.
В то же время Россия не может сбрасывать со счетов выгодное положение Азербайджана для транзита электроэнергии за пределы СНГ, прежде всего в Иран. Намечающиеся капиталовложения в Азербайджане связаны именно с этим. В ходе визита в Баку в мае 2004 г. делегация РАО ЕЭС подписала с руководством компании «Азерэнержи» меморандум, который предусматривает разработку планов строительства новых ЛЭП и сетевых объектов, связывающих два государства, что должно увеличить транзит электроэнергии в третьи страны. Прежде всего, речь идет о строительстве второй параллельной ЛЭП Дербент (Дагестан) – Яшма.
Флагман российской геополитики
Понятно, что для организации взаимных поставок и эффективного транзита электроэнергии необходима синхронизация энергосистем Закавказья и России. Только за счет оптимизации режима перетоков электроэнергии между странами Закавказья может быть получено дополнительно 250 млн долларов. Не случайно, одной из приоритетных задач РАО ЕЭС было добиться восстановления синхронизации энергосистем региона. Первоначальный план предусматривал подписание еще в 1999 г. четырехстороннего соглашения между Россией, Грузией, Арменией и Азербайджаном о параллельной работе энергосистем. Однако карабахский конфликт, да и в целом неблестящие политические отношения между странами помешали этому. Кроме того, Армении, имеющей избыток электроэнергии, была совершенно невыгодна синхронизация с дефицитной Грузией, которая вряд ли могла исправно платить за импорт. К тому же энергосистемы Армении и Ирана уже несколько лет функционировали в параллельном режиме к взаимной выгоде двух государств. И отказываться от этих выгод у Еревана не было никаких оснований.
Осознав невозможность многостороннего договора, РАО ЕЭС пошло на заключение двусторонних соглашений. Таковые были подписаны в 2000 г. с Азербайджаном и Грузией. А вот армянская энергосистема по-прежнему не синхронизирована с российской. Но в мае прошлого года наметился альтернативный выход из этого тупика: в ходе визита делегации РАО ЕЭС в Баку было решено создать рабочую группу с участием иранских представителей для рассмотрения возможности организации параллельной работы энергосистем России, Азербайджана и Ирана.
В настоящее время энергосистема Азербайджана работает в параллельном режиме как с Россией, так и с Ираном. При увеличении перетока электроэнергии появится возможность синхронизации трех энергосистем одновременно. А с учетом того, что армянская энергосистема тоже «запараллелена» с иранской, синхронизация всех четырех энергосистем возникнет де-факто. В декабре 2004 г. в ходе визита в Тегеран делегации РАО ЕЭС Иран согласился синхронизировать свою энергосистему с СНГ с 2006 г. и подписал соответствующий меморандум.
Таким образом, долгий путь к созданию условий для выхода РАО ЕЭС на рынки азиатских стран, похоже, успешно завершается.
Особое место среди потенциальных импортеров электроэнергии РАО занимает Турция. Интерес к турецкому рынку объяснялся дефицитом электроэнергии в этой стране, высокими тарифами и растущей экономикой. Первые попытки выйти на него РАО ЕЭС предприняло еще в 2000 г., когда договорилось с грузинскими энергетиками разработать схему совместного экспорта электроэнергии в Турцию. Предполагалось сооружение новой ЛЭП через территорию Грузии. В том же году удалось договориться и с Азербайджаном о транзите через его территорию российской электроэнергии в Турцию. Затем состоялся визит Чубайса в Анкару, где был подписан протокол, по которому Россия намеревалась ежемесячно поставлять в Турцию до 35 млн кВт.ч. Но этим планам не суждено было сбыться, так как Грузия предложила неприемлемые условия оплаты за транзит: 0,84 цента за кВт.ч.
Однако турецкий рынок по-прежнему не дает РАО покоя. В последнее время большие надежды компания возлагает на свои станции в Армении. Избыточные мощности армянской электроэнергетики оцениваются в 0,5 млрд кВт.ч в год, поэтому эта страна вполне может стать плацдармом для выхода на рынки соседних государств. Разданская ТЭС, например, до сих пор работает на 25-30% от возможного, а с завершением строительства ее 5-го блока избыточные мощности станции значительно возрастут.
Сетевые возможности для экспорта тоже имеются. На грузинском направлении действуют ЛЭП «Лалвар» и «Ашоцк-Ниноцминда», а также «Алаверди», модернизированная РАО ЕЭС. На иранском направлении с 1997 г. функционирует ЛЭП «Мегри».
Возможен и экспорт армянской электроэнергии в Турцию. Речь идет о высоковольтной линии «Гюмри-Kарс». С армянской стороны она в относительно нормальном состоянии, но с турецкой – нуждается в реабилитации. Однако пока этому препятствуют сложные политические отношения между Арменией и Турцией. Поэтому одна из политических задач РАО ЕЭС – содействовать устранению барьеров между Арменией и Турцией.
Наращивая экспансию в Закавказье, РAO ЕЭС фактически выступает флагманом российской геополитики в регионе. Осваивая рынки в сопредельных государствах, компания создает задел для проникновения на них других отраслей российской промышленности. Объективно энергохолдинг реализует доктрину «большого евразийского рынка», призванного объединить не только страны СНГ, но и государства на границах Содружества, которые волею истории оказались за бортом мировых интеграционных процессов. Это Иран, Турция и в перспективе – Пакистан. Такой рынок был бы вполне сравним с Евросоюзом по численности населения и намного превосходил бы его по территории и ресурсному потенциалу, особенно в области энергетики. Создание такого рынка, на котором Россия выступала бы в качестве лидера, определенно отвечает ее национальным интересам.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |