Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20.07.2005. Вечерний Бишкек
Елена Авдеева
Деловой мир нынче высказывает неожиданное мнение. Мол, временное правительство КР настолько расшатало за короткий срок экономику Кыргызстана и так явно отказывается от прежней линии реформ, что Парижский клуб кредиторов теперь может и не придерживаться прежних договоренностей. Того и гляди, откажет стране в списании части внешнего долга. Ведь для того, чтобы протокол Парижского клуба от 11 марта вступил в силу, необходимо до конца сентября провести переговоры и заключить двусторонние соглашения с Японией, Россией, ФРГ, Францией, Данией и Турцией.
Конечно, сегодня самое главное - не нагнетать обстановку, и без того она сложная. Но дыма без огня не бывает. Разговоры возникли не на пустом месте. Слишком уж откровенно бакиевский экономический блок старается перечеркнуть все то, что было сделано до него. Заигравшись в политику, они забыли, что деньги любят тишину, а экономика не переносит революций. Она всегда идет эволюционным путем. Это непреложный закон ее развития.
Однако забыли. Забыли о том, что, сидя в парламенте прежнего состава, именно те люди, что нынче заняли министерские кресла, призывали: надо сокращать внешний долг! Куда смотрит правительство!
Правительство, которое нынче модно обвинять во всех смертных грехах, смотрело все–таки вперед. И имело собственный план по обслуживанию внешнего долга страны. И как вода точит камень, оно кропотливо добивалось уступок со стороны кредиторов.
Итак, как известно (но сегодня в пылу революций, может быть, уже подзабыто), 11 марта кредиторы Парижского клуба приняли решение поддержать просьбу правительства Кыргызстана и отчасти сократить, а отчасти реструктуризировать государственный внешний долг.
Это - стоит еще раз напомнить - стало возможным после того, как Международный валютный фонд признал трехлетнюю Программу по сокращению бедности и содействию экономическому росту (PRGF) выполненной. Именно после ходатайства МВФ кредиторы Парижского клуба предоставили Кыргызстану глубокую реструктуризацию накопленного долга.
А всего через две недели после исторического события налетел ветер перемен. И "все смешалось в доме Облонских". Сто дней временного правления деловое сообщество - крупные инвесторы и представители международных агентств - словно бы находилось под электрическим током. Сначала их колотило из–за того, что решили подсчитать имущество бывшего экс–президента, а фактически затеяли передел собственности и тем самым просто–напросто сильно помешали работе всех - ВСЕХ! - успешных предприятий страны. В итоге всего за три месяца объемы производства в стране упали на 10 процентов.
Затем выяснилось, что Кыргызстан серьезно превысил плановые показатели инфляции. И здесь уже стало ясно: контрольные цифры новой программы PRGF мы не выдерживаем. А ведь это является обязательным условием облегчения долга Парижским клубом.
Однако и это еще не все. И.о. министра финансов Акылбек Жапаров публично заявил, что страна теперь вполне может обойтись без поддержки доноров. И вот это уже просто недопустимое внешнеполитическое заявление, которое временный министр и не должен был делать - оно вне его компетенции. Однако Жапаров, кажется, не понимает, что тем самым у Кыргызстана могут крайне осложниться отношения с международными агентствами развития. Или понимает, но именно к тому и ведет? Зачем?
Все, кто следит за текущими событиями и встречами в "Белом доме", уже давно заметили: представители донорских агентств в Кыргызстане очень озабочены нынешней политической и экономической ситуацией. Действуют они, правда, по–разному. Всемирный банк, например, активно ведет переговоры с новой властью, прибегая в основном к методам убеждения. А вот некоторые другие, напротив, от встреч на седьмом этаже явно воздерживаются. И это тревожный симптом...
А между тем протокол Парижского клуба кредиторов от 11 марта, в подписании которого нет ни капельки заслуги Жапарова и иже с ним, является пока только РАМОЧНЫМ соглашением. Это значит, что новому правительству необходимо провести со всеми странами, входящими в клуб, двусторонние переговоры и заключить уже окончательные соглашения. Как с этой задачей справится Министерство финансов - еще неизвестно.
Позиция России - второго по значимости кредитора - однозначна: просто так она нам долги не спишет, намерена обменять их на активы привлекательных предприятий. В принципе, это было бы неплохо: гарантии инвестиций, оживление производства, создание рабочих мест и новых налоговых потоков. Однако вот вопрос: сегодня, когда Кыргызстан лихорадит, пойдет ли она на такую сделку? А вдруг завтра какой–нибудь командир Мотуев предприятия с российским капиталом захватит и потребует их национализации? И ведь ему правительство уступило, создав опасный прецедент, который инвесторов вряд ли воодушевил...
Сейчас трудно прогнозировать, что ждет экономику страны до конца этого года. Если правительство опомнится - еще не все потеряно. Однако надо ведь убедить доноров и инвесторов, все мировое сообщество, что устремления наши позитивны. А они пока воочию наблюдают резкий откат от прежних, с немалым трудом завоеванных позиций.
У прежнего экономического блока по плану уже этим летом должны были начаться переговоры о реструктуризации еще одной части долга - уже с многосторонними донорами. Именно теми международными агентствами, от помощи которых намерен отказаться Акылбек Жапаров. Нетрудно предположить их реакцию.
Конечно, от обязательств своих члены Парижского клуба вряд ли откажутся. Для них важна репутация. Так что не стоит особо опасаться за исполнение мартовских договоренностей. Но вот пойдут ли дальше нам навстречу и станет ли возможным списание новой части внешнего долга - вызывает сильные сомнения. Если, конечно, правительство и впредь будет заниматься распальцовкой, а не конкретными делами...
Справка "ВБ"
В рамках протокола Парижского клуба достигнута договоренность на следующих условиях:
* кредиты, полученные в рамках официальной помощи развитию (ODA), будут выплачиваться в течение 40 лет, из которых 13 лет - льготные по ставке.
* 50 процентов коммерческих кредитов (non ODA) должны быть списаны, а оставшаяся половина будет погашаться в течение 23 лет, из которых 7 лет станут льготными по приемлемой рыночной ставке.
* мораториумные проценты (выплачиваемые в течение периода консолидации) будут капитализированы следующим образом: 85% - в 2005 году; 75% - в 2006 году; 70% - в 2007 году; 65% - в 2008 году.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |