Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
Совет переселенческих организаций при Председателе Государственной Думы 15-16 июля 2002г. провел свое очередное выездное заседание в Калининграде.
Калининград выбран не случайно. Именно вокруг этого российского анклава сейчас кипят страсти в Европе в связи с предстоящим вступлением Польши и Литвы в Евросоюз. Для жителей Калининграда сейчас существует безвизовый режим с Польшей и Литвой. Но при вхождении этих государств в Евросоюз, они должны будут ввести шенгенские визы, а это сразу же обернется для почти миллионного населения Калининградской области резким органичением возможностей связей с Россией. Таким образом, граждане России, проживающие в Калининграде, а также те россияне, кто захочет в Калининград приехать «с материка», будут ограничены в этом праве процедурой получения визы.
Но не только внешние обстоятельства собрали Совет переселенцев в этом уникальном регионе Российской Федерации. Каждый десятый житель области прибыл туда уже после 1991 года. После 1992 года, когда в области смертность стала превышать рождаемость, но благодаря переселенцам население области не убывает. Приезжают молодые семьи (30% имеют детей до 16 лет), трудоспособного возраста (более 60%, пенсионеров – 10%), высококвалифицированные специалисты (25% - высшее образование, 43% - среднее профессиональное), с ярко выраженной установкой на трудовую деятельность. И в то же время переселенцы в Калининградской области сталкиваются с типичными российскими проблемами – отсутствием жилья и работы. С 1992 года в области 15 758 человек получили статус вынужденного переселенца, а за 10 лет переселенцам выделено 68 квартир и одна тысяча ссуд на приобретение жилья. В 2001 году в область переехало более 6 тысяч человек, а в организациях области на 2001 год для переселенцев квотировано 32 рабочих места.
Уникальность Калининградской области состоит еще и в том, что к началу 2002 года в области освобождены полностью или частично около 100 военных городков. Тем не менее, при острой нехватке жилья, ни один из них не передан для использования под общинно-компактное поселение. Этот вопрос и был главным на состоявшемся выездном заседании.
Группа представителей Госдумы, членов Совета переселенческих объединений при Председателе Госдумы, члены Совета соотечественников при Госдуме из Прибалтики, представители Правительства Москвы, Института стран СНГ прибыла в Калининград, чтобы своими глазами увидеть и услышать от самих переселенцев об их проблемах. Администрация области обеспечила достойный прием московской делегации. Гостям были показаны два военных городка в Багратионовском районе, администрация которого готова начать переустройство их под жилье и производственные структуры для переселенцев, на которых рассчитывает в деле возрождения экономики района.
На заседании с участием Председателя Госдумы Г.Н.Селезнева, Губернатора области В.Г.Егорова выступили также депутаты Государственной Думы В.П.Никитин и В.И.Никитин, руководитель ФМС МВД А.Г.Черненко, начальник Управления Президента по вопросам гражданства В.Г.Шумов, заместитель начальника Паспортно-визового управления МВД РФ Л.Э.Гербановский, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О.О.Миронов, советник Департамента по делам соотечественников и правам человека МИД РФ А.В.Зиневич, руководитель управления по делам миграции ФМС МВД РФ УВД Калининградской области Е.П.Кулдышев, начальник строительства, инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ РФ В.А.Айнбунд, председатель Ассоциации муниципальных образований Калининградской области О.В.Шлык, члены Совета преселенческих объединений, Совета соотечественников при Государственной Думе, представители переселенцев области.
В выступлениях прозвучало, что переселенцы нужны области, но решение их проблем без федеральной поддержки невозможно. Со стороны Москвы нужно организационное и материальное подкрепление. Обещано содействие переселенцам в возможности использования пустующих военных городков. При этом приезжающие в область не отделяются от других групп населения. Например, уволенные в запас военнослужащие также не обеспечиваются жильем по установленным нормам. Только в 2001 году 500 семей военнослужащих не получили должного жилья, а финансирование строительства нового жилья на Балтийском флоте выполняется не более, чем на 10% потребности.
Как один из острейших, обсуждался вопрос о гражданстве РФ, приобретение которого с принятием нового закона о гражданстве стало труднодоступным для переселенцев, даже для урожденных россиян. Г.Селезнев поведал, что Президент РФ отвел полугодичный срок для «обкатки» закона. Если выясниться, что закон ущемляет права соотечественников, сказал спикер Госдумы, то в закон внесут изменения. Закон критиковал О.О.Миронов, который попенял депутатам на то, что они приняли закон, и только после этого будут выяснять, как он работает. Очевидно, что законодатели должны бы еще на стадии разработки закона выявить его слабые стороны и устранить. Представитель разработчиков закона о гражданстве В.Г.Шумов закон хвалил, уверяя, что соотечественников он не ущемляет. К сожалению, критики и апологеты нового закона о гражданстве говорили как слепой с глухим. Но понимание, что вопрос о переезжающих соотечественниках надо решать особым образом, зреет. Идея о необходимости принятия специального закона о репатриации звучала не в одном выступлении и нашла отражение в решении Совета переселенческих объединений. В приложении к данному материалу публикуем проект закона о репатриации, разработанный самими переселенцами и еще в прошлом году переданный депутатам Госдумы.
Ниже публикуем материалы калининградских газет, рассказывающих о состоявшемся заседании, справочную информацию и проект решения, принятого за основу для итогового документа совещания. В следующем номере бюллетеня продолжим публикацию материалов.
Приложение Калиниградская правда, 17 июля 2002г.Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |