Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
История переселенческих организаций Калининградской области началась в 1992 году с регистрации в регионе Калининградского отделения Всероссийского Фонда помощи беженцам "Соотечественники ".
В 1993 году фонд передал в безвозмездное пользование для НПО "Миграция" (страна исхода Таджикистан) несколько кирпичных мини-заводов, пилораму, жилые вагончики и эллинги для строительства двух общинно компактных поселений в городе Полесске и в Багратионовском районе. К сожалению, это начинание не было доведено до конца из-за отсутствия государственной поддержки.
В 1999 году отделение Фонда после государственной перерегистрации и начало активную работу на территории области. Сотрудники и волонтеры отделения принимают участие в разработке региональной миграционной Программы, в работе Совета переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы РФ. Совместно с другими НПО подготовлен проект постановления российского парламента об использовании высвобожденных военных городков в интересах вынужденных мигрантов.
Отделением Фонда передан в безвозмездное пользование завод строительной фурнитуры переселенческому предприятию 000 "Соотечественники Балтии". Он предназначен для строительства жилья переселенцам и создания для них рабочих мест.
В настоящее время произведена пуско-наладка завода итальянскими специалистами, выпущена пробная партия продукции и идет подготовка к сертификации изделий и производства. Данное производство получило поддержку в администрации области и территориальном представительстве Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политике.
Организация "Надежда" зарегистрирована и действует с 1996 года. В 2000 году прошла перерегистрацию, в связи с переменой юридического адреса и внесением изменений в Устав она расширила сферу своей деятельности, сохранив, однако, свою миссию и цели.
В настоящее время ведется интенсивная работа по подготовке к созданию Региональной миграционной программы Калининградской области на основе ее Концепции, предложенной областной Думе еще в 1998 году. При новой администрации области создана рабочая группа по подготовке сметы разработки Программы и внесения поправок в бюджет области о выделении необходимой суммы на ее разработку. Участвует в работе над Законом о деятельности неправительственных организаций в Калининградской области.
В 2001 году "Надежда" вновь обратилась к губернатору области с требованием решить вопрос об использовании высвобожденных военных городков и военного недостроя для обустройства переселенцев. На данном этапе к этим настойчивым просьбам присоединились и общественные организации бывших военнослужащих.
Интенсивно идет процесс налаживания партнерских отношений с аналогичными организация в Польше и в Германии, готовятся совместные проекты.
"Надежда", как региональная организация имеет, кроме отделения в Полесске (где постоянно находится Совет организации), отделения в Калининграде, г. Гвардейске и г. Черняховске. За четыре года существования организации она постепенно накопила опыт работы с проектами, разработала и внедрила несколько подпрограмм:
• создан и успешно выполняет свои функции, информационный пункт (подключен к сети Интернет);
• регулярно обновляется сайт, на котором можно найти всю информацию о нашем опыте:
http: www.mi grant. m/~nadejda baltnet.ru/~nadejda
• работает общественная приемная для вынужденных мигрантов, где можно получить помощь юриста, психолога, гуманитарную помощь, практический совет по поиску жилья и работы, по легализации беженцев;
• работает пункт бесплатной юридической помощи для юридических лиц - переселенческих объединений - Центр поддержки общественных инициатив (юридическая помощь, помощь в подготовке учредительных документов и регистрации, предоставление информации по поиску партнеров, фандрайзингу, оказание офисных услуг и услуг связи);
• реализован первый этап проекта по созданию Детского центра творчества и адаптации на базе Полесского Дома детского творчества при финансовой поддержке УВКБ ООН. Готовится его продолжение;
• постоянно действует программа оказания гуманитарной помощи, выполняемая совместно с зарубежным партнером «Надежды» - Красным Крестом ФРГ - два раза в год, а с региональным отделением Российского Красного Креста с августа 2000 г. – ежемесячно;
• реализуется жилищная программа - идет строительство 10-ти квартирного жилого дома в Полесске. В 1998 году в этой программе также принимал участие Германский Красный Крест, передавший в дар застройщикам строительные материалы и инструменты на сумму около 200 тысяч немецких марок. В 2000 году на этот проект были выделены средства из федерального бюджета на строительство внешних коммуникаций. Но, к сожалению, все обещания Министерства по делам миграции остались на бумаге, а Полесские беженцы, основную массу которых составляют малоимущие - без жилья.
• Завершается строительство 13 - квартирного дома в Черняховске.
• В стадии оформления находится пилотный проект - реконструкция под компактное поселение вынужденных переселенцев нескольких высвобожденных военных городков (в поселке Корнево, № 2 в Калининграде и другие)
• "Надежда" является активным участником Международного движения "Форум переселенческих организаций". С апреля 2000 г. председатель "Надежды" Кошелева И.Л. - член Совета переселенческих организаций при Председателе Госдумы Совета РФ. "Надежда", как организация, ставящая своей главной целью защиту прав вынужденных мигрантов, участвует в учрежденном весной 1999 года Региональном правозащитном движении Калининградской области как одна из структурных организаций движения. Кроме того, "Надежда" является членом Рабочей группы по экстренной помощи и чрезвычайным ситуациям Женевской конференции по странам СНГ УВКБ ООН.
За три года своего существования эта организация осуществила шесть самостоятельных проектов, поддержанных различными фондами, в том числе по общественной приёмной для беженцев и вынужденных переселенцев, созданию мини типографии для издания газет «Наша Надежда» и «Третий сектор», созданию в городе Полесске детского Дома творчества и адаптации для детей мигрантов и местных жителей и другие.
Большую работу проводит Калининградская Ассоциация правозащитных общественных объединений. Сегодня под её эгидой функционирует пять бесплатных юридических консультационных пунктов, которые обслуживают все социально незащищённые слои населения, в том числе вынужденных переселенцев. В настоящее время Ассоциация реализует сетевой проект по размещению таких пунктов на территории всей области. В настоящее время в Ассоциацию входит шесть переселенческих неправительственных организаций региона, что, несомненно, усиливает их координационное взаимодействие, как между собой, так и с другими профильными НПО.
Кроме того, Ассоциация стала инициатором разработки регионального законопроекта «О деятельности неправительственных организаций в Калининградской области».
Благотворительная католическая организация «Каритас-Запад» является на сегодня одним из лидеров региональных структур, оказывающая гуманитарную помощь. В 2001 году специальный проект, реализуемый ею, адресован именно вынужденным переселенцам. Это продовольствие и медикаменты, специальное оборудование для инвалидов.
Общественный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Дом» в течение трёх последних лет помимо консультационной работы, особое внимание уделял программам помощи детям переселенцев. Это летние лагеря, культурные и образовательные программы, детские фестивали творчества и многое другое.
Региональная общественная организация «Союз «Балтийское Содружество» более пяти лет оказывает всевозможную помощь переселенцам. Это и постоянно действующая юридическая консультация, и консультации опытных психологов по адаптации мигрантов к новым условиям жизни. Организация имеет отделения во многих районах области.
Кроме того, в Калининградской области официально зарегистрированы более десяти общественных переселенческих организаций, однако их деятельность не имеет сколько-нибудь серьёзного результата.
Вместе с тем, в 2001 году произошёл относительный перелом во взаимодействии многих НПО, занимающихся миграционными проблемами. И если ранее они действовали самостоятельно и не признавали никаких «авторитетов», то современная ситуация обусловила консолидацию многих структур.
Это можно было наблюдать, как при создании рабочей группы при областной администрации по разработке региональной миграционной Программы, так и при формировании переселенческого Совета Общественной палаты Калининградской области. Кроме того, активизация региональной Ассоциации правозащитных общественных объединений консолидировала некоторые переселенческие организации в рамках совместных проектов и программ.
Всё это, безусловно, позитивно отразится не только на развитии самих организаций, но и качественно улучшит решение вопросов, связанных с их взаимодействием с органами власти и бизнесом.
Многое будет зависеть и от активности НПО в вопросе о принятии областного Закона «О деятельности неправительственных организаций». Только безусловная настойчивость общественности позволит принять такой закон, который гармонично мог вписываться в весь спектр современных региональных общественных проблем.
Некоторые исследования, проводимые Калининградскими НПО
Еще в 1997 году информационным центром "Форума переселенческих организаций" была разработана индивидуальная анкета, которая, несмотря на отдельные её несовершенства (например, невозможности с помощью анкеты изучить национальный и религиозный состав мигрантов), до сих пор является одним из универсальных инструментов изучения явления вынужденной миграции. Начиная с этого же года в информационном пункте "Надежды" в соответствии с этой анкетой было проведено 565 опросов.
Кроме формальных статистических исследований, представление о реальной миграционной ситуации и ее прогнозировании основывается на письмах, с которыми обращаются потенциальные мигранты, как в НПО, так и в муниципалитеты и в территориальные представительства Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики. Приведем наиболее типичное обращение дословно, не указывая, разумеется, личные данные респондентов.
Здравствуйте, дорогие земляки!
Мы живем в Казахстане ( город) 40 лет. Но, увы, надо переезжать в Россию. Я и моя дочь являемся немцами. Я, О. В., мне 52 года. дочь замужем, ей 28 лет, она работает учителем начальных классов, ее муж (ему 29 лет) водитель категории "В, С". Но сейчас строитель. Двое детей. Кристине 7 лет. а Каролине 4 года. Мы желаем переехать ближе к родственникам, они в Германии, но мы останемся в России. Миграционный отдел может как-то помочь немцам при переезде и устройстве на работу? Жильем? Мы с матерью родились в России. Здесь российское гражданство русская община не дает, дает, только если близкие родственники живут в России, а у нас только двоюродные живут в России. Можно ли без российского гражданства приехать на постоянное место жительства в Калининград? Какие проблемы будут у нас? И опять же вопрос о работе, и хоть каком-нибудь временном месте жительства? Помогает ли чем-нибудь немецкая община бывшим жителям республик СНГ немецкой национальности? Ну, вот и все что хотела я написать вам. Вот еще, какие пенсии дают пенсионерам пожилым до 80 лет. есть ли льготы реабилитированным? Спасибо заранее за ответ. Мой адрес (указан). Подпись: О. В.Р.
Данное письмо является яркой иллюстрацией необходимости выполнения рекомендаций переселенческого Совета при Председателе Госдумы РФ о включении в Федеральную миграционную программу России раздела "Организованное переселение российских соотечественников из стран СНГ и Балтии в Россию и их общинное обустройство". К сожалению, в настоящее время территориальный орган Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики Калининградской области (а письмо пришло именно туда) вынужден будет почти на все вопросы ответить отрицательно. А неправительственные организации окажут этой семье, в случае ее прибытия, исключительно психологическую поддержку, правовую, информационную и гуманитарную помощь.
Кроме того, в 1999-2000 годах проводились исследования по изучению индивидуально-психологических качеств участников будущего общинно компактного поселения (ОКП) поселка Чкаловск Калининградской области.
Разнородность и разноплановость выявленных у мигрантов профессиональных навыков, освоенных специальностей, прошлый опыт профессиональной деятельности, индивидуально психологические свойства обследованных позволяют предполагать, что освоение общинно компактного поселения силами самих мигрантов вполне возможно, при условии помощи со стороны административных и властных структур государства.
Данные исследования были пожалуй единственными, проводимыми в области и , хотя их методики далеки от совершенства, по их результаты могут быть использованы при подготовке законодательных актов и программ на областном уровне.
И.Л.Кошелева, вице-президент Ассоциации переселенческих организаций
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |