Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
До президентских выборов в Белоруссии осталось десять месяцев. В связи с предстоящими выборами нынешний президент РБ Александр Лукашенко всячески демонстрирует свою уверенность в победе на них даже без развертывания масштабной кампании поддержки собственной кандидатуры в официозных СМИ, без дополнительной финансовой подпитки кампании за очередное переизбрание главы государства. Народ, по словам Лукашенко, просто «придет и проголосует».
Фактор оппозиции, которой по утверждению Александра Лукашенко в следующем году уже не будет(?), естественно не берется во внимание. Оппозиционные структуры, скорее всего, будут дезорганизованы в результате запланированных президентской администрацией профилактических мер и упреждающих действий со стороны органов внутренних дел и спецслужб республики. Для подавления активных действий функционеров оппозиции формируется полк милиции специального назначения.
В целом и на Западе, где наиболее последовательно критикуют белорусскую вертикаль, есть понимание, что соперничать с Александром Лукашенко в борьбе за кресло президента ни один возможный кандидат не сможет, а результаты выборов позволят ему продлить на очередной срок свои властные полномочия. Поэтому уже сегодня в ряде средств массовой информации западных стран еще не состоявшиеся президентские выборы в Белоруссии объявляются нелегитимными, а Лукашенко – незаконным президентом. Сами выборы-2006, и в этом нет никаких сомнений, не будут официально признаны ни Вашингтоном, ни Брюсселем.
Александр Лукашенко сейчас объективно поставлен в такое положение, когда вынужден оправдываться и прибегать к поиску все новых формально-правовых оснований пролонгирования собственного правления, несмотря на проведенный в октябре прошлого года плебисцит. Широко используются им и вполне утилитарные доводы, побуждающие граждан республики верить в гениальность, прозорливость и незаменимость «своего» президента. Однако лимит исторического времени, который мог быть использован Лукашенко для реализации глубинных реформ, истек, и это ослабляет его позиции.
Поэтому в отношении Минска Западным альянсом, как можно предположить, будет предпринят план действий, который своей главной целью будет иметь не просто политический переворот и приход к власти новой группы лояльной Западу элиты (как это было, скажем, в Грузии и Украине), хотя и это не отвергается, а совершение революции. Такая революция понимается как глубокое и полное переустройство социальной жизни в Белоруссии с изменением конституционных основ по западным стандартам.
Подготовка революции будет вестись вне пределов Белоруссии с дальнейшим экспортом ее на территорию республики. Кроме того, революция задумана как верхушечная, когда революционный процесс идет «сверху – вниз» с постепенным втягиванием в него масс. Причем, вопрос о том, насколько сами белорусы «созрели» для революции и готовы к установлению нового конституционного порядка никого на Западе, похоже, не занимает.
С точки зрения международного права и мирового общественного мнения такая подготовка революции в суверенной стране обосновывается нарушением прав человека и общепризнанных демократических норм режимом Александра Лукашенко. К тому же недавно Генеральный секретарь ООН обосновал необходимость вмешательства со стороны мирового сообщества во внутренние дела стран, где не соблюдаются права человека, нарушаются демократические нормы. Поэтому социальные настроения, образ мыслей белорусских граждан, которые якобы находятся под спудом тоталитарного государства и формируются контролируемыми им средствами массовой информации, пропагандистским аппаратом Запада, не берутся во внимание. Трансформация общественных настроений якобы неизбежно произойдет сразу после устранения автократии Лукашенко.
Вообще говоря, мотивация замышляющейся революции в Белоруссии вполне согласуется с устоявшимися морально-этическими взглядами западного сообщества. Поскольку Лукашенко – «последний диктатор Европы», то Запад, в соответствии со своей моралью, не только обязан вести некую политико-социальную оборону от несущего угрозу его идейным ценностям Минска, но и защитить белорусов от склонного к насилию режима, устранив последний от власти. Через политиков, политологов и СМИ международное сообщество стремятся убедить в том, что революция – единственный способ покончить с тиранией Лукашенко, поскольку никакими иными методами и средствами добиться либеральных реформ в Белоруссии уже нельзя.
В виду того, что авторитарное белорусское государство опирается на армию, спецслужбы и милицию, постоянно прибегает к насилию (аресты, похищения политиков, преследование независимых СМИ и т.п.), то любые акции белорусской оппозиции (включая силовые) со стороны Запада заранее оправдываются.
Подготовка к революции в Белоруссии на Западе ведется, и это надо признать, достаточно серьезно. В США, например, значительные финансовые средства выделены на поддержку «развития демократических институтов в Белоруссии», активно стали работать группы экспертов по Белоруссии, которые успешно синтезируют и анализируют практически всю доступную информацию о политической, социальной и экономической ситуации в республике. Ранее большинство функционеров администрации Буша не представляли себе даже того, где, собственно, расположена Белоруссия. Теперь знания американских правительственных специалистов о расстановке политических сил в Белоруссии и обстановке в ее государственном аппарате приобрели предметный характер и вышли на персонифицированный уровень.
Особое внимание на Западе уделяется работе с группами оппозиционно настроенной молодежи, вообще молодым поколением белорусов. Молодые оппозиционеры проходят подготовку на территории Украины, Польши, Литвы и некоторых других стран. При этом учитывается потенциальная жертвенность молодых людей ради идей прогресса, что рассматривается в качестве решающего фактора развертывания революционного процесса в Белоруссии. К тому же любая революция является, по сути, восстанием сыновей против отцов. Именно из молодежной среды, по мысли западных аналитиков, а вовсе не из когорты оппозиционных политиков первой и второй волны, могут выдвинуться подлинные лидеры, которые не побоятся взять на себя ответственность за судьбы своей страны.
Дефицит таких лидеров, вождей «запланированной» революции ощутим. Однако и в правящем лагере республики заметных и ярких политических фигур нет. На официальном политическом поле Белоруссии доминирует фигура президента, ну а все остальные аппаратчики предпочитают прятаться за его спину, выставлять ответственными за проводимый курс и конкретные решения различные государственные органы и организации. На этом фоне молодежный индивидуализм, активная позиция, стремление к первенству и отсутствие боязни ответственности будут хорошо восприниматься частью населения, уставшего от Лукашенко и его серой бюрократической камарильи.
Концентрация усилий по свержению режима Лукашенко предполагает, видимо, развертывание революционного процесса в столице Белоруссии и других крупных городах – Гомеле, Гродно, Бресте… При этом учитывается, что наиболее политически и социально активная часть населения республики проживает в больших городах, а для успешного развертывания революции достаточно будет «раскачать» ситуацию в Минске. Поэтому потенциальная революция предстанет как «урбанистическая», тратить средства и усилия на пропагандистскую работу среди сельского населения Запад не будет.
Главное внимание при подготовке слома аппарата власти будет уделено провоцированию раскола в белорусском обществе по различным линиям: этнической, религиозной, экономической, территориальной, а также по отношению к внешним вызовам. Помимо дальнейшего раздувания проблемы притеснения белорусских поляков, столь стремительно и не без значительной помощи Польши и других западных стран обострившейся за год до президентских выборов в «единственно этнически толерантном государстве на просторах СНГ», будет предпринят ряд шагов по «раскручиванию» близкой ей темы возможного территориального раздела республики. В оппозиционной среде и в СМИ, вещающих на территорию республики из-за рубежа, начнется утверждение идеи отделения западных регионов Белоруссии, отличающихся якобы западноевропейской ориентацией и тесными хозяйственными, культурными и другими связями с ЕС, с последующим включением их в состав Польши, или приданием им особого автономного статуса под эгидой Евросоюза.
Одновременно, как предполагается, будет инициироваться раскол внутри правящего класса Белоруссии, в том числе и путем нагнетания атмосферы безысходности, страха, недоверия и подозрительности в стане высших управленцев. Работа с отдельными чиновниками, недовольными личным правлением Лукашенко, включающая в себя различные обещания и посулы в случае свержения действующего президента, будет дополнена активным распространением информации и просто слухов о переходе тех или иных заметных функционеров его администрации и правительства в «лагерь революции».
Естественно, что озабоченность Запада вызывает участие Белоруссии в процессе формирования союзного государства с Россией. Позиция Москвы, не совпадающая с планами Западного альянса, может осложнить или вовсе перечеркнуть надежды на успех белорусской революции. Хотя ни формально-правовой сфере, ни на практике российско-белорусское Союзное государство за прошедшие с момента подписания в Москве соответствующего договора годы так и не было создано, но сам Договор-1999 предусматривал, в частности, совместное решение вопросов безопасности единого государства и проведение согласованной политики в области обороны. Это политики на Западе не могут не учитывать.
Кроме того, западных экспертов встревожила информация о сложившейся в окружении российского президента группы политтехнологов, настаивающих на продлении срока полномочий Владимира Путина путем занятия им в 2008 г. вновь созданного поста президента Союзного государства. Якобы именно этому была посвящена встреча Путина с главой белорусского государства в «Завидово» в двадцатых числах июля с.г.
Действительно, если бы процесс создания Союзного государства не был заморожен несколько лет назад, то ни о какой революции в Белоруссии, имеющий шансы на победу, не могло быть и речи. Однако политическая, экономическая и финансовая интеграция России и Белоруссии, увы, продолжает находиться в самой начальной стадии и не имеет положительной динамики. Российское политическое руководство сближение с Белоруссией, судьбы ее правящего класса, похоже, не очень заботят. Вряд ли стоит всерьез воспринимать и планы некой кремлевской группы политтехнологов по пролонгации властных полномочий Владимира Путина с помощью введения поста союзного президента. Для всего этого необходимо, как минимум, встречное движение политической элиты Белоруссии, желание со стороны Александра Лукашенко не только искать компромисс с Кремлем, но и согласиться на то, чтобы отдать России, по крайней мере, часть своей власти. Но пока абсолютно никакие факты не свидетельствуют о такой готовности Минска помочь российскому президенту (если исходить из того, что Путин вообще просил об этом Лукашенко и надеялся на реализацию подобного варианта). Лукашенко к тому же публично объявил о стремлении белорусских управленцев к жесткой конкуренции с их российскими коллегами.
Глава белорусского государства опирается на чиновничество и чувствует мощную поддержку со стороны корпуса управленцев. В то же время чиновники высшего ранга из команды Лукашенко прекрасно понимают, что в случае реального сближения экономик России и Белоруссии (не говоря уже о политической сфере) необходимость в существовании республиканского звена управления неизбежно отпадет. В Белоруссии помнят, например, последствия модернизации экономики СССР, начавшейся в 1987 г. Тогда по Союзу было ликвидировано порядка 200 республиканских отраслевых министерств, функции и полномочия которых перешли к Москве. Конкретно в Белоруссии почти треть управленцев в конце 80-х гг. была просто сокращена. Поэтому к интеграции с Россией у белорусских бюрократов отношение явно отрицательное, защищая свои интересы (которые со стороны России никто не взялся гарантировать), они готовы поддерживать автаркические тенденции режима Лукашенко.
Руководство РБ в своей политике по отношению к России по-прежнему придерживается принципа двух равноправных государств с безусловным признанием Москвой национально-государственного суверенитета Белоруссии. Это подразумевает полную независимость Белоруссии от любых форм власти вне республики и невмешательство в ее внутренние дела. Все делается для того, чтобы власть государственного аппарата РБ оставалась абсолютной и неделимой. Президент, а вслед за ним и высшая бюрократия Белоруссии в значительной степени находятся под влиянием отдельных идей западноевропейской социал-демократии о развитии такой формы национального государства как государство-нация. В полной мере правящим классом республики задействован и ресурс «русифицированного национализма». Это позволяет президентской администрации Лукашенко последовательно отстаивать суверенитет Белоруссии во внешней среде и осуществлять свою политическую волю во внутренней жизни страны.
Поскольку белорусская сторона не готова поступиться своим суверенитетом, то в контексте Договора 1999 г. и процесса разработки проекта Конституционного акта Союзного государства объективно возникает проблема соотношений суверенитетов, прежде всего, суверенитета Белоруссии и суверенитета Союзного государства. Это недавно побудило Минск выдвинуть тезис о том, что понятие «союзный орган» не тожественно понятию «наднациональный орган». По мнению белорусской стороны, предназначение союзных органов состоит исключительно в руководстве союзной собственностью (статус которой, заметим, никак не определен). Кроме того, Белоруссия решила твердо настаивать и на уменьшении своей доли взноса в т.н. бюджет Союзного государства.
Изначально в проект Конституционного акта российско-белорусского государства Минск внес право сецессии без условий и компенсаций. Напомним, что мировой опыт показывает, что успеха достигли как раз те федерации (такие как США, Германия, Швейцария и др.), которые наряду с признанием за субъектами самостоятельности по широкому кругу вопросов отказывали им в праве выхода. Такой подход белорусской стороны ослабил не только политический потенциал для сближения России и Белоруссии, но и сузил возможности для экономической интеграции, для создания прочных и долговременных хозяйственных связей республики с российскими партнерами.
Белорусская «горка» не только упорно настаивает на сохранении за Белоруссией «бесспорного статуса» суверенного государства, но и закрепления в этом ключе международной правосубъектности республики. В августе текущего года главным приоритетом внешнеполитических акций российско-белорусского государства Минск объявил… «углубление взаимодействия с партнерами по СНГ». Возможно в данном контексте, если переводить с дипломатического языка, это был настойчивый призыв к Кремлю поддержать кандидатуру Александра Лукашенко на пост председательствующего в Совете глав государств, входящих в Содружество. Для Лукашенко, ведущего президентскую избирательную кампанию, это было бы крайне важно, поскольку следующая встреча лидеров стран СНГ должна пройти в Минске. В противном случае, такой подход к целеполаганию Союзного государства выглядит, по крайней мере, странным.
Стремление белорусского государственно-политического руководства к закреплению в Конституционном акте права сецессии, «суверенное» доктринерство и отстаивание собственных интересов под флагом заботы об интересах белорусской нации вступает в противоречие с идеей союзного государства, которая предполагает политическое и социально-экономическое оформление территориального единства с наднациональными органами управления и союзным суверенитетом и правосубъектностью.
Правда, в этом году состоялось несколько встреч президента Белоруссии Александра Лукашенко с главой российского государства. Но они, как и в предшествующие годы, никакого заметного импульса интеграции двух стран так и не дали. Очередная рабочая группа по подготовке многострадального проекта Конституционного акта Союзного государства, о создании которой два лидера договорились еще в апреле текущего года, еще ни разу не собралась. Заседание Высшего государственного совета СГ из-за отсутствия предмета переговоров перенесено на неопределенный срок. 30 августа председатель правления Национального банка Белоруссии Петр Прокопович твердо заявил, что российский рубль в качестве платежного средства на территории Белоруссии с 1 января 2006 года введен не будет.
Поэтому судьба интеграции России и Белоруссии остается неясной. Впрочем, любая революция по западному сценарию в Белоруссии зачеркнет все надежды на создание единого государства. Стоит, например, только вспомнить фактический крах проекта ЕЭП и других совместных российско-украинских программ после политического переворота «оранжевых» в Киеве.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |