Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
8 августа 2005 года, «Белорусская газета»
Сергей Жбанов
В Беларуси происходит постоянное снижение внешнего госдолга, но без всяких позитивных последствий для кредитного рынка республики. Виной тому - отсутствие у страны суверенного кредитного рейтинга.
У российских финансистов появился хороший повод для праздника: международное рейтинговое агентство Fitch повысило долгосрочный суверенный рейтинг России по заимствованиям в российской и иностранной валюте с ВВВ - до ВВВ. Таким образом, по мнению министра финансов России Алексея Кудрина, были отмечены усилия правительства по досрочному погашению долгов страны Парижскому клубу.
Кудрин считает, что повышение рейтинга не только сблизит доходность российских долговых бумаг и казначейских обязательств ведущих стран мира, но и заметно уменьшит стоимость заимствований для российских частных компаний на мировом рынке.
Кроме того, это решение является международной оценкой российской валютной и курсовой политики, позволяющей иностранным инвесторам наращивать объем инвестиций в экономику России. Это означает, что «любая вероятность дефолта стала еще меньше», отметил Кудрин.
Белорусское правительство тоже проводит последовательную линию на снижение внешнего госдолга. Но, к большому сожалению, эти действия до сих пор не находят признания со стороны мирового финансового сообщества.
По данным Минфина, внешний госдолг Беларуси за первое полугодие 2005г. снизился до $623,7 млн., или на 15,8% (при утвержденном лимите внешнего госдолга в $2 млрд.). Причем за июнь внешний госдолг уменьшился на 3,8% против 2,9% за май и 1,8% за апрель. На долю правительства в общей сумме внешнего госдолга приходится 62% задолженности, но эта часть долга сократилась с начала года на 10,2%, составив $385,8 млн.
Особого внимания заслуживает тот факт, что объем иностранных кредитов, полученных субъектами хозяйствования под гарантию правительства, на 1 июля составил $237,9 млн., что на 23,5% меньше, чем на начало текущего года. И это обстоятельство заставляет вновь подумать, так ли уж был прав Александр Лукашенко, когда убеждал членов правительства: кредиты не обойдут нас стороной и без рейтинга.
На совещании в январе текущего года президент подверг сомнению необходимость интенсификации работ по получению суверенного кредитного рейтинга, являющихся ключевым элементом совместного плана действий Нацбанка и правительства по достижению важнейших параметров прогноза республики в 2005г. Тогда Лукашенко предельно ясно сформулировал свою позицию: «Даже если мы не будем иметь этого кредитного рейтинга, а экономика будет нормально развиваться, то нам и так дадут кредиты, а государству и правительству эти кредиты не нужны».
Сейчас уже можно дать предварительную оценку этой емкой президентской фразе. В ее первой половине президент почти угадал: экономика хоть и замедляет темпы развития, но развивается «нормально». Куда сложнее признать правоту президента в части кредитов.
Стоимость валютных кредитов, выделяемых клиентам комбанками на стандартных условиях, продолжает расти и колеблется от 14% до 18% годовых. Да и на этих условиях взять валютный кредит негосударственному предприятию очень непросто.
Что же касается иностранных кредитных линий, то их стоимость, по признанию министра экономики Николая Зайченко, составляет «не менее 12% годовых». Правительство упорно работает над тем, «чтобы сделать эти ресурсы более доступными». Но пока, судя по динамике стоимости кредитов, без заметного успеха. И Зайченко не скрывает наличия такого рода проблем с иностранными кредитными линиями. Связаны они не только с ростом учетной ставки по американскому доллару.
Самым естественным вариантом снижения процентной ставки по иностранным заимствованиям Беларуси является получение страной суверенного рейтинга и последующая борьба за его увеличение, чем, собственно, и занимается российское правительство, привлекающее кредиты по ставке 4,5-5%.
У Беларуси тоже есть для этого все условия в перспективе, кроме одного - согласия Лукашенко на низкий уровень кредитного рейтинга, присвоенного стране изначально. Поэтому страна считает большой удачей привлечение иностранных денег под 9-10% годовых, а банковская система вынуждена делать вид, что подобная жесткая позиция президента ничуть ей не помешает, например, привлечь в этом году $1 млрд. инвестиций, включая $120 млн. инвестиций в уставные фонды банков. Эту сумму глава Нацбанка Петр Прокопович счел в свое время совершенно реальной.
Остается поверить и дождаться конца года, чтобы услышать торжественный рапорт о небывалом инвестиционном прорыве, а заодно и о цене победы, выраженной, как обычно, в трансакционных издержках, измеряемых временем и деньгами, затрачиваемыми на решение экономических задач.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |