Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15 августа 2005 года
- Какова основная внешнеполитическая задача белорусско-российской интеграции?
- В первую очередь, хочу особо отметить: нас не могут не радовать успехи России - нашего ключевого стратегического союзника и партнера - в наращивании взаимовыгодного международного политического и экономического сотрудничества. Мы, белорусы, благодарны нашим российским коллегам за их понимание и поддержку Беларуси по многим вопросам. Но очевидно и другое - время требует новых, адекватных более высокому уровню интеграции подходов к координации нашей внешнеполитической деятельности - особенно в условиях дальнейшего формирования Союзного государства.
Основная внешнеполитическая задача белорусско-российской интеграции - строгое соблюдение всех общепринятых международно-правовых норм. Это нужно для сохранения бесспорного статуса Республики Беларусь и Российской Федерации как суверенных государств, для закрепления международной правосубъектности наших стран. Это необходимо и для максимально полного использования внешнеполитического потенциала Союзного государства как эффективного механизма реализации совпадающих интересов Беларуси и России на международной арене.
Важнейшее значение для содержательного наполнения взаимодействия и выработки единых подходов обеих стран к ключевым международным проблемам имеют регулярные встречи Глав государств и правительств Беларуси и России, руководителей внешнеполитических ведомств, парламентариев, представителей общественных организаций, а также дипломатов наших стран.
Рассмотренные Президентами наших государств на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России 22 апреля текущего года в Москве, а также в ходе состоявшихся переговоров в резиденции «Завидово» 20-21 июля (это была пятая встреча лидеров наших государств в текущем году) основные текущие итоги союзной интеграции, приоритетные направления развития белорусско-российского взаимовыгодного партнерства убедительно свидетельствуют: дальнейшее сближение Республики Беларусь и Российской Федерации будет продолжено.
Тесное взаимодействие между внешнеполитическими ведомствами Беларуси и России определяется комплексом задач, стоящих перед нашими странами в сфере двусторонней интеграции и союзного строительства, а также произошедшими серьезными изменениями на международной арене.
Сотрудничество Беларуси и России в этой сфере осуществляется на основе двухгодичных программ согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства. Ход реализации этих документов регулярно рассматривается на белорусско-российских межмидовских консультациях и заседаниях органов Союзного государства. За последнее время уровень взаимодействия Министерств иностранных дел Беларуси и России существенно вырос. Ресурсы дипломатических ведомств Беларуси и России интегрируются в целях поэтапного перехода от координации позиций к согласованной внешней политике.
- Какие направления белорусско-российского внешнеполитического сотрудничества являются приоритетными?
- В нынешней Программе, которая была утверждена в Москве на заседании ВГС в апреле с.г., охвачен весь спектр актуальных вопросов взаимодействия двух стран в международных делах. Предусмотрены конкретные мероприятия, направленные на реализацию таких стратегических задач, как дальнейшее укрепление союзных отношений между Беларусью и Россией, защита и продвижение их интересов на международной арене, обеспечение благоприятных внешних условий для устойчивого социально-экономического развития двух государств.
Приоритетными направлениями белорусско-российского сотрудничества во внешнеполитической сфере являются:
- углубление взаимодействия с партнерами по СНГ,
- обеспечение согласованной позиции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях,
- взаимодействие в вопросах региональной и европейской безопасности,
- выработка эффективной консолидированной линии в отношении сотрудничества с Европейским Союзом,
- широкий спектр разоруженческой проблематики,
- борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью.
Особо следует выделить сотрудничество наших стран в рамках Организации Объединенных Наций. Это – одно из наиболее плодотворных и результативных направлений взаимодействия, полностью отвечающее стремлению двух государств к координации внешнеполитических усилий.
Белорусская и российская делегации выступают с единых позиций в Комиссии ООН по правам человека (КПЧ). В частности, в рамках 60-й сессии КПЧ (15 марта – 23 апреля 2004 года, Женева) делегации двух стран предпринимали совместные меры по противодействию принятию не отвечающих интересам обеих стран решений. Со стороны России было оказано содействие в работе с государствами-членами Комиссии по проекту резолюции по Беларуси. Являясь членом КПЧ, российская сторона предложила Комиссии отказаться от рассмотрения антибелорусского проекта, потребовала проведения по нему голосования и проголосовала против.
Хорошим примером взаимодействия Беларуси и России в правозащитной сфере стало принятие в ходе 60-й сессии КПЧ совместного белорусско-российского проекта резолюции «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В одобренной КПЧ резолюции внимание международного сообщества привлекается к росту выступлений различных экстремистских политических партий, движений и групп и содержит призыв к государствам принимать все необходимые меры для пресечения их деятельности.
Отрадно, что белорусы и россияне традиционно активно взаимодействуют в ООН для повышения эффективности использования информационного, политического и экспертного потенциала Организации Объединенных Наций и ее институтов для решения общих пост-чернобыльских проблем.
Важным компонентом согласования внешнеполитической линии наших стран является работа в региональных организациях. В первую очередь тех, где на правах полноправного участника задействован только один участник Союзного государства. Беларусь и Россия действуют сообща в рамках таких европейских структур, как: Центрально-европейская инициатива, Совет государств Балтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества, "Северное измерение" ЕС.
Наши страны активно работают в Евразийском экономическом сообществе, стремятся наполнить его работу конкретным содержанием.
Проводится скоординированная линия на развитие и укрепление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с целью превращения ее в эффективный инструмент функционирования системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Осуществляется последовательная работа по обеспечению сбалансированного подхода государств-членов на всех направлениях зоны ответственности ОДКБ.
Активизирована координация позиций в вопросах расширения диалога с ОБСЕ по военно-политическим аспектам безопасности в Европе, укрепления в этом отношении Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, продвижения совместных предложений, направленных на сохранение действующих режимов контроля над вооружениями, поддержания стратегической и региональной стабильности.
Наши страны стремятся обеспечить собственную безопасность в условиях расширения НАТО на Восток. Мы стремимся, чтобы эта организация выполняла принятые на себя обязательства по неразмещению на территории новых государств-членов на постоянной основе существенных боевых сил Альянса. Координируются вопросы участия в работе Совета Евроатлантического партнерства.
О вопросе присоединения Беларуси и России ко Всемирной торговой организации (ВТО). Обе наши страны заинтересованы в этом. Вместе с тем, наши государства исходят из необходимости обеспечения адекватных возможностей защиты своих внутренних рынков. Полагаю, ответ на неоднократно задававшийся абсурдный вопрос – а не вступить ли России в ВТО «за Беларусь» – очевиден: мы должны вступать синхронно, но как два самостоятельных субъекта международного права.
Российские загранучреждения оказывают помощь белорусским гражданам, попавшим в трудные ситуации в странах, где отсутствуют белорусские представительства. По просьбе российской стороны Беларусь передала в МИД России перечень полномочий по защите прав и интересов белорусских граждан в иностранных государствах, в которых отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения нашей страны.
Считаю немаловажным тот фактор, что на постоянной основе ведется подготовка дипломатических кадров для Беларуси в МГИМО(У) и Дипломатической академии МИД России.
Сохраняя оправдавшие себя формы внешнеполитического взаимодействия, стороны вырабатывают новые механизмы сотрудничества.
В частности, на регулярной основе стали созываться совместные заседания коллегий МИДов двух стран для обсуждения всего спектра проблем мировой политики, выработки общих подходов и постановки конкретных задач по отдельным направлениям работы.
В рамках указанной Программы, в этом году намечено провести более 30 раундов межмидовских консультаций.
- Как развивается сотрудничество между Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации на международной арене?
- В настоящее время продолжается практика взаимных консультаций парламентских делегаций Беларуси и России накануне, в ходе и по итогам участия в мероприятиях по линии межпарламентских организаций. Мы совместно противодействуем инициативам государств, принятие которых может негативно сказаться на наших странах.
Мы благодарны россиянам за ту помощь и поддержку, которые они оказали нашей стране в отражении ряда недружественных акций Запада в отношении Беларуси по линии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Благодаря твердой позиции Российской Федерации стало возможным восстановление полномочий Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Я расцениваю этот факт как искреннюю демонстрацию высокого уровня доверия, традиционно характеризующий отношения между нашими странами и нашими народами.
В нашей стране существуют политические и экономические условия для решения надуманного так называемого "белорусского вопроса" в Европе, и они значительно лучше, нежели в некоторых странах СНГ, – но более активная поддержка России, убежден, могла бы быстрее преломить ситуацию в нашу общую пользу. Сегодня в этом направлении наши российские друзья стали действовать с продуктивным напором. И мы за это им весьма благодарны.
В рамках Межпарламентского союза делегации наших стран эффективно сотрудничают в геополитической группе "Евразия" – совместно продвигают белорусские и российские кандидатуры на вакантные места в органах МПС, консолидировано взаимодействуют с зарубежными депутатами.
В текущем году белорусские и российские депутаты приняли активное участие в работе 112-й конференции Межпарламентского союза, которая состоялась в апреле на Филиппинах, а также выступили с единых позиций на 14-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в июле текущего года в Вашингтоне.
Могу с полной ответственностью в очередной раз подтвердить: Беларусь окажет всю возможную поддержку конкретных инициатив и шагов России своей последовательной, взвешенной внешнеполитической линией.
- Известно, что 28 июля с.г. польские власти приняли решение об отзыве из Минска своего посла в Республике Беларусь. По Вашему мнению, что лежит в основе белорусско-польского конфликта?
- Напомню, что конфликт начался после довольно тривиального события: Министерство юстиции Республики Беларусь признало VI съезд общественного объединения "Союз поляков на Беларуси" (СПБ), который состоялся 12-13 марта текущего года нелегитимным, а принятые на нем решения – неправомочными.
При этом Министерство действовало на основании обращений членов объединения и делегатов съезда, которые указывали на многочисленные факты нарушений устава организации при его подготовке и проведении. Проверка показала, что большинство из них подтвердилось. Так, 63 делегата VI съезда избраны от незарегистрированных и не поставленных на учет в органах Минюста организационных структур. От зарегистрированных оргструктур представлены 194 человека. Однако 38 делегатов избраны при отсутствии кворума, а кандидатуры 94 делегатов определены не на общих собраниях членов союза, а руководящими органами.
Почему идет борьба за СПБ? Союз поляков – одна из самых многочисленных общественных организаций в стране. Её вовсе не прочь подобрать под свое "крыло" различные оппозиционные движения.
Вне всякого сомнения, сегодняшние события лежат в плоскости давления Запада на Беларусь, который любыми способами хочет заменить действующую власть на т.н. "более демократическую", а, по сути – марионеточную. Польша для этого, по мнению заокеанских "стратегов", очень перспективный плацдарм.
Попытки манипулировать Союзом поляков на Беларуси с целью его искусственного противопоставления существующей власти являются ничем иным, как грубым и откровенным вмешательством во внутренние дела суверенного государства.
Примечательно, что польские официальные лица начали обращаться в европейские международные организации. К сожалению, очевидно стремление наших противников из обыкновенного дипломатического конфликта раздуть международную проблему.
Заявления Европейского союза и США о якобы имеющих место в Беларуси притеснениях неправительственных организаций являются абсолютно надуманными и наглядно отражают проводимую ЕС и Соединенными Штатами политику двойных стандартов.
Это – очередное свидетельство стремления использовать любой предлог для оказания политического давления на нашу страну.
Несмотря на декларации польского МИД о том, что Правительство Польши заботится о сохранении "контактов обоих обществ", польской стороной уже предпринят ряд шагов, ущемляющих интересы наших граждан.
Отказ от выдачи виз, аннулирование имеющихся виз в Польшу в отношении отдельных белорусских граждан польской национальности, в том числе членов "Союза поляков на Беларуси", не способствует продуктивному взаимодействию между двумя соседними странами. Закрывая въезд в Польшу рядовым белорусским гражданам, польское внешнеполитическое ведомство на практике пользуется методами, которые противоречат букве и духу Хельсинского Заключительного Акта в части свободы контактов и свободы передвижения, хотя тут же заявляет о своей приверженности международным стандартам.
К сожалению, только в этом выражается "на деле" декларируемая польской стороной "забота" о своих соотечественниках в соседней стране и о своих же гражданах – родственниках, друзьях, партнерах этих людей.
По моему мнению, данные действия свидетельствуют о неискренности Варшавы в вопросе поддержки польской диаспоры в Беларуси, об использовании польского меньшинства в своих политических играх в качестве средства для оказания давления на нашу страну.
Эти шаги идут вразрез и с традиционными для нашего региона добрыми отношениями между соседями. Такая линия польской стороны свидетельствует либо об искаженном понимании ею своей роли нового члена ЕС, либо о несамостоятельности ее внешней политики.
- Что Вы можете сообщить относительно взаимных предложений Варшавы и Минска относительно прекращения работы дипломатических сотрудников, а также по поводу отказа Беларусью в воздушном коридоре польскому самолету?
- Все решения белорусской стороны о досрочном завершении командировок трех польских дипломатов Марека Бутько, Анджея Бучака и Анджея Ольборского были приняты белорусской стороной в ответ на выдворение с территории Польши трех белорусских дипломатов Геннадия Котовича, Максима Рыженкова и Николая Петровича.
Действия белорусской стороны абсолютно оправданы и соответствуют международной дипломатической практике.
Распространяемая в некоторых СМИ информация о том, что Беларусь, якобы, отказала в воздушном коридоре над своей территорией самолету с польской правительственной делегацией, является "примером того, как польская сторона передергивает факты".
Действительно, 21 июля 2005 года в МИД поступила нота Посольства Польши в Минске с просьбой о выдаче разрешения на пролет специального военного самолета с польской делегацией в г. Смоленск 29 июля 2005 года.
На следующий день, 22 июля, поступила нота на перелет этого же самолета над территорией Республики Беларусь уже на 28 июля. В соответствии с действующими нормами подобное разрешение запрашивают не менее, чем за 14 суток до даты вылета. Тем не менее, в этот же день МИД Беларуси в соответствии с установленным порядком запросил управление Вооруженных сил по использованию воздушного пространства Республики Беларусь и Центр координации и обеспечения полетов Госкомавиации с просьбой о выдаче разрешения на пролет специального военного самолета.
В соответствии с установленной процедурой разрешение было дано 27 июля, то есть на пятый день после обращения польской стороны. Соответствующая нота во второй половине дня 27 июля дважды была направлена в адрес Посольства Польши по факсу и передана с почтой, то есть была помещена в почтовую ячейку Посольства Польши в Министерстве иностранных дел Беларуси. Установлено, что этот документ своевременно забрали сотрудники польской дипмиссии.
- Приведите, пожалуйста, последние примеры действий польской стороны, направленные, по Вашему мнению, на дальнейшее обострение отношений с Беларусью.
- Вопреки предварительной договоренности группа белорусских школьников из города Щучин в количестве 100 человек не смогла нынешним летом выехать в Польшу на оздоровление. Отвергнутых Польшей школьников-щучинцев принял детский оздоровительный лагерь "Купалинка" открытого акционерного общества "Гродно Азот", который расположен в живописном лесном массиве на окраине Гродно вблизи реки Неман.
Все расходы, связанные с пребыванием этих детей в лагере, добровольно взяло на себя предприятие "Гродно Азот". Такое решение практически единогласно принял коллектив гродненских химиков, узнав о ситуации, в которой оказались щучинские дети.
Это - далеко не единственный пример, когда политические амбиции польских политиков не должны негативно отражаться на судьбах простых людей.
Недавнее отчисление белорусской гражданки Виктории Богдан из польского вуза – педагогически безнравственное решение. Студентку Мазурского университета Польши не перевели на 4-й курс в силу политических взглядов ее отца. По мнению белорусской польки, причиной этого стало интервью ее отца – Виктора Богдана – белорусскому телевидению по поводу возникших распрей в Союзе поляков на Беларуси. Виктор Богдан, возглавляющий польское движение в Щучинском районе, высказал мнение о том, что "Союз поляков – это общественная организация, которая должна заниматься не политикой, а культурно-просветительной деятельностью и, конечно же, обязана соблюдать законы своего государства (в данном случае Республики Беларусь)". "Я лично пострадала из-за того, что мой отец защищал конституционный строй страны, в которой живет", – сказала Виктория Богдан.
В Министерстве образования Республики Беларусь с пониманием отнеслись к трудностям этой девушки. Ей дали возможность продолжить образование по выбранной специальности в Минском государственном лингвистическом университете, зачислив на 4-й курс переводческого факультета.
Некоторые шаги польской стороны выглядят абсурдными. Ну, зачем, скажите, городу Вроцлаву разрывать побратимские связи с белорусским Гродно? Чем провинились жители этих городов?
- Какая из сторон, по – Вашему, останется в бoльшем проигрыше, если эскалация этого конфликта продолжится?
- Не исключено, что на местном уровне польская сторона может предпринять какие-то ограничения, затягивание решений в сфере таможенного и пограничного контроля.
Будучи членом Европейского Союза, Республика Польша какие-либо экономические санкции может ввести только через Еврокомиссию с согласия всех других стран-членов ЕС.
Однако введение Польшей каких-либо экономических санкций против Беларуси было бы контрпродуктивно, в первую очередь, по отношению к самим польским бизнесменам.
Белорусский экспорт в Польшу – а это около 1 млрд. долларов США – выгоден не только белорусам, но и, прежде всего, полякам. Сотни польских фирм, особенно находящиеся в восточной части Польши, фактически живут за счет взаимодействия с белорусской экономикой. Белорусские товары, поставляемые в Польшу, – строительные материалы, нефтепродукты, продукция химической промышленности, текстиль сегодня востребованы везде. Белорусам будет несложно осуществить переориентацию с польского рынка в случае каких-то санкций.
Деятели, которые выступают с заявлениями о возможных санкциях, должны подумать о своих людях и предпринимателях, зная, что подобное решение скажется на бизнесменах очень болезненно.
Между тем, Беларусь и Польша имеют все предпосылки для того, чтобы увеличить объем взаимного товарооборота до 2 млрд. долларов США. Сегодня у нас с Польшей достаточно большой товарооборот, который составляет около 1,5 млрд. долларов США. Мы предлагаем провести масштабный бизнес-форум с участием крупнейших белорусских и польских компаний, на котором примем решения о дальнейшем укреплении сотрудничества. К сожалению, пока данное предложение отвергается.
Беларусь также предлагает подписать в ближайшее время подготовленное соглашение, позволяющее значительно упростить пограничные и таможенные процедуры, снизить очереди на границе. Сегодня у Беларуси в сотрудничестве с Польшей на повестке дня находится открытие еще 4-5 погранпереходов, которые очень важны для приграничного населения. Это - шаги к упрощению наших взаимоотношений, за которое на словах так ратует Польша. Однако с польской стороны - опять молчание.
Польша блокирует и решение ряда консульских вопросов, осуществление культурных и экологических проектов.
Вот неполный перечень вопросов, на которых нам было бы целесообразнее сосредоточиться сегодня, а не муссировать этот конфликт.
- Как будет развиваться ситуация с Союзом поляков на Беларуси в будущем?
- Несмотря на продолжающуюся в Польше истерию, ситуация вокруг этого белорусского общественного объединения будет разрешена в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Попытки повлиять на нее извне будут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела суверенного государства.
Напомню, что 28 июля в Щучине состоялось заседание Главного Совета СПБ. В заседании приняло участие 13 человек, еще 5 членов совета делегировали свои полномочия. Таким образом, общее число участников составило 18 человек. Этого достаточно для кворума и принятия правомочных решений. На заседании принято решение о проведении VI съезда Союз поляков на Беларуси 27 августа в Волковыске.
Полагаю, VI съезд СПБ станет началом преодоления внутреннего кризиса в этом общественном объединении.
На фоне предпринимаемых усилий по поиску возможных путей урегулирования кризиса в белорусско-польских отношениях поездки зарубежных эмиссаров, которые "учат жизни" наших граждан (к примеру, недавно с известной миссией в Гродно находился неофициально вице-маршал Сейма Польши Дональд Туск), расцениваются как прямое вмешательство во внутренние дела суверенного государства.
В Минске неоднократно предупреждали, что поездки в страну зарубежных вояжеров, разжигающих национальную рознь, будут решительно пресекаться в соответствии с нормами международного права и национальным законодательством. Так в пресс-службе МИД Республики Беларусь прокомментировали недопущение на территорию страны группы польских граждан, в составе которых находился вице-спикер Европарламента Яцек Сариуш-Вольский, 8 августа с.г.
Уверен, что в ближайшее время ситуация вокруг СПБ нормализуется. Люди сами расставят все на свои места. Я хотел бы призвать в первую очередь своих коллег в Польше не тратить время, энергию, деньги, а сосредоточиться на действительно важных вопросах, которые существуют в отношениях между нашими странами и обсуждение которых мы неоднократно инициировали.
- Какие условия реально созданы в Беларуси для развития национальных общностей?
- Что касается поляков в нашей стране (как и украинцев, русских, евреев), то все они являются гражданами Республики Беларусь и чувствуют защиту государства, теплое отношение к себе коренной нации. Сегодня человеку с небелорусскими национальными корнями и разными религиозными устремлениями трудно усомниться в ином.
В Беларуси проживают представители более 130 национальностей. Они, как и белорусы, являются полноправными гражданами нашей страны, имеют такие же права и обязанности. В истории нашего государства не было и не будет разделения людей на "своих" и "чужих" по цвету кожи, языку или вероисповеданию. По состоянию на 1 июня с.г. в республике действовало 124 общественных организации, которые объединяют представителей 25 национальных общностей. Из них 47 функционирует в Минске.
Поляки не могут не признать, что чувствуют себя в Беларуси комфортно. Государство оказывает значительную помощь в развитии их национальной культуры. Бесплатно предоставляются помещения для проведения мероприятий, занятий художественных коллективов, изучения языка, оплачивается труд руководителей кружков и учителей. Всего в Беларуси более 20 тыс. человек изучают польский. Действуют две школы с польским языком обучения – в Гродно и Волковыске; открыты отдельные польскоязычные классы, факультативы и кружки. Причем мы никогда не препятствовали желанию выпускников этих школ продолжить изучение польского языка за пределами Беларуси. Пошли навстречу полякам и в вопросах религии – в Гродненской области, где большая часть верующих-католиков являются поляками, богослужения проводятся, как правило, на польском языке.
Как видите, утверждения некоторых правительств иностранных государств о том, что в Беларуси якобы ущемляются интересы национальных общностей, и не создаются условия для развития национальных общностей не соответствуют действительности. Белорусское законодательство о защите прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, полностью отвечает всем международным нормам. Свыше двух третей белорусских граждан имеют родственников другой национальности. Граждане нашей страны ценят межнациональное согласие, считают, что культурное разнообразие обогащает общество и содействует развитию диалога между представителями разных народов.
На этом общем благополучном фоне трудно найти зацепку для начала конфликта, и не просто какого-то средненького, а межгосударственного масштаба. Но, как говорят, "кто ищет, тот всегда найдет".
В заключение хочу отметить следующее. Современная политическая ситуация в Беларуси характеризуется, в первую очередь, тем, что в нашей стране разворачивается активная подготовка к проведению открытых демократичных президентских выборов, соответствующих общепринятым европейским демократическим стандартам.
Полагаю, что по мере приближения выборов Главы белорусского государства тема "притеснения этнических групп тоталитарным режимом" превратится, без сомнения, в лакомый кусочек для всех журналистов, работающих "под заказ". Я не исключаю, что, учитывая высокие геополитические ставки, зарубежные либеральные СМИ (а польские в особенности) будут прилагать неимоверные усилия, чтобы разрушить имидж Беларуси как единственно этнически толерантного государства на просторах СНГ.
Но белорусы – люди толерантные, и втянуть себя в какие-то «разборки» не дадут, будут жить своим умом, чтобы в международном сообществе людьми зваться.
- Для успешного проведения подлинно независимой, самостоятельной внешней политики любая страна должна опираться на крепкий фундамент своего экономического развития. Есть ли сегодня у Беларуси такой фундамент?
- По многим социально-экономическим показателям сегодня Республика Беларусь выгодно отличается от других стран Содружества Независимых Государств и стран с переходной экономикой в целом.
Беларусь первой среди постсоветских государств превзошла уровень 1990 года по производству валового внутреннего продукта. Это красноречивый показатель того, что наша страна выбрала верный путь развития, который позволяет нам занимать лидирующие позиции как в экономике, так и в социально-культурном развитии.
По темпам экономического роста наша страна стабильно находится среди лидеров стран Европы и СНГ. Устойчиво и динамично развивается промышленность, существенные позитивные перемены происходят в сельскохозяйственном производстве.
Уместно напомнить, что к 2005 году ни одна из стран Содружества не достигла уровня 90-х годов, а в таких республиках, как Молдавия, он всего лишь – 54% к уровню 90-х, в Грузии – 65%, в Украине – 66%, Киргизии – 80%, в Латвии – чуть больше 90%.
Истекший период государственного суверенитета Беларуси для нас был очень непростой, ведь мы тоже свалились примерно на 50% к уровню 90-х годов. И оттуда, с этого дна, нам пришлось подниматься. Огромными усилиями руководства и всего народа удалось отвести страну от пропасти, и сегодня мы более уверенно смотрим на наши перспективы.
Улучшились качественные показатели экономики. Стабильно снижаются энерго- и материалоемкость валового внутреннего продукта. Выросла рентабельность производства, уменьшилась доля убыточных предприятий. Надежно работает денежно-кредитная сфера. Это проявляется в стабильности белорусского рубля и постоянном снижении уровня инфляции, которая у нас в этом году будет значительно ниже 10%.
И это, кстати, происходит в объективно тяжелейших для Беларуси условиях. Буквально каждый день мы получаем сообщения с мировых рынков об удорожании всего того, что приходится покупать для производства, - от металлов до углеводородного сырья. Тем не менее, и в этой ситуации нам удается сохранять стабильность в стране, производство набирает обороты.
На закрепление положительных тенденций и обеспечение дальнейшего динамичного подъема экономики направлена и разрабатываемая сейчас Программа социально–экономического развития на предстоящее пятилетие. За пятилетку, будущую пятилетку, валовой внутренний продукт возрастет еще на 50 процентов, средняя заработная плата приблизится к 500 долларам, вдвое сократится уровень малообеспеченности.
- Приведите, пожалуйста, конкретные цифры, свидетельствующие об успехах социально-экономического развития Республики Беларусь.
- Таких цифр можно привести много. Вот лишь некоторые из них, подтверждающие экономический рост в нашей стране:
рост ВВП: по сравнению с 1995 годом ВВП в 2004 году увеличился более чем на 60%;
инфляция: в январе-июне 2005 года инфляция составила 4,0%, что является самым низким показателем в странах СНГ;
снижение уровня безработицы: с 2,5% в 1995 году до 1,9% в 2004 году. На 1 июля 2005 года уровень безработицы составил всего 1,7% к численности экономически активного населения страны;
низкий внешний государственный долг: 3,3% от ВВП на 1 января 2005 года.
В первом полугодии 2005 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 108,9% к уровню, достигнутому в соответствующем периоде предыдущего года, при прогнозе на 2005 год 108,5-110%. Снижение энергоемкости ВВП за январь-май 2005 года на 6,7% (прогноз на 2005 год 6%) свидетельствует о том, что рост ВВП по-прежнему обеспечивается без существенного увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов.
В промышленности произведено продукции на 10,5% больше, чем в январе-июне 2004 года, при прогнозе на 2005 год 8-9,5%. Производство потребительских товаров возросло на 10,2% (прогноз на год 9,5-11%), в том числе продовольственных – на 12,7%, непродовольственных – на 7,7% (прогноз на 2005 год соответственно 9-11% и 10-11,5%).
В первом полугодии объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,1% при прогнозе на год 8-9,5%. Как следствие - улучшились финансовые результаты работы организаций сельского хозяйства (в том числе организаций по обслуживанию сельского хозяйства). Так, рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в январе-мае 2005 года составила 11,5%. Количество убыточных организаций сократилось с 35% от общего числа организаций до 9,4%.
Можно также отметить, что в январе-июне 2005 года инвестиций в основной капитал привлечено на 19,1% больше уровня первого полугодия 2004 года при прогнозе на 2005 год 115,5-117,5%. Удельный вес инвестиций производственного назначения в общем объеме составил 63%, в то время как в первом полугодии 2004 года – 61,7%.
В первом полугодии текущего года за счет всех источников финансирования обеспечено выполнение прогнозного показателя по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов. Введено в строй 1786 тыс. кв. метров жилья при прогнозе на первое полугодие 1400-1600 тыс. кв. метров. При этом в сельскохозяйственных организациях построено 4282 одноквартирных жилых дома и квартиры, что соответствует прогнозу на первое полугодие и составляет 47,6% годового задания.
Снижение уровня инфляции позволило обеспечить реальные денежные доходы населения на уровне 114,7% при годовом прогнозе 113-114%. Так, среднемесячная номинальная заработная плата работников в первом полугодии составила в целом по стране 432,2 тыс. руб., в том числе в июне - 476,4 тыс. рублей (в эквиваленте 221,4 доллара США). В бюджетной сфере номинальная среднемесячная заработная плата составила 454,3 тыс. рублей, или 211,1 доллара в эквиваленте.
Экономический рост в текущем году сопровождается улучшением финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики. При этом рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в целом по стране возросла по сравнению с январем-маем 2004 года на 0,4 процентных пункта и составила 14,1%. Количество убыточных организаций снизилось с 34,5% до 24,2%.
- Насколько проблематичным будет выполнение во втором полугодии задачи по увеличению средней заработной платы до 250 долларов?
- Министерство экономики такой проблемы не видит, поскольку экономика страны развивается в соответствии с утвержденными Советом Министров Республики Беларусь параметрами социально-экономического развития. А в первом полугодии выполнены 15 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2005 год.
- Что Вы можете сказать по поводу критики в адрес руководства Беларуси за жесткое государственное регулирование экономики?
- Критика эта субъективна и опровергается жизнью, реальными, убедительными фактами.
Мы находимся на этапе, когда даже самая верная экономическая и социальная политика может дать сбой из-за неспособности государственной власти, органов управления эффективно и действенно проводить ее в жизнь. Поэтому ключ к подъему Беларуси находится ныне в государственно-политической сфере.
В Республике Беларусь сегодня сильная государственная власть. И потому наше государство не только правовое, а, значит, – демократическое, но и государство дееспособное, обеспечивающее своим гражданам достойную жизнь.
Успехи Беларуси в развитии экономики и социальной сферы доказывают, что наша модель экономического развития является оптимальной в современных условиях.
К тому же, либерализация экономики происходит как внутри страны, так и во внешнеэкономической и торговой политике. Приведу следующие факты:
снижение импортных таможенных тарифов: с 20,7% в 1995 году до 8,7% в 2004 году;
сокращение перечня лицензируемых видов деятельности: c 165 в 2002 году до 49 в 2004 году;
в июне 2005 года вступили в силу два основополагающих закона в области регулирования внешнеторговой деятельности, соответствующие нормам ВТО;
Республика Беларусь в настоящее время не применяет ни к одной стране антидемпинговых, компенсационных либо специальных защитных мер.
- Как складывается динамика внешнеэкономических связей Республики Беларусь? Каков внешнеторговый оборот Беларуси? Сколько у белорусов торговых партнеров?
- Внешнеэкономические связи республики развиваются достаточно активно. Внешнеторговый оборот страны за период с 1995 г. по 2004 г. увеличился в 3,8 раза, по итогам прошлого года он впервые превысил 30 миллиардов долларов США.
Примечателен тот факт, что значительно возросли объемы белорусского экспорта в страны с высококонкурентной экономикой. Например, в этом году доля экспорта в страны Евросоюза превысила 46 процентов от его общего объема. Доля экспорта Беларуси в ВВП в 2004 г. составила 61,2%, товарооборота к ВВП – 134,0%, что свидетельствует об открытости экономики.
В 2004 году Беларусь осуществляла внешнеэкономические операции с торговыми партнерами из более чем 165 стран мира. Наиболее крупными нашими торговыми партнерами из числа стран - членов Евросоюза являются Германия, Великобритания, Нидерланды и Италия.
В первой половине текущего года отмечен рост объема внешней торговли товарами и услугами. Этот показатель составил в фактических ценах 111,1% к уровню января-мая 2004 года, в том числе экспорта – 119,3%, импорта – 103,2%.
Превышение темпов роста экспорта товаров и услуг над темпами роста импорта на 16,1 процентных пункта способствовало формированию в январе-мае 2005 года положительного сальдо в торговле товарами и услугами в размере 698,6 млн. долларов США. При этом сальдо внешней торговли товарами составило 318,5 млн. долларов, услугами - 380,1 млн. долларов.
Беларусь имеет единое таможенное пространство с Россией и другими странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, доступ на рынки указанных стран без таможенно-тарифных ограничений.
Известно, что Беларусь, Россия, Украина и Казахстан формируют Единое экономическое пространство (ЕЭП).
Единое экономическое пространство подразумевает унификацию всех основных видов законодательства, в первую очередь, налогового, таможенно-тарифного. Это очень важная работа, она имела смысл вчера, имеет смысл сегодня и будет иметь смысл всегда. Это цель, ради которой надо активно работать во всех наших государствах.
Общая численность рынка, открытого для любого производителя-резидента Республики Беларусь, – более 218 млн. человек.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |