Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В предыдущем номере мы сообщали, что на первом послеотпускном заседании Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом состоится обсуждение и принятие Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 годах. До первого августа Правительственная Комиссия собирала предложения заинтересованных ведомств и организаций к Основным направлениям. Институт стран СНГ ) Институт диаспоры и интеграции) подготовил для Правительственной комиссии свои замечания и предложения, с которыми знакомим читателей Бюллетеня.
Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Председателю Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом В.И.МатвиенкоУважаемая Валентина Ивановна!
В ответ на письмо за №12\депч-пк от 9.07.02 направляем предложения Института стран СНГ к проекту Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002 – 2005 г.г.
Предложения Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ) к проекту Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002 – 2005 г.г.I. При аргументации заботы России о сохранении русского языка необходимо подчеркнуть его особое место в мире и на постсоветском пространстве, а не ставить его в ряд «любых других языков» российских народов. В связи с этим предпоследний абзац раздела 2 Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002 – 2005 г.г. (далее – Основные направления) изложить в следующей редакции:
«Выступая в защиту принципа культурного многообразия, Российская Федерация придает важное значение развитию и распространению за рубежом русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и культур».
(Вместо: … «как и любого другого языка и культуры российских народов»).
II. Российская Федерация является государством, которое имеет одну из самых крупных диаспор в мире. Исследование диаспоральных проблем, современного состояния диаспоры, мониторинг протекающих в ней процессов должно быть одним из выделенных направлений деятельности государства по отношению к соотечественникам за рубежом. В перечень главных целей в разделе 3.1 Основных направлений предлагаем включить раздел о необходимости изучения проблем современных диаспор и опыта по их разрешению, об исследовании состояния российской диаспоры. Предлагаем раздел 3.1.дополнить абзацем следующего содержания:
Для выработки эффективных механизмов работы с российской диаспорой необходимо изучение проблем современных мировых диаспор и опыта по их разрешению, исследование современного состояния российской диаспоры.
В Приложении № 1 к Основным направлениям по этой теме предусмотреть следующие мероприятия:
1. Проведение научных и научно-практических конференции, семинаров по проблемам российской диаспоры, с изданием материалов (исполнители – МИД России, заинтересованные комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российская Академия Наук, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские учреждения).
2. Проведение социологических, демографических исследований состояния российской диаспоры (исполнители – МИД России, Российская Академия Наук, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские учреждения).
III. В развитие тезиса раздела 3.1 Основных направлений о том, что Российская Федерация будет информировать отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры в зарубежных государствах предусмотреть в приложении №1 к Основным направлениям:
1. Издание «Белой книги» по фактам нарушения прав человека в странах проживания соотечественников за рубежом, (исполнители – МИД России, заинтересованные комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские учреждения, неправительственные правозащитные организации).
2. В п.5 Приложения №1 о проведении мониторинга соблюдения (нарушения) прав соотечественников в странах проживания, предусмотреть развитие сети для его осуществления на базе на базе общественных объединений соотечественников с привлечением научных учреждений и организаций, для осуществления данного положения включить в число исполнителей научно-исследовательские учреждения, общественные объединения соотечественников (исполнители – МИД России, Минфин России, органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские учреждения, заинтересованные общественные объединения соотечественников в странах проживания).
3. В п.6 Приложения №1 об информационной поддержке общественных организаций соотечественников включить в число исполнителей Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские учреждения, заинтересованные общественные объединения соотечественников в странах проживания.
4. В п.15 Приложения №2 о мерах по сохранению в странах проживания соотечественников памятников, связанных с культурой и историей России включить в число исполнителей заинтересованные неправительственные организации, заинтересованные общественные объединения соотечественников в странах проживания.
5. В п.3. Приложения №3 о создании инфраструктуры информационных и деловых связей с соотечественниками, учитывая реальную работу в этом направлении, проводимую в субъектах Российской Федерации, необходимость подключения к этой деятельности исследовательских структур, общественных объединений самих соотечественников, расширить круг исполнителей, включив, кроме указанных Росзарубежцентра и МИДа России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по согласованию), Институт диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские учреждения, общественные объединения российских соотечественников.
VI. Одним из основополагающих неотъемлемых прав человека является право на свободу вероисповедания. В связи с актуальностью вопроса защиты этого права для российских соотечественников в постсоветских государствах (дискриминация Русской Православной Церкви в Эстонии и на Украине носит крупномасштабный характер) считаем необходимым внести следующие дополнения в проект Основных направлений.
1. В раздел 2 включить абзац:
Важной задачей политики Российской Федерации в отношении соотечественников является поддержка Русской Православной Церкви как одной из крупнейших сил, поддерживающих русскую культуру и связь с Россией на постсоветском пространстве.
2. Пункт 3.4 дополнить абзацем:
«В интересах консолидации русской диаспоры Россия поддерживает социально значимые инициативы Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий по духовной и культурной поддержке соотечественников»
3. В Приложение № 2 внести дополнения в следующие пункты:
5 . ..учебным заведениям РПЦ за рубежом
13. абз.1: Поддержка … религиозных организаций, действующих за рубежом и пропагандирующих российскую культуру
17. Подготовка и распространение книг для соотечественников об истории и духовной жизни современной России
21. Разработка и реализация проектов с расширением православного теле- и радиовещания из России
4. Пункт 3 в Приложении №3 дополнить предложением:
Подключение экономических структур РПЦ к вопросу создания русских деловых клубов.
В число исполнителей разделов, которые касаются вопросов духовности, Отдел Внешних Церковных связей Русской Православной Церкви Московского Патриархата (ОВЦС РПЦ Московского Патриархата).
Уважаемая Валентина Ивановна! Институт диаспоры и Интеграции (Институт стран СНГ) с момента своего создания в 1996 году последовательно развивает свое ведущее направление – работу по проблемам российской диаспоры, в первую очередь по положению соотечественников в странах СНГ и Прибалтики. За эти годы Институт зарекомендовал себя как одно из ведущих исследовательских учреждений по данному направлению. В своей деятельности мы не пользовались ни копейкой бюджетной поддержки.
Хотелось бы верить, что предложения Института в проект Основных направлений будут учтены, а название Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ) не исчезнет, в очередной раз, из числа исполнителей федеральной программы по работе с соотечественниками.
Редакция проекта Основных направлений с учетом предложений Института стран СНГ прилагается.
Директор Института диаспоры и интеграции
(Института стран СНГ),
член Правительственной комиссии
по делам соотечественников за рубежом
К.Ф.Затулин
Предложения Института стран СНГ по редакции документа (выделены в тексте) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ В 2002-2005 ГОДАХ (ПРОЕКТ)1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой систему практических мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия российского государства с зарубежной диаспорой в интересах защиты и поощрения прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, более адекватному обеспечению их законных интересов и сохранению этнокультурной самобытности, а также активизации их роли в расширении сотрудничества России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации.
Правовую основу действий Российской Федерации по поддержке соотечественников составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников в конкретных зарубежных государствах осуществляется в рамках и с учетом национального законодательства этих государств и общепринятой мировой практики.
Поддержка соотечественников за рубежом предполагает использование всего имеющегося арсенала механизмов, форм и методов политико-дипломатического, экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера в общем контексте обеспечения национальных интересов Российской Федерации.
Работа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений России с российской диаспорой за рубежом проводится в интересах развития ее собственной активности в сотрудничестве с институтами российского гражданского общества.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
Главными целями поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом являются:
всестороннее содействие полноценной реализации и эффективному обеспечению прав и свобод соотечественников, а также их других законных интересов в странах проживания на основе соблюдения норм международного права;
налаживание и развитие всесторонних связей Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями;
активизация роли соотечественников и их организаций в расширении равноправных и взаимовыгодных отношений России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации.
Реализация этих целей является одним из важнейших факторов укрепления международной стабильности и безопасности, углубления взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения национальных интересов России. Эффективное решение наиболее острых и масштабных проблем соотечественников, проживающих, в частности, в «ближнем» зарубежье, составляет важное условие формирования вдоль российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества.
Российская Федерация исходит из того, что основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и коллективных прав, за обеспечение достойных условий социального существования всех своих жителей несут государства их проживания (пребывания).
Россия твердо настаивает на предоставлении и обеспечении соотечественникам в государствах их проживания полного объема гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами, строит практические отношения с этими государствами в соответствии с их готовностью должным образом обеспечивать указанные права и свободы.
Российская политика в отношении соотечественников за рубежом направлена на их адаптацию и интеграцию в жизнь стран проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности, а также на формирование механизмов их законной, контролируемой миграции в Россию, достижение оптимального баланса между этими процессами. Россия, в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством, намерена принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их нынешнего проживания.
Выступая в защиту принципа культурного многообразия, Российская Федерация придает важное значение сохранению, развитию и распространению русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников других родных для них языков и культур.
Важной частью задачи содействия адаптации и интеграции соотечественников является поддержка их самоорганизации. Решение этой задачи способно существенно расширить возможности соотечественников законными средствами обеспечивать в стране проживания свой равный статус с гражданами других национальностей, адекватное политическое представительство и участие в принятии решений, доступ к материальным и иным ресурсам, что является необходимым условием для сохранения и развития собственной культуры соотечественников наряду с приобщением к культуре страны проживания.
Важной задачей политики Российской Федерации в отношении соотечественников является поддержка Русской Православной Церкви как одной из крупнейших сил, поддерживающих русскую культуру и связь с Россией на постсоветском пространстве.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
3.1. Использование действующих и создание новых международных механизмов и процедур обеспечения и защиты прав и основных свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам
В двусторонних отношениях с зарубежными государствами и других формах международного сотрудничества Российская Федерация учитывает правовое и социально-экономическое положение соотечественников. Россия исходит из того, что плодотворное двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе политическое, торгово-экономическое, научно-техническое и военное, возможно при соблюдении соответствующими государствами всего комплекса прав и свобод проживающих там российских соотечественников, включая право на получение гражданства страны проживания, сохранение культурной самобытности, свободное пользование родным языком.
С учетом особой значимости русского языка как одного из мировых языков, являющегося средством межнационального общения на постсоветском пространстве и рабочим языком СНГ, Российская Федерация, в соответствии с нормами международного права и общепринятой практикой, принимает все возможные меры для поддержания статуса и расширения сферы использования русского языка, в том числе в качестве официального.
Будучи приверженной соблюдению общепризнанных международных норм в области обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, Россия намерена совместно с другими государствами прилагать энергичные усилия к приведению национальных законодательств и правоприменительной практики всех государств в соответствие с международными нормами и их международными обязательствами.
Россия поддерживает принцип, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, не является исключительно внутренним делом государства. В этой связи Российская Федерация призывает к интенсификации сотрудничества в сфере прав человека в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы. Совета государств Балтийского моря, других международных организаций.
Россия открыта для сотрудничества с международными и национальными неправительственными правозащитными и религиозными организациями, осуществляющими мониторинг соблюдения прав человека, ожидая от них реального вклада в улучшение положения соотечественников, в повсеместное укрепление верховенства права, в создание и упрочение демократических институтов.
Необходимым условием создания благоприятного политического климата и установления мер доверия между странами является принятие соответствующих обязательств государствами, пока не присоединившимися к основополагающим международно-правовым актам о правах и основных свободах человека, включая права лиц. принадлежащих к национальным меньшинствам.
Россия намерена в случае необходимости выносить вопросы обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, для рассмотрения на заседаниях высших уставных органов СНГ, а также в рамках двухсторонних контактов с руководством государств - участников СНГ и государств Балтии.
Россия выступает за интенсификацию переговоров с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии по заключению двусторонних и многосторонних соглашений о формах и способах урегулирования всего комплекса проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников. Акцент при этом делается на выработку эффективных и надежных гарантий достойного и полного обеспечения их гражданских, политических, социальных, культурных, религиозных и иных прав и свобод, а также создание механизмов реализации достигнутых договоренностей. Особое внимание уделяется правам соотечественников - граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, проживающих за пределами России, решению проблемы приобретения последними гражданства.
Исходя из того, что нарушения прав человека и дискриминация по этническому, языковому, религиозному и иным признакам препятствуют нормальной адаптации соотечественников в государствах проживания, служат одной из основных причин их вынужденных перемещений. Российская Федерация придает большое значение мониторингу соблюдения этих прав и считает своим долгом информировать отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры в зарубежных государствах, включая государства - участники СНГ и страны Балтии.
Для выработки эффективных механизмов работы с российской диаспорой необходимо изучение проблем современных мировых диаспор и опыта по их разрешению, исследование современного состояния российской диаспоры.
Меры по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур, изложены в приложении № 1.
3.2. Финансовая и экономическая поддержка соотечественников в странах нового зарубежья.
Исходя из того, что значительная часть соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, относится к социально незащищенным слоям населения, Российская Федерация рассматривает оказание им помощи и поддержки как одну из важных составных частей государственной политики в отношении соотечественников в этих странах. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года. Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств) будет оказываться в первую очередь социально не защищенным группам соотечественников, проживающим (пребывающим) в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии.
При этом поддерживаются усилия неправительственных организаций, привлекающих средства из внебюджетных источников.
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки соотечественникам представлены в приложениях №№ 2 и 4.
3.3. Развитие гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей и контактов с соотечественниками.
Российская Федерация поддерживает развитие сотрудничества с соотечественниками в области образования, культуры и искусства, в различных сферах научных, гуманитарных, информационных, деловых, профессиональных, спортивных, детских, молодежных, женских, ветеранских, парламентских, творческих, религиозных и других контактов и связей, в том числе на основе многосторонних и двусторонних соглашений с зарубежными государствами, и способствует их последовательной реализации.
Позиция России строится на необходимости учитывать культурные, информационные, образовательные, религиозные и иные духовные потребности соотечественников, их готовность взаимодействовать с российскими государственными и неправительственными структурами в осуществлении проектов гуманитарного, культурного, научного и иного характера.
К основным направлениям деятельности в сфере культурного присутствия России в зарубежных государствах относятся: создание и развитие сети российских центров науки и культуры, прежде всего в ближайших для России государствах, интенсификация культурных связей на основе имеющихся договоров и соглашений и заключения новых;
содействие всем видам обменов и контактов между Российской Федерацией и соотечественниками; популяризация культуры народов России за рубежом.
Россия намерена продолжать оказывать содействие соотечественникам в получении образования и повышении квалификации в учебных и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации, а также в рамках межправительственных договоренностей и на базе договоренностей между соответствующими организациями поддерживать деятельность средних, средних специальных, высших и иных образовательных учреждений с преподаванием на русском языке в зарубежных странах, способствовать налаживанию их сотрудничества с российскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.
Вместе с тем, признавая особую роль семьи и семейного воспитания в сохранении этнокультурной идентичности, осознании причастности к исторической судьбе России независимо от места конкретного проживания, Российская Федерация будет всячески способствовать процессам неформального сплочения своих соотечественников в каждом государстве, прежде всего по линии создания детских, юношеских и женских клубов, любых совместных видов организации семейного досуга, проведения общероссийских, национальных и традиционных религиозных праздников.
Российская Федерация содействует реализации прав соотечественников на получение, использование и распространение информации на русском и других языках народов России, на сохранение и развитие информационных связей между российской диаспорой и Российской Федерацией, а также внутри российской диаспоры. В этих целях Россия принимает меры по заключению межгосударственных соглашений по сотрудничеству в целях обеспечения этнокультурных, образовательных, информационных, языковых и иных потребностей соотечественников, а также по реализации соответствующих программ сотрудничества.
Российская Федерации содействует и поощряет развитие всесторонних контактов и связей между общественными организациями и отдельными гражданами в России и в странах проживания соотечественников, а также развитие общественных инициатив, направленных на поддержку и взаимодействие с соотечественниками за рубежом, включая создание специализированных общественных организаций.
Российская Федерация приветствует и поощряет в рамках действующего законодательства сотрудничество соотечественников и их организаций с российскими предпринимательскими структурами всех форм собственности.
Меры содействия развитию гуманитарных, культурных, образовательных, информационных и других связей и контактов с соотечественниками изложены в приложении № 2.
3.4. Поддержка общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников
Россия в рамках своего национального законодательства и в соответствии с нормами международного права оказывает поддержку общественным организациям соотечественников, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством стран проживания и направлена на сохранение их этнической и культурной самобытности, защиту и обеспечение прав и свобод человека, включая права лиц. принадлежащих к меньшинствам, развитие и укрепление контактов с Россией.
Особое значение придается мерам в поддержку молодежных организаций соотечественников, русскоговорящей молодежи, сохранению и развитию их связей с Россией.
Важным направлением является также поддержка религиозных объединений соотечественников, особенно в тех местах, где они являются весомым фактором сплочения соотечественников или нуждаются в помощи и защите от дискриминации и притеснений.
Россия намерена поощрять инициативы российских государственных и общественных организаций в их контактах с общественными организациями и иными структурами соотечественников, а также содействовать объединению их усилий для конструктивной деятельности в этой области.
В интересах консолидации российской диаспоры Россия приветствует инициативу по созданию всемирной и региональных международных неправительственных общественных организаций российской диаспоры, объединяющих юридических и физических лиц - резидентов зарубежных стран и Российской Федерации.
В интересах консолидации русской диаспоры Россия поддерживает социально значимые инициативы Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий по духовной и культурной поддержке соотечественников.
Загранучреждения МИД России, российские центры науки и культуры за рубежом, представительства других российских министерств и ведомств осуществляют постоянные контакты с общественными организациями соотечественников, информируют их представителей о государственной политике Российской Федерации на этом направлении.
Меры поддержки общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников изложены в приложении № 3.
3.5. Поддержка социально незащищенных категорий соотечественников
Российская Федерация в рамках, установленных национальным законодательством, и на основе межгосударственных договоренностей оказывает поддержку социально незащищенным категориям соотечественников. Наиболее нуждающимся, а также оказавшимся в экстремальных ситуациях соотечественникам, проживающим (пребывающим) прежде всего в странах СНГ и Балтии, может в утвержденном порядке и на индивидуальной основе предоставляться прямая финансовая и иная материальная помощь. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего финансового года.
Специальное внимание уделяется оказанию материальной поддержки соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, которые проживают в тех государствах, законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской Федерацией.
Меры поддержки социально незащищенных слоев соотечественников представлены в приложении № 4.
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Реализация мер по поддержке соотечественников за рубежом осуществляется путем скоординированных и последовательных усилий федеральных органов власти и управления, органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации с привлечением иных заинтересованных партнеров, включая общественные, религиозные и иные организации, хозяйствующие субъекты, средства массовой коммуникации.
Координирующим органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим эту работу, является Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (далее - Правительственная комиссия).
Финансирование соответствующих мероприятий, реализуемых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на цели поддержки соотечественников за рубежом.
Правительственная комиссия по представлению МИД России рассматривает и утверждает направления использования средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на цели поддержки соотечественников за рубежом, вносит в них изменения и дополнения, контролирует исполнение в установленном порядке.
Правительственная комиссия принимает также меры по привлечению на поддержку соотечественников средств из внебюджетных источников и, по согласованию, из бюджетов субъектов Российской Федерации. Использование этих средств осуществляется в установленном порядке.
Порядок использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом определяется Правительством Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по формированию условий для эффективной защиты и поощрения прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур
Мероприятия |
Исполнители |
|||
1. Взаимодействие с зарубежными государствами и международными организациями в целях защиты прав и законных интересов соотечественников. |
МИД России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
|||
2. Формирование дополнительных механизмов защиты прав соотечественников, в том числе создание при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом рабочей группы по оказанию правовой помощи соотечественникам, разработка и внедрение комплекса конкретных мер защиты и оказания правовой помощи. |
МИД России, Минюст России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (по согласованию) |
|||
3. Поддержка деятельности правозащитников и адвокатов, отстаивающих права соотечественников в правоохранительных органах и судах в странах проживания с использованием международных механизмов и процедур. |
МИД России, заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) с участием правозащитных неправительственных организаций (по согласованию) |
|||
4. Разработка и продвижение инициатив по созданию дополнительных международно-правовых инструментов и процедур, а также совершенствованию механизмов действующих инструментов и процедур защиты и обеспечения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. |
МИД России, МВД России, ФСБ России |
|||
5. Мониторинг положения соотечественников за рубежом и подготовка на его основе ежегодного доклада «О положении соотечественников за рубежом и реализации мер по их поддержке». Доведение основных положений ежегодного доклада до сведения общественности, средств массовой информации, международных организаций и иностранных государств, общественных и религиозных организаций соотечественников. |
МИД России, Росзарубежцентр, МПТР России, ИТАР-ТАСС, с участием заинтересованных палат Федерального Собрания Российской Федерации, Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованных научно-исследовательских учреждений, заинтересованных общественных объединений соотечественников в странах проживания (по согласованию) | |||
6. Информационная поддержка общественных организаций соотечественников в государствах-участниках СНГ и странах Балтии по созданию механизмов правовой помощи в целях защиты прав соотечественников в государствах проживания (пребывания). |
МИД России, Минюст России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские учреждения, заинтересованные общественные объединения соотечественников в странах проживания (по согласованию) | |||
7. Предоставление средствам массовой информации официальных материалов о положении соотечественников за рубежом. Использование возможностей Интернета для информирования общественности России и зарубежных стран о состоянии с соблюдением прав соотечественников за рубежом и принимаемых мерах по их защите. |
МИД России, МПТР России, ИТАР-ТАСС с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) | |||
8. Проведение научных и научно-практических конференции, семинаров по проблемам российской диаспоры, с изданием материалов |
МИД России, Российская Академия Наук, с участием заинтересованных комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российской Академии Наук, Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), заинтересованных научно-исследовательских учреждений, Института стран СНГ (по согласованию) | |||
9. Проведение социологических, демографических исследований состояния российской диаспоры |
МИД России, Российская Академия Наук, с участием Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), заинтересованных научно-исследовательских учреждений, с привлечением общественных объединений соотечественников в странах проживания (по согласованию) | |||
10. Издание «Белой книги» по фактам нарушения прав человека в странах проживания соотечественников за рубежом |
МИД России, с участием заинтересованных комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), заинтересованных научно-исследовательских учреждений, Института стран СНГ, неправительственных правозащитных организаций (по согласованию) | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей и контактов с соотечественниками
Мероприятия |
Исполнители | ||
1. Разработка методик составления заявок на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом, а также критериев их экспертизы и отбора наиболее перспективных предложений. |
МИД России, Минфин России | ||
2. Использование механизмов международного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами (прежде всего - приграничного и межрегионального сотрудничества с сопредельными странами) в интересах налаживания экономических связей соотечественников за рубежом и их организаций с хозяйствующими субъектами Российской Федерации. |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МНС России, ГТК России, Минфин России, МИД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | ||
3. Содействие организациям соотечественников в получении информации о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе, привлекаемой для постоянной, временной и сезонной работы, а также об условиях добровольного переселения в Россию. |
Минтруд России. МВД России, МИД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | ||
4. Проведение двухсторонних переговоров с государствами-участниками СНГ и государствами Балтии о создании совместных российско-национальных (славянских) университетов, гимназий и образовательных учреждений других типов, поддержки действующих образовательных учреждений. |
Минобразование России, МИД России, Росзарубежцентр, Минфин России, | ||
5. Разработка и налаживание механизмов оказания методической помощи действующим российско-национальным (славянским) университетам, учебным заведениям РПЦ за рубежом, иным образовательным учреждениям такого рода за рубежом. |
Минобразование России, МИД России, Росзарубежцентр, ОВЦС РПЦ Московского Патриархата (по согласованию) | ||
6. Проработка и реализация проектов по целевому расширению возможностей очных и заочных (дистанционных) форм обучения в российских образовательных учреждениях соотечественников различных возрастных категорий. |
Минобразование России, Минфин России, МИД России, Росзарубежцентр | ||
7. Разработка и внесение предложений по заключению межправительственных соглашений с конкретными государствами о признании эквивалентности документов и дипломов об образовании, присвоении ученых степеней и званий. |
МИД России, Минобразование России | ||
8. Внесение в интересах соотечественников необходимых изменений в действующий порядок распределения квот государственных стипендий, выделяемых ежегодно для обучения в вузах России иностранных студентов. |
Минобразование России, МИД России, Минфин России | ||
9. Проработка предложений по восстановлению сети образовательных курсов, в том числе по русскому языку, в «дальнем» зарубежье. |
МИД России, Росзарубежцентр, Минобразование России | ||
10. Проведение в Российской Федерации олимпиад по русской словесност-и и другим гуманитарным, естественнонаучным и прикладным дисциплинам для учащихся образовательных учреждений зарубежных государств из числа соотечественников. |
Минобразование России, Росзарубежцентр, МИД России, Минфин России, Российская академия образования. МГУ им. М.В.Ломоносова | ||
11. Организация повышения квалификации научно-педагогических кадров для учреждений образования с русским языком обучения зарубежных стран. Содействие организации и проведению ежегодного конкурса «Лучший учитель русской словесности» среди педагогов школ с русским языком обучения государств-участников СНГ и государств Балтии. Разработка предложений по распространению конкурса на другие страны. |
Минобразование России, МИД России, Минфин России, Институт русского языка им. А.С.Пушкина (по согласованию) | ||
12. Осуществление проектов целевых поставок, в том числе на коммерческой основе, учебно-методической литературы для общеобразовательных, воскресных школ, иных образовательных учреждений, осуществляющих обучение на языках народов России в зарубежных государствах. |
Минобразование России. Минфин России, ГТК России, МИД России, Росзарубежцентр, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | ||
13. Поддержка театров. профессиональных творческих коллективов и театров-студий, религиозных организаций, действующих за рубежом и пропагандирующих российскую культуру. Организация творческих семинаров, встреч и мастер-классов для творческих деятелей – соотечественников из государств-участников СНГ и государств Балтии. Оказание помощи известным деятелям культуры и искусства, писателям, художникам, молодым дарованиям из среды соотечественников, содействие их участию в творческих международных конкурсах. |
Минкультуры России, Росзарубежцентр, Минфин России. МИД России, Российский фонд культуры (по согласованию), Литературный институт им. М.Горького (по согласованию), ОВЦС РПЦ Московского Патриархата (по согласованию) | ||
14. Подготовка и реализация проектов по изданию литературных произведений писателей из числа соотечественников за рубежом в серии «Библиотека русского зарубежья». |
Минкультуры России, Минфин России, Российский фонд культуры, Литературный институт им. М.Горького (по согласованию) с привлечением неправительственных организаций и российских компаний (по согласованию) |
||
15. Осуществление мер по выявлению и сохранению в странах проживания соотечественников памятников, связанных с культурой и историей России. |
Росзарубежцентр, МИД России, с участием заинтересованных неправительственных организаций, заинтересованных общественных объединений соотечественников в странах проживания (по согласованию) |
||
16. Организация в странах проживания соотечественников семейных конкурсов на знание истории и культуры России с приглашением победителей на отдых в Российскую Федерацию. |
Росзарубежцентр, МИД России, Минкультуры России, ИТАР-ТАСС, ВГТРК |
||
17. Подготовка и распространение среди соотечественников за рубежом цикла специальных книг для семейного чтения по истории, географии, экономике, народонаселению, государственному устройству, политической, культурной и духовной жизни современной России. |
МИД России, Минобразование России, Минкультуры России, МПТР, ОВЦС РПЦ Московского Патриархата (по согласованию) |
||
18. Подготовка и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по созданию в странах СНГ российских центров науки и культуры. |
МИД России, Росзарубежцентр, Минфин России |
||
19. Проведение в зарубежных государствах Дней культуры регионов России, тематических выставок. презентаций, конференций и иных мероприятий с привлечением соотечественников и их организаций. |
Росзарубежцентр, Минкультуры России, федеральные органы исполнительной власти. органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации |
||
20. Взаимодействие с русскоязычными средствами массовой информации за рубежом в интересах передачи соотечественникам объективной информации о событиях в России. |
МИД России, ИТАР-ТАСС, МПТР России, ВГТРК, Всемирная ассоциация русской прессы (по согласованию) |
||
21. Проработка и принятие проектов, в том числе на коммерческой основе, связанных с расширением теле- и радиовещания из России на различные страны и регионы мира, подготовкой специализированных программ и акций, распространением периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родныъх языках соотечественников, в том числе на основе принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерацией. Разработка и реализация проектов с расширением православного теле- и радиовещания из России. |
МПТР России, Минфин России, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, МИД России, агентство «Роспечать», с участием ОВЦС РПЦ Московского Патриархата (по согласованию) |
||
22. Организация льготных схем, механизмов и форм подписки соотечественников за рубежом и их общественных и религиозных организаций на периодические издания, выходящие в Российской Федерации. |
МИД России, Минфин России, Агентство «Роспечать», с участием ОВЦС РПЦ Московского Патриархата (по согласованию) |
||
23. Создание при органах исполнительной консультативных органов по связям с соотечественниками за рубежом. |
Органы исполнительной власти субъектов власти субъектов Российской Федерации Российской Федерации (по согласованию), заинтересованные комиссии и комитеты палат Федерального собрания Российской Федерации (по согласованию) МИД России |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по поддержке общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников, их проектов и инициатив
Мероприятия |
Исполнители |
1. Разработка и внедрение конкретных проектов содействия процессам самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении объединительных мероприятий, конференций, целевых семинаров и школ для актива общественных структур соотечественников. |
МИД России, Росзарубежцентр, Минфин России, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
2. Содействие реализации инициатив по созданию всемирной и региональных международных неправительственных организаций российских соотечественников. |
Росзарубежцентр, МИД России |
3. Создание инфраструктуры информационных и деловых связей между активно действующими организациями соотечественников, формирование на ее основе региональных и. далее, всемирного русских деловых клубов, разработка концепции Всемирного конгресса российских соотечественников как постоянно действующей международной неправительственной организации. Содействие инициативам проведения ее форумов, в том числе - в Российской Федерации. |
Росзарубежцентр, МИД России, с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по согласованию), Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), заинтересованных научно-исследовательских учреждений , общественных объединений российских соотечественников (по согласованию) |
4. Налаживание и поддержание контактов со всеми заинтересованными общественными и религиозными организациями соотечественников, физическими лицами, проработка конкретных проектов поддержки и взаимодействия с соотечественниками. Подключение экономических структур РПЦ к вопросу создания русских деловых клубов. |
МИД России, Росзарубежцентр, ИТАР-ТАСС, ВГТРК, ОВЦС РПЦ Московского Патриархата (по согласованию) |
5. Привлечение общественных и религиозных организаций соотечественников к деятельности попечительских советов совместных университетов и иных образовательных учреждений, а также филиалов образовательных учреждений России, создаваемых на территории государств-участников СНГ и государств Балтии. |
Минобразование России с участием Совета ректоров российских вузов (по согласованию), Росзарубежцентр, МИД России |
6. Оказание в соответствии с утвержденным порядком и методикой и с учетом общепринятой международной практики материальной помощи проектам общественных и религиозных организаций соотечественников за рубежом в правозащитной, культурной, просветительской, информационной, гуманитарной деятельности, издании газет, бюллетеней, подготовке теле- и радиопрограмм, создании и поддержке веб-сайтов. а также в иной законной деятельности. Целевая закупка и поставка издаваемой в России художественной и социально значимой русской литературы для нужд библиотек, обслуживающих общественные и религиозные организации российских соотечественников за рубежом. |
МИД России, Росзарубежцентр, Минфин России, Минкультуры России, Минобразование России. МПТР России, ГТК России, ИТАР-ТАСС, органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по поддержке социально незащищенных слоев соотечественников
Мероприятия |
Исполнители |
1. Организация медицинской реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны (и приравненных к ним категорий ветеранов) из государств-участников СНГ и государств Балтии, в том числе в лечебных и санаторных учреждениях Российской Федерации и государств проживания (пребывания). |
Минздрав России, Минтруд России, МИД России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
2. Разработка и осуществление иных мер материальной помощи прежде всего соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны, которые проживают в тех зарубежных государствах, законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской Федерацией. |
Минтруд России, МИД России, Минфин России, |
3. Организация в Российской Федерации оздоровительного отдыха детей-соотечественников из социально незащищенных семей. |
Минздрав России, МИД России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию). |
4. Оказание прямой финансовой помощи социально незащищенным категориям соотечественников на индивидуальной основе. |
МИД России, Минфин России. |
5. Подготовка соглашений в области социального обеспечения с государствами Балтии. |
Минтруд России. МИД России. |
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |