Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25.08.2005, «Русский архипелаг»
Валерий Тишков
Нужно признать, что оценкой эффективности государственной миграционной политики и органов, ее осуществляющих, должен стать приток мигрантов в России. Если они не обеспечивают этого, тогда эти службы не нужны
Интервью Валерия Тишкова, директора Института этнологии и антропологии РАН, член-корреспондента РАН, члена Глобальной комиссии ООН по международной миграции, члена экспертного Совета при Совете Безопасности РФ, сетевому изданию "Кремль.org".
— Валерий Александрович, что такое миграционная политика страны сегодня?
— Это, в первую очередь, политика по обеспечению притока населения в страну. Иными словами — политика по обеспечению миграции в страну, по ее регулированию и по адаптации мигрантов на новом месте жительства. Вот три составляющие миграционной политики в общемировом контексте. Должен сказать, что все мировое сообщество озабочено притоком мигрантов в целях демографического роста и удовлетворения потребностей рынка. Второй пункт, который обеспечивает миграционная политика, это регулирование иммиграции — меры во избежание всяких нарушений, нелегальных или нерегулярных мигрантов, как их называют сейчас во всем мире, поскольку, нелегальный мигрант — это не очень точное название. И третий приоритет миграционной политики, это адаптация. До сегодняшнего дня осуществлялась политика не миграционная, а антимиграционная. Мы практически закрыли миграцию в нашу страну при потребности как минимум в 800 тысяч мигрантов в год. И, конечно, такая политика, на мой взгляд, представляла большую угрозу национальной безопасности России. Особо подчеркну, угрозу национальной безопасности представляет не сама миграция, а то, как понимали миграционную политику наши власти до сегодняшнего дня.
— Какие проблемы при выстраивании миграционной политики государства необходимо решать в первую очередь?
— В существующих на сегодняшний день проектах меня радует признание важности адаптации мигрантов в Российской Федерации. Но нужно здесь сделать как минимум еще два шага. Нужно признать, что оценкой эффективности государственной миграционной политики и органов, ее осуществляющих, должен стать приток мигрантов в России. Если они не обеспечивают этого, тогда эти службы не нужны. Во-вторых, необходимо наладить контроль над миграционным потоком. Нам нужна миграционная амнистия в отношении тех мигрантов, которые переехали в Россию еще с советскими паспортами. Амнистией мы бы решили половину проблем, а затем смогли бы спокойно заниматься теми нерегулярными или нелегальными мигрантами не из бывшего СССР, которые подпадают под эту категорию. В-третьих, из-за нашей глупости и ограниченной миграционной политики мы потеряли исторический шанс забрать близкое нам по культуре, по представлениям, по поведению и даже по генотипу население бывших советских государств (это особенно касается Молдовы и Украины), и пополнить тем самым наш демографический ресурс. Например, наказать Молдову за ее антироссийские демарши, мы могли бы, не высылая молдаван из России, а забрав 300 тысяч молдаван, прекрасных работников, христиан, русскоговорящих.
— Но это спорный вопрос. Вы же знаете, что не все население России благожелательно относится к переселенцам.
— Все наши исследования показывают, что рядовые граждане вполне нормально контактируют с людьми другой национальности, и в поселках, и в деревнях живут и дагестанцы, и азербайджанцы, и армяне, и россияне вполне нормально прибегают к их услугам, с ними взаимодействуют. Но население часто находится под воздействием пропаганды, которая идет со стороны политиков, которые постоянно связывают преступность с миграцией. Это большая ошибка. С другой стороны, если поставить того или иного мигранта в ситуацию, где ему абсолютно нечего делать, как только украсть или же ограбить? Если ему недоплачивает работодатель, если его держат в грязи и в антисанитарии, то, какую реакцию мы можем ожидать от человека, поставленного в такие условия? Антимиграционизм в России, это большая проблема, в значительной мере спровоцированная не только политиками, но и теми, кто недоплачивает мигрантам, используя их труд, пользуясь их безвыходным положением. Это и крупные строительные компании, которые всегда готовы выслать, не выплатив за последние полгода зарплату. Есть случаи, когда высылают сотни молдаван-рабочих, уже выполнивших половину контракта. Это большой вопрос этики и гражданской совести россиян, которые используют труд мигрантов, недоплачивая им за счет как раз антимигрантских фобий.
— И все-таки, почему Россия заинтересована в мигрантах?
— Россия заинтересована в мигрантах, как и все европейские страны развитого и среднеразвитого уровня поскольку, естественный рост населения во многих странах носит отрицательный характер. В России смертность давно превышает рождаемость. Это свойство всех развитых стран с достаточно высоким или средневысоким уровнем населения. И сокращение населения России вызвано не плохими условиями жизни или ухудшением, или кризисом, а наоборот, улучшением условий жизни. Такая демографическая ситуация будет сохраняться и в будущем. Все страны от Норвегии до Италии в последние 20 лет обеспечивают прирост населения за счет мигрантов. Россия сталкивается с такой же необходимостью. Еще в советское время между переписью 1979-89 года из союзных республик в Российскую Федерацию приехало больше людей, чем, например, за период переписи 89-2002 года. Тогда они воспринимались как граждане одной страны, теперь они воспринимаются как иностранцы. Обладая огромной территорией и достаточно слабыми потенциями для воспроизводства своего населения, Россия не сможет развиваться без мигрантов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |