Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
3 августа 2005 г., «Молдова Ази»
Игорь Волницки
Завершение весенне-летней сессии Парламента обозначило не только первый этап деятельности нового законодательного органа, но и истечение срока, отведенного власти на выполнение десяти требований оппозиционных формирований, проголосовавших за переизбрание Владимира Воронина на должность главы государства. Странно, но ни Президент Владимир Воронин, ни лидеры СЛП и ХДНП не коснулись этого в своих выступлениях и заявлениях по поводу завершения парламентской сессии.
На самом деле эта ситуация является странной только на первый взгляд. Подобное развитие событий можно было предвидеть заранее. С момента появления "десяти заповедей" оппозиции было ясно, что они не будут соблюдены полностью. Хотя бы потому, что их выполнение означало бы для власти полную утрату контроля над такими важными институтами, как Счетная Палата, Координационный Совет по Телевидению и Радио, судебная система.
Уместно напомнить, что среди десяти требований оппозиции фигурировали: принятие нового Закона о телерадиовещании и формирование Координационного совета по телевидению и радиовещанию по новым принципам, с участием представителей оппозиции и гражданского общества; принятие нового Закона об общественном телевидении и радиовещании и гарантирование права на свободу выражения; приостановление издания правительственных газет "Независимая Молдова" и "Молдова Суверанэ"; принятие нового Закона о Счетной Палате и установление контроля над расходованием публичных средств; реформирование судебной системы, обеспечение независимости судебных инстанций, принятие нового Закона о Прокуратуре; внесение изменений в Кодекс о выборах и обеспечение независимости Центральной Избирательной Комиссии, совершенствование законодательства о спецслужбах и установление над ними общественного контроля посредством Парламента.
До сих пор полностью или частично выполнены лишь три из этих требований: бывшие правительственные газеты уже не финансируются из государственного бюджета, внесены изменения в Закон о Службе информации и безопасности, а также изменения в Кодекс о выборах. Некоторые политические обозреватели склонны считать, что к выполненным требованиям можно отнести и изменения в законодательстве о назначении руководителей судебных инстанций. В соответствии с этими изменениями, даже если Президент не согласен с той или иной кандидатурой, выдвинутой Высшим Советом Магистратуры, он будет вынужден утвердить ее в том случае, если на данной кандидатуре будет настаивать орган самоуправления судебной системы.
В своем выступлении в рамках заключительного заседания Парламента, Владимир Воронин коснулся возможных новых инициатив по изменению законодательства, регулирующего деятельность Счетной Палаты (внесенные до сих пор изменения не учитывают всех требований оппозиции). Пока не известно, о каких именно изменениях идет речь, однако маловероятно, что они будут носить "революционный характер", как того потребовала оппозиция. В контексте стоит упомянуть, что оппозиция неоднократно обвиняла власть в незаконном использовании публичных средств. Вспомним хотя бы скандал с квартирой бывшего спикера Еуджении Остапчук. Поэтому наивно было бы ожидать, что власть станет подыгрывать оппозиции и предоставлять ей цифры и факты, которые затем будут использованы ею против самой же правящей партии.
Что касается остальных требований оппозиции, то они не только не были выполнены, но даже напротив: власть сделала все возможное, чтобы сохранить существующее положение вещей в соответствующих областях. В качестве примера можно привести кадровые перестановки, проведенные в последние месяцы в судебной системе. Так, несмотря на то, что оппозиция была против нового утверждения Валерии Штербец в должности председателя ВСП, заявляя, что она в значительной степени виновна в нынешней ситуации в судебной системе, власть полностью проигнорировала эти аргументы. Точно также власть поступила при назначении судей, членов Коллегии, других ответственных работников ВСП - мнения оппозиции даже не спрашивали.
Аналогичная ситуация отмечается и в случае "Телерадио-Молдова". Так, во время досрочных выборов примара Кишинева, некоторые конкуренты выдвигали серьезные претензии к деятельности общественной телерадиокомпании, однако власть (которой, как утверждали авторы упомянутых обвинений, "Телерадио-Молдова" оказывало преимущество) не сделала ничего, чтобы опровергнуть эти обвинения. Ясно, что правящую партию устраивает ситуация на "Телерадио-Молдова", и даже если в угоду оппозиции она и пойдет на какие-то преобразования, то они будут носить чисто формальный характер.
Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что требования оппозиции были выдвинуты лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза общественности. С самого начала можно было догадаться, что ни власть не выполнит их на сто процентов, ни оппозиция не будет настаивать на их выполнении. Расчет был тогда гораздо проще. Неофициально утверждается, что и ХДНП, и СЛП проголосовали за Воронина не "по убеждению", или из каких-либо тактических и стратегических соображений, а под нажимом неких внешних сил. Эти силы были заинтересованы в переизбрании Владимира Воронина на пост главы государства, а также в установлении мнимого политического консенсуса в Молдове. В сложившейся тогда ситуации, максимум, на что правая оппозиция могла рассчитывать, чтобы не опозориться перед собственными избирателями - это выдвинуть определенные условия Президенту. Позиция этих партий была предельно ясна: "для нас важно, чтобы пожелания нашего электората были выполнены, и если нам не удалось прийти к власти, то почему мы не можем уполномочить сделать это главу государства, который намерен продвигать некоторые из разделяемых нами принципов?".
Тогда Владимир Воронин прекрасно понимал (или кто-то ему подсказал), что тоже должен сделать шаг навстречу оппозиции, чтобы дать ей возможность с честью выйти из положения. Поэтому Президент заявил, сразу же после своего избрания, что готов выполнить эти требования; впоследствии он выполнил некоторые из них; в минувшую пятницу он дал понять, что собирается удовлетворить еще несколько "заповедей" оппозиции. В определенном смысле этот вежливый обмен заявлениями служит гарантией последующего сотрудничества между властью и оппозицией.
Не исключено, что уже осенью (когда все уже забудут, что когда-то на выполнение "десяти заповедей" был отведен определенный срок) и власть, и оппозиция перестанут возвращаться к этой теме. Просто не будет никакого интереса. Вед "заповеди" уже выполнили свою "историческую миссию" - позволили власти и оппозиции преодолеть деликатную ситуацию, сложившуюся в стране после парламентских выборов начала 2005 года
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |