Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
9 августа 2005 г., Борис Караман, «Молдова Ази»
Правительство оперативно откликнулось на инициативу президента Владимира Воронина, предложившего на последнем перед каникулами заседании парламента принять постановления о гарантиях народу Приднестровья. Уже на следующий день постановления "О подтверждении основных гарантий населению Приднестровья" и "О регулировании потоков грузов, являющихся предметом внешнеторговой деятельности Приднестровья" были приняты, что стало "еще одним конкретным шагом навстречу жителям региона".
Молдова впервые четко и ясно гарантирует право на собственность физических и юридических лиц Приднестровья. Гарантии касаются сохранения достигнутого уровня социальной защиты (заработная плата, пенсии, стипендии, социальные льготы, пособия, надбавки, медицинское обслуживание) и предусматривают доступ к социальным услугам всем категориям населения Приднестровья. Причем уровень социальной защиты в регионе будет не ниже установленного законодательством уровня по всей стране.
Правительство гарантирует сохранение рабочих мест для сотрудников силовых ведомств Приднестровья (милиция, таможня, пограничная служба), работников прокуратуры, судов, адвокатуры, нотариата в занимаемых их должностях, а также доступ на аналогичные должности на всей территории Республики Молдова (за исключением руководителей и сотрудников центрального аппарата так называемого министерства государственной безопасности). Молдова гарантирует сохранение трудового стажа в соответствующих должностях.
По мнению Воронина, "гарантии для населения Приднестровья являются реальными, и "от реинтеграции выиграет каждый житель обоих берегов Днестра". Он назвал вопрос гарантий населению региона и легализации экономики региона в правовом поле Молдовы "важнейшими целями ближайшего периода".
Президент потребовал подготовить до 10 октября всю необходимую законодательную базу для данных гарантий, чтобы они соблюдались, как в "швейцарском банке".
Дело за "малым", чтобы Молдове поверили приднестровцы. Можно не сомневаться, что в ближайшие дни пропагандистская машина тираспольского режима заработает в полную силу, пытаясь очернить постановления. Однако, судя по тому, что до сих пор этого не случилось, достаточных аргументов пока не найдено. Приднестровская и российская печать в унисон критикуют закон об основных положениях статуса левобережья Днестра, хотя и он - огромный шаг на пути реинтеграции Молдовы.
Второе постановление открывает после годичного перерыва перед приднестровскими экономическими агентами ворота для легальной внешнеэкономической деятельности.
В конце июля 2004 г. правительство Молдовы выступило с Нотой о приостановлении с 1 августа выдачи экономическим агентам Приднестровья сопроводительных документов на экспорт продукции. В ней говорилось, что до сих пор "предприятия региона пользовались необходимой поддержкой со стороны государственных и негосударственных структур, уполномоченных оказывать услуги и выдавать документы на свободное перемещение товаров, включая их экспорт, документировались как произведенные в Молдове, взявшей, таким образом, ответственность за их происхождение и соответствие".
Однако после того, как "сепаратистский режим Тирасполя" предпринял меры по ограничению свободного перемещения и доступа на предприятия левобережья Днестра ответственных работников Молдовы, в том числе экспертов, таможенников, лиц, наделенных правом контроля соблюдения национальных и международных стандартов, к которым присоединилась Молдова, а также закрыл молдавские школы в Приднестровье, Кишинев "отказался нести ответственность за документы, которые не проверены уполномоченными органами, наделенными соответствующими функциями".
В итоге правительство запретило Таможенному департаменту выдавать с 1 августа 2004 г. документы на экспорт товаров экономических агентов Приднестровья, которые не зарегистрированы в Молдове. Торгово-промышленная палата перестала выдавать сертификаты происхождения товаров, а госпредприятия "Железная дорога Молдовы" - предоставлять вагоны для перевозки грузов.
С тех пор внешнеэкономическую деятельность на правах молдавских предприятий могли осуществлять лишь те экономические агенты Приднестровья, которые зарегистрированы в Государственной регистрационной палате Молдовы, имеют представительство в Кишиневе и выполняют все оплаты в бюджет.
Ясно, что таких - единицы, так как практически невозможно подчиняться одновременно Тирасполю и Кишиневу и платить налоги в Приднестровье и Молдове.
Тогда же в августе Тирасполь применил "адекватные меры" к Кишиневу, расценив действия Молдовы, как экономическую блокаду и с тех пор отношения между двумя берегами Днестра сильно ухудшались.
Новое постановление правительства обязывает регистрационную палату возобновить ведение учета экономических агентов Приднестровья, осуществляющих экспортно-импортные операции. Им будет присвоен индекс IDNO и их данные будут временно занесены в государственный регистр предприятий и организаций.
Для внесения в государственный регистр экономические агенты левобережья Днестра должны представить копии учредительных документов и сертификаты регистрации. Агенты получат выписку из государственного регистра о временной регистрации, которая позволит им получить лицензию и подготовить необходимые документы для проведения экспортно-импортных операций в таможенных, налоговых органах и финансовых учреждениях РМ.
Для получения лицензии приднестровские экономические агенты должны подать заявление в лицензионную палату. Лицензия будет выдаваться на срок до шести месяцев без уплаты сбора за лицензию.
Таможенное оформление и таможенный досмотр экспортно-импортных товаров, ввозимых и вывозимых из Приднестровья, поручено производить Таможенной службе РМ. Она также должна установить пункты перехода молдо-украинской границы для товаров, на которые будет применяться акцизная плата, и на товары, отнесенные в соответствии с перечнем товаров Республики Молдова к группам 1-24.
Постановление вызвало большой интерес у экономических агентов Приднестровья. Без сомнения, его внимательно изучают и местные власти. Однако, если первые, скорее всего, согласны по нему работать, то последние - вряд ли.
Наверняка официальный Тирасполь выступит против таможенного контроля приднестровских товаров Молдовой. Можно не сомневаться, что огню критики подвергнется положение о необходимости получать документы для проведения внешнеторговых операций в таможенных, налоговых органах и финансовых учреждениях РМ.
Однако при обоюдном желании стороны могут выработать взаимоприемлемый вариант. Надо только отказаться от собственных амбиций и пойти на уступки, чтобы в выигрыше оказался весь народ обоих берегов Днестра.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |