Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.08.05., «Зеркало»
М.Гаджиев
Всю прошлую неделю страну сотрясали cкандалы на религиозную тему. В набат начала бить уже власть: об опасности ползучей исламской революции заговорил глава Комитета по делам с религиозными структурами Рафик Алиев. Напомним, что он же всего лишь несколько месяцев назад опровергал возможность «зеленой опасности» для Азербайджана и призывал проявлять толерантность.
Но теперь ситуация, похоже, круто изменилась. Возможно, эволюция во взглядах главного эксперта от власти по религиозным делам связана с операциями, проводимыми силами отечественных спецслужб, в частности, в селении Новханы. Теперь выясняется, что «в мечетях ведется пропаганда против государства, власти об этом знали и уже принимают меры».
Религиозная обстановка в стране — тема не угасающей актуальности. Еще несколько лет назад на одном из «круглых столов» прозвучала фраза: «Нам повезло, что у нас духовным лидером мусульман является гаджи Аллахшукюр Пашазаде. Пока он „на коне“ ни о какой исламской революции не может быть и речи, он людей просто отталкивает от религии». Обстановка вокруг Духовного управления мусульман Кавказа такая, что в данном случае вполне уместнее прозвучала бы другая фраза:\"Было бы смешно, если бы не было так грустно\". Ведь нельзя забывать о том, что речь идет о конфессии, к которой себя причисляют около 95% граждан страны.
Наверное, многие помнят конфликт 2003 года, когда контора Пашазаде «скрестила шпаги» с частным турагентством «Карван» из-за организации хаджа для азербайджанских паломников. Тогда в конфликт косвенно вмешалось и Посольство Саудовской Аравии, которое отказывалось выдавать визы паломникам, которые собирались совершить хадж, в обход ДУМК. Кстати, почти неприкрытое вмешательство во внутренние дела нашей страны.
Но даже если и не вспоминать о том, какое отношение имеет святой хадж к бюрократическим проволочкам, то остается вопрос:\"Откуда такая заинтересованность диппредставительства страны, которая считается основным «спонсором» распространения ваххабизма, в усилении ДУМК?\" Ведь известно что хадж, как бы это кощунственно не звучало, бизнес достаточно выгодный. И ожесточение, с которым ДУМК боролось за монополию в этом бизнесе, вполне понятно. Но откуда такая любовь саудовцев именно к команде Пашазаде? По нашим данным, посольство начало выдавать визы под давлением МИД Азербайджана, которое грозилось ответными санкциями в адрес саудовских граждан.
Еще более впечатляющая обстановка в мечетях. Автор этих строк нечасто бывает в Азербайджане, но на днях, будучи в Баку, зашел в мечеть «Тязя пир». Напоминаем, что офис ДУМК находится здесь же. Сидеть спокойно в мечети было невозможно — постоянно приставали с предложением «прочитать ясинь», «помочь совершить обряды» и даже гадать! Сразу вспоминался эпизод из Нового завета, где Иисус выгонял менял из церкви. Знакомые, которым эту историю рассказывал, советовали в таких случаях сходить … в церковь. «Вот, сходи в католическую церковь, там послушаешь орган, никто к тебе приставать не будет. Или в православный храм иди, свечку ставь, все равно Бог то один, а так спокойно посидишь, там же тоже Божий дом».
Ситуация неважная, прямо скажем. К примеру, в некоторых бакинских мечетях открыли новую услугу — ритуальные мероприятия. Так, можно заказать в мечети проведение траурных мероприятий. Сотрудники мечети устанавливают палатку, организуют похороны и даже сами готовят и привозят чай и еду. Стоит эта услуга в среднем 1000 долларов. Впрямь не Божий храм, а бюро ритуальных услуг.
Все это в годы независимости делало лозунги исламизации и самих клерикалов достаточно непопулярными. Но теперь ситуация меняется, и на сцене появились неоисламисты. Причем их ряды настолько расширяются, что тревогу начала бить и власть. Однако в Азербайджане все гораздо сложнее, чем на том же Северном Кавказе. Азербайджанское официальное духовенство, в отличие от коллег, практически пользуется очень слабым доверием у населения и не имеет никаких шансов в идеологическом противостоянии с неоисламистами. Да и вряд ли в ближайшем времени официальное духовенство, по крайней мере на деле, включится в активную борьбу с ваххабитами. И уж совсем маловероятно, что бизнесмены от религии, которые отчаянно боролись за монополию на «хадж-тур», запросто уступят контроль над мечетями, которые со временем оказались в руках у вахабитов. Ведь власти не скрывают, что около 50-ти мечетей страны находятся под контролем вахабитов.
Между тем, директор Центра религиозных исследований Гаджи Эльчин Аскеров в беседе с корреспондентом «Зеркала» напомнил, что активизация вахабитов началась не вчера и не сегодня. «Власть в течение последних 3–4 лет старается как-то бороться с этим явлением. Пример того — деятельность Комитета по религиозным делам, который изо всех сил пытается помешать распространению ваххабитской литературы в стране и переходу под их контроль мечетей,» — утверждает Аскеров. Говорит об этом упразднение 12 из 15-ти арабских структур, которые частенько «засвечивались» в распространении ваххабитской литературы, а также высылка из страны небезызвестного палестинца шейха Салима Захарны.
Однако, по данным г-на Аскерова, проблем еще хватает. Например, три организации, которые считаются близкими к ваххабитским кругам, продолжают свою деятельность. Пример — Всемирная ассоциация мусульманской молодежи и Комитет мусульман Азии. Кстати, по нашей информации, в свое время власти раскрыли попытку некого представителя ВАММ заниматься поставкой денег и оружия через азербайджанскую территорию в Чечню. История закончилась депортацией этого человека из страны. Но гаджи Эльчин не считает, что угроза со стороны неоисламистов снизилась.
«В этом направлении еще предстоит проделать немало. И самое главное не допускать ошибок, причем глупых ошибок, которые допускались неоднократно» — предупреждает эксперт. В качестве примера он привел историю с запретом верующим женщинам фотографироваться для получения удостоверений личностей и загранпаспортов с покрытой головой. «Все это, конечно же, усиливает позиции радикальных исламистов, подталкивая в их ряды недовольных глупыми запретами обычных верующих» — заключил гаджи Эльчин.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |