Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.08.2005. Вечерний Бишкек
Елена Авдеева
Если бы наша страна называлась не Кыргызстаном, а датским королевством, можно было бы определить нынешнюю политическую ситуацию известной фразой классика: неладно что–то. Казалось бы, политические страсти должны уже улечься, ан нет - напряженность почти осязаема. И опять страна в нервном ожидании: что–то дальше будет? Откуда эти невидимые вихри враждебные и грозовые разряды и во что выльется в итоге для каждого из нас не ослабевающее, а, напротив, усиливающееся политическое противостояние некоторых сил. Об этом сегодня "Вечерка" спрашивает торага Жогорку Кенеша Омурбека Текебаева.
- Давайте, Омурбек Чиркешович, сразу выясним, как вы относитесь к инициативе Топчубека Тургуналиева разогнать нынешний парламент?
- Отношусь спокойно. Это его конституционное право. Тем более что с Топчуке мы вместе не раз пытались распускать тот или иной парламент. Еще легендарный - считая его состав коммунистическим, старым. Роспуск же нынешнего состава Жогорку Кенеша может быть угодным некоторым политикам, чтобы потом сформировать более удобный, более послушный парламент.
- Сам собой возникает вопрос: не стоял ли за этим президент Курманбек Бакиев? Как раз ему первому это было бы выгодно.
- Не знаю, кто стоит. Но вижу: нынче есть достаточно мобильные, обладающие финансами люди и организации. И хотя я знаю не слишком высокие возможности некоторых своих товарищей по оппозиции, на этот раз Топчубеку, кажется, удается собрать нужное количество подписей.
- Как–то будет проверяться подлинность подписей?
- Обязательно. Депутаты в своих округах - лидеры, это показали выборы. У них есть ресурсы и возможность установить жесткий контроль за процессом. Тотальное нарушение закона во всех округах может быть чревато непредсказуемыми последствиями.
Все, действительно, упирается именно в законность. У нас очень высокая планка явки избирателей на выборы или референдумы. Каких трудов стоили нынешние президентские выборы! Парламент с ходу менял законодательство, чтобы как можно больше людей могли в них участвовать. (Без перегибов не обошлось, некоторые чиновники в "обеспечении" явки перестарались. Но я никоим образом не намерен подвергать сомнению победу господина Бакиева. В любом случае он победил.)
Так вот. Если будут назначены новые выборы (а каждые выборы или референдум - это огромные деньги, которых у страны просто нет), мы получим по сути тот же состав парламента. Но о нем будут уже говорить, что это парламент, который избирался при Бакиеве. Нынешний состав избирался при Акаеве, он Бакиеву ничем не обязан, и это позволяет ему быть достаточно самостоятельным. Хотя, по логике, если личность стремится угодничать перед главой государства, она будет угодничать перед любым президентом.
Кстати, депутаты сами говорят: мы не против досрочных выборов. Но давайте сначала пересмотрим саму организацию государственного управления, в том числе и выборов. Нужно полностью менять избирательную систему, чтобы толщина кошелька кандидатов или количество родственников не давали ему преимуществ. И лишь потом приступать к формированию нового парламента.
- С системой как таковой, наверное, вам тоже придется бороться. Например, тот факт, что президент сам решил стать председателем Конституционного совещания и настаивает на изменении его состава, многие рассматривают как его попытку затормозить реформу, похоронить разработанный уже проект и в итоге перекроить Конституцию под себя. Ваш комментарий.
- Когда созывалось совещание, исполнительная власть была недовольна, что мы ограничили ее участие в нем. Она получила квоту в десять мест и сильно возмущалась, что это несправедливо.
А ранее между кандидатами в президенты и парламентом накануне выборов было заключено соглашение - не скажу, что джентльменское. Ведущие политические силы страны до конца не верили друг другу, и поэтому основные свои договоренности они закрепили письменно. Кандидаты признали факт существования Конституционного совещания, основные принципы, по которым должны быть проведены реформы, и обязались в случае избрания в течение двух месяцев после вступления в должность внести законопроект новой Конституции в действующий Жогорку Кенеш. Соглашение было подписано и Бакиевым.
- Кстати, о соглашениях! В дни революции Курманбек Бакиев фактически сам себя провозгласил президентом и сам себя назначил премьер–министром. И только спустя несколько дней он благодаря парламенту получил статус, пресловутую легитимность. Наверняка между вами на тот момент тоже существовали некоторые договоренности.
- В тот момент не было легитимной государственной власти. И парламент очень взвешенно и разумно поставил перед собой задачу номер один - ее создать. И наши иностранные друзья, международные организации, Евросоюз в частности, и страны СНГ тоже говорили: "Главное, ребята, - стабильность. Надо быстро сформировать легитимную власть, которую должно признавать население - нравится ему она или не нравится, признавать ее законность и подчиняться. Иначе у вас будет хаос, бардак и даже гражданские столкновения".
- В тот момент именно вы лично, и правда, были единственным легитимным представителем власти. Почему не воспользовались моментом и себя не провоз-гласили исполняющим обязанности президента?
- История распоряжается по–своему. Я 15 лет готовил себя к роли главы государства - и этого никогда не скрывал. Был осмотрителен в подборе политических партнеров, не участвовал в сомнительных мероприятиях. Но ситуация сложилась так, что история прошла мимо меня, вернее, уготовила мне другую миссию. Наша партия "Ата–Мекен" со своими сторонниками активно участвовала не только в мартовских событиях, она "захватила" власть еще раньше в семи районах юга и в Оше. Однако мы в своем большинстве выступали за проведение выборов в конституционные сроки. А в последний момент на волне революционных настроений оказалась другая группа - тех, кто требовал досрочных выборов. Они и были признаны восставшим народом истинными революционерами. (Кстати, я не меняю своих принципов. Уже сегодня аналитики отмеряют Бакиеву разные сроки правления, но я по–прежнему считаю, что смена Бакиева должна пройти в сроки, установленные Конституцией.)
Не знаю, недостаток это или достоинство, но я не боюсь идти на непопулярные шаги. Пусть история рассудит. Тогда, в марте, парламент принял решение об отставке Аскара Акаева, а не импичменте. До сих пор эта часть населения за такое решение дает негативную оценку парламенту (чем, очевидно, и пытается воспользоваться Топчубек Тургуналиев). Больше всего в политическом смысле доставалось мне. И по сей день многие избиратели и политики меня обвиняют в том, что изменил делу революции. Но прошло несколько месяцев, и пройдет еще несколько, и, думаю, даже самым непонятливым станет ясно: это был единственно верный шаг. Исторически необходимый.
Если бы не было добровольной отставки прежнего президента, мы не могли бы назначить новые выборы - это противоречит нормам Конституции. В противном случае через год или два, когда ослабнет позиция Бакиева, - а это естественно, эйфория проходит, и если не будет конкретных дел (и даже если будут!), то через время популярность госдеятеля спадает - его противники могли бы обвинить его в том, что выборы прошли незаконно. Но сейчас такая возможность исключена.
- Ага! Получается, что, по сути, именно вы привели Бакиева к власти. А теперь он, попустительствуя роспуску, проявляет черную неблагодарность. Но что было бы, если бы парламент не утвердил его в те дни премьером?
- Кстати, у парламента тоже не было полномочий назначать его премьер–министром, ибо это делает только президент страны. Но ситуация была тупиковая, безвыходная. И тут парламент как единственный законно избранный орган присвоил себе право назначить премьера. Я заявил тогда: "Пусть это будет единственное нарушение норм Конституции!". У нас не было другой возможности разрешить кризис власти. И я сам представил Жогорку Кенешу Бакиева.
- И как вам его первые шаги в качестве президента? Многих они просто шокируют.
- К сожалению, при всем моем желании уменьшить критическую позицию и увидеть что–нибудь позитивное я должен отвечать честно. Мне эти первые шаги кажутся не совсем понятными и не совсем логичными. Выборы прошли 10 июля. Но по каким–то причинам вступление президента в должность оттянулось на месяц. Это неоправданный шаг. Наверное, инаугурация должна была пройти сразу же - в походных условиях, скромная, деловая. И в тот же день президент должен был созвать внеочередную сессию и вынести на согласование кандидатуру премьер–министра.
- Да! Известно же, что у депутатов была такая инициатива - прервать каникулы, чтобы быстрее назначить Феликса Кулова премьером.
- Именно. Но, наверное, не все знают, что парламент не может рассматривать этот вопрос, если он не будет поставлен президентом. О том, что мы готовы будем собраться на внеочередную сессию, я заявил еще в июне. И до конца июля депутаты планировали уже утвердить и состав правительства, чтобы в стране появилась наконец законная исполнительная власть. Но ее нет до сих пор. Один из членов правительства публично заявил, что парламенту нет необходимости собираться - пусть отдыхает до сентября.
- Я не понимаю... Получается, рядом с Бакиевым есть силы, которым выгодна нестабильность в стране?
- Думаю, что в так называемом временном правительстве есть люди, которые не могут отличить главного от второстепенного. У них нет целостного видения того, что нам предстоит сделать. В противном случае они не затягивали бы с процедурами. Сразу - раз! - мы должны были работать. Мы должны были СПЕШИТЬ работать. Но увы. Страна потеряла два месяца для важнейших, неотложных дел. Возможно, лишь потому, что для некоторых важен был каждый лишний день в кресле "и.о.".
- Тем не менее судьба правительства все равно в руках Жогорку Кенеша. И всем известно, что некоторые члены правительства уже вступили с депутатами в конфронтацию. Я спрошу прямо: команда Бакиева, которая сложилась сейчас, наверное, не устраивает парламент?
- Я думаю, тот состав, который сегодня есть, не устраивает никого - в том числе самого Бакиева. И Кулова, и другие этажи "Белого дома" - их же там семь, и у каждого есть своя позиция, им вместе работать. Но у Бакиева, очевидно, есть какие–то обязательства, так что он уже заявил, что внесет в парламент состав своей команды, которая была сформирована до президентских выборов. Поэтому многие смотрят сегодня на парламент как на спасательный круг.
Ну, фактически парламент будет в этом случае крайним. Но депутаты готовы пойти на это. Пусть сие и не понравится некоторым политикам, я заявляю: мы можем взять на себя этакую неблагодарную миссию - освободить Бакиева от ненужных, лишних попутчиков.
Впрочем, персональный состав кабинета министров может определяться еще и структурой правительства, которая обсуждается сейчас. Так, пять вице–премьеров, как нынче, стране вряд ли нужны, депутаты считают, что одного достаточно. Это налагает особую ответственность на самого Бакиева - пусть он выбирает наиболее достойного. Это будет ЕГО выбор. Количество министерств тоже, видимо, будет сокращено, опять претендентам на портфели придется потесниться.
- И все–таки, очевидно, Жогорку Кенешу представят два альтернативных кабинета - один бакиевский, другой куловский. Все идет к тому. Как поведет себя парламент?
- Я думаю, что мы в итоге получим компромиссное правительство. В таких случаях вообще–то принято говорить "коалиционное". Но коалиция бывает тогда, когда за конкретным представителем правительства стоят конкретные политические силы - явно. А у нас вряд ли будет до конца понятно, кто за кем стоит. Поэтому я скажу: компромиссное.
- Не кажется ли вам, что сейчас уже потихоньку формируется очень мощная оппозиция Бакиеву, которая будет организованнее, влиятельнее и, самое главное, популярнее, чем была у прежнего президента? Причем эту оппозицию Бакиев своими шагами и решениями создает себе сам.
- Не создает он! В любом случае оппозиция была бы - это и есть демократия. И безошибочно действовать в реальной политике тоже невозможно. Если даже твое решение нравится одной части общества, другой обязательно не нравится. Поэтому я и говорил о приоритетах. Президент должен выбрать такое решение, которое пусть будет и непопулярным на данный момент, но в будущем принесет пользу всем.
Но вы правы в том, что оппозиция Бакиеву будет намного сильнее и организованнее. (Оппозиция Акаеву была, может быть, сильна морально, но в организационном плане была просто ничтожна.) И это очень хорошо. В стране должна быть политическая конкуренция. Только тогда, по моему убеждению, появится конкурентная экономика. Сегодня у нас кто у власти - тот и контролирует секторы экономики. Вчера это было акаевское окружение, завтра будет бакиевское или, может быть, куловское. И это не зависит от их личностей, политических настроений, позиций. Это естественно.
Но когда в стране будет политическое равновесие, когда буквально несколько процентов голосов избирателей станут решающими, когда сами граждане по–настоящему, а не формально, будут определять: кому быть президентом, кому - премьером, кому - депутатом, только тогда наши политики станут прислушиваться к общественному мнению. Это мнение и будет определять политику страны в целом. Мы хотим добиться, чтобы в Кыргызстане возникла именно такая политическая структура.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |