Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.08.2005. Еurasianet
Когда Курманбек Бакиев возглавлял оппозицию, он был твердым сторонником изменения конституции Кыргызстана и создания надежной системы сдержек и противовесов. Однако теперь, когда прошла инаугурация Бакиева, активисты гражданского общества и некоторые политики обеспокоены тем, что новый президент начинает терять интерес к введению жестких ограничений на деятельность исполнительной власти.
Движущей силой революции 24 марта в Кыргызстане было неприятие народом аккумуляции власти в руках тогдашнего президента Аскара Акаева. После смещения Акаева лидеры временного правительства созвали Конституционное совещание, на которое была возложена задача разработки проекта поправок к конституции для перераспределения полномочий между ветвями власти. Сегодня, через четыре месяца после первого заседания Конституционного совещания, его работе препятствуют острые разногласия и частое отсутствие кворума.
Бакиев, введенный 14 августа в должность президента, предлагает внести существенные изменения в систему назначения членов КС, заявляя, что это может оживить работу над конституционной реформой. Кроме того, президент возглавил Конституционное совещание – решение, которое было поддержано спикером парламента Омурбеком Текебаевым.
Активисты гражданского общества подозревают, что результатом решений, связанных с КС, станет сохранение существующих прерогатив власти. Возложение на президента ответственности за процесс конституционных реформ наверняка приведет к конфликту интересов, говорится в заявлении объединения НПО "Ассоциация центров поддержки гражданского общества". "Мы не можем допустить повторения ошибок прошлых лет... и сосредоточения власти в руках одного человека", – говорится в заявлении ассоциации. Если Бакиев станет председателем Конституционного совещания, это приведет к решениям "в интересах той ветви власти, которая верховенствует в процессе реформы", утверждается в заявлении.
По словам Текебаева, убедительная победа Бакиева на выборах изменила политическую ситуацию в стране, усилив влияние президента. "Естественно, что те, кто получил огромный вотум доверия народа, имеют право что-то предложить, защитить средства и пути достижения определенных целей", – привел слова Текебаева 22 августа телеканал "Пирамида ТВ". "Думаю, что положение многих членов Конституционного совещания останется без изменений. И все же они готовы к компромиссам".
После инаугурации конституционная реформа оказалась отодвинутой на второй план. Президент стремится повысить свою репутацию в глазах населения, подчеркивая необходимость экономических и социальных перемен и настаивая при этом на "железной дисциплине" в рядах исполнительной власти. На расширенном заседании правительства 15 августа Бакиев сказал, что многие кыргызские граждане "попали в трясину нищеты и поголовного взяточничества". Он твердо обещал "избавиться" от тех чиновников, которые занимаются коррупцией и вымогательством денег из граждан.
Эти слова вызывают чувство тревоги у представителей гражданского общества. Без изменения конституции Бакиев, стремясь выполнить свою популистскую программу, может легко попасть в ловушку авторитаризма, следуя по стопам Акаева. В течение многих лет после распада Советского Союза в 1991 г. Акаев считался наиболее просвещенным из среднеазиатских лидеров, а Кыргызстан называли "островком демократии". Начиная с 1999 г., когда исламские боевики начали в регионе партизанские действия, Акаев, как и другие руководители государств Средней Азии, взял на вооружение авторитарные методы.
Некоторые активисты НПО, в том числе Эдиль Байсалов, глава Коалиции "За демократию и гражданское общество", говорят, что наблюдают признаки продвижения администрации Бакиева в этом тревожном направлении. Например, критике подвергаются чрезмерные расходы на празднества, связанные с инаугурацией Бакиева и оцениваемые в 500 000 долларов. В интервью 9 августа кыргызскому еженедельнику "Эркин Тоо" Байсалов отметил, что многие кыргызские СМИ передают в эфир и публикуют материалы, в которых все чаще раболепствуют перед президентом. "Мы не должны их [администрацию Бакиева] хвалить, а если мы видим недостатки [в их работе], нам следует говорить им об этом в лицо", – заявил Байсалов.
Конституционное совещание состоит из 114 членов, которые набираются из рядов политических партий и неправительственных организаций. Десять членов КС, включая Бакиева, являются членами правительства. Совещание провело несколько заседаний, однако так и не достигло консенсуса по вопросу о правильном балансе полномочий между ветвями власти. На заседаниях КС обсуждались вопросы о расширении состава парламента, о лишении депутатов и некоторых чиновников правительства иммунитета, а также о том, как сделать более прозрачным процесс назначений в судебно-правовой системе. КС поставил также в повестку дня обсуждений кардинальный вопрос, касающийся политического устройства страны: должен ли Кыргызстан быть парламентской или президентской республикой.
Остается неясным, когда совещание завершит свою работу. Марат Султанов, депутат парламента и член КС, заявил на пресс-конференции в июне, что процесс изменения Основного закона может затянуться на долгие годы. "Принимать Конституцию поспешно нельзя, но и не следует растягивать это дело до 2010 г.", – сказал Султанов. "Мы должны четко осознавать, что в октябре 2009 г., когда будут новые выборы президента, у нас должна быть принята новая конституция... Всем заранее должны быть известны правила ‘игры’".
По мнению аналитиков в Бишкеке, некоторые депутаты не желают перемен, считая, что поправки с необходимостью поставят вопрос о досрочных парламентских выборах. Легитимность нынешнего парламента остается предметом споров со времени мартовской революции. Обвинения в подтасовке результатов парламентских выборов, первый тур которых прошел в феврале, стали причиной акций протеста, завершившихся смещением Акаева.
Кроме того, интерес общества к изменению конституции явно снижается. После нескольких месяцев потрясений большинство кыргызских граждан чувствуют усталость от постоянных политических маневров и теперь озабочены прежде всего решением личных экономических проблем. Независимый наблюдатель за процессом выборов из Оша Элдор Халматов заявил EurasiaNet, что "низкая явка избирателей на июльских президентских выборах свидетельствует о том, что люди устали от политики".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |