Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Узбекский фактор кыргызской политики

29.08.2005. Вечерний Бишкек

Азамат Тынаев

На днях Генеральная прокуратура Узбекистана распространила заявление, в котором содержатся обвинения в адрес Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Высший надзирающий орган соседней страны расценил действия международной организации по перемещению из Кыргызстана андижанских перебежчиков в третьи страны как защиту террористов и преступников.

Таким образом, узбекское руководство, а именно за ним нужно признать авторство вышеприведенного обращения Генпрокуратуры, недвусмысленно обозначило позицию по проблеме своих беженцев. Оно не только подтвердило неприятие инициативы о проведении международного расследования андижанской трагедии, но и перешло в информационное контрнаступление. Нет никакого сомнения, что при этом главную надежду Ташкент возлагает на новых союзников по ШОС - Китай и Россию, постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые взяли на себя роль "политической крыши" Узбекистана.

Настораживает то обстоятельство, что в обращении негативным образом трактуются и действия кыргызских властей. А в совокупности с акциями УВКБ все они "дискредитируют благородные цели и назначение столь авторитетной международной организации", как отмечается в документе. Что же именно не понравилось Ташкенту в действиях кыргызских властей?

Невозможность возвращения всех беженцев была очевидной, и официальные лица соседней страны неоднократно подчеркивали, что не претендуют на решение их дальнейшей судьбы. Камнем преткновения стали 29 активных участников андижанского мятежа, по определению правоохранительных органов соседей- "опасных преступников, рецидивистов, лидеров религиозно–экстремистской организации "Акромийлар". Именно в их отношении Генеральная прокуратура Узбекистана направила в июне генпрокурору Кыргызстана ходатайство о выдаче.

Далее между родственными структурами двух государств была достигнута договоренность о создании совместной следственно–оперативной группы для расследования причастности обвиняемых к инкриминируемым деяниям. Наша Генеральная прокуратура даже развернула широкую пропагандистскую пиар–кампанию, цель которой состояла в том, чтобы склонить–таки общественное мнение Кыргызстана к необходимости выдать перебежчиков правительству соседней страны. Демонстрировались по телевидению и видеоматериалы, присланные узбекскими коллегами. В них все обвиняемые запечатлены с оружием и действительно мало похожи на мирных беженцев. Некоторые из них, кстати, с ним и пересекли госграницу.

Но дальше все проходило так, как это становится для нашей страны почти традиционным - под знаком непоследовательности и бардака.

Представители международных организаций, совершив ряд кавалерийских блицвизитов и пораздавав по–хозяйски указания нашим руководителям, сократили требуемый Ташкентом список до 15 человек. Да и тех готовятся вывезти в третьи страны. Таким образом, мы дали повод соседям упрекнуть нас в нарушении своих предыдущих решений.

На последнем заседании Совбеза КР генпрокурор Азимбек Бекназаров предложил решить вопрос с оставшимися беженцами как политический или, уже в сердцах, призвал немедленно выдать их правоохранительным органам Узбекистана. Президент настоял на том, что проблему нужно решать позже и не здесь. Все прекрасно понимают: злополучные сидельцы Ошского СИЗО давно являются предметом торга. Непонятно только одно - почему от широкой общественности скрывают все его перипетии?

Понятно, в любом случае Кыргызстан неминуемо что– то проиграет. Выберет гуманизм - останется без газа. Помнится, еще при Акаеве, в момент очередного напряжения узбекско–кыргызских отношений, была прекращена подача газа, хотя именно на тот период никаких задолженностей по нему не было. Но причина той стороной была найдена - какая–то авария. Так что мы должны помнить, что узбекское "голубое топливо" - для нас не товар, а показатель нашего рейтинга привлекательности.

А если предпочтение будет отдано газу - жди показательной порки Кыргызстана Евросоюзом и НАТО с вялотекущими финансово–штрафными санкциями, а то и чего похуже. В этой ситуации нашему руководству не позавидуешь. Тем более оно должно сейчас продемонстрировать свою связь с народом и дать ему возможность высказать свое мнение. Все равно тяготы ухудшения отношений с теми или другими выносить ему. В президентской резиденции–то, небось, да и в крутых особняках политэлиты проблем с газоснабжением, и не только с ним, не будет. А народу что, голодать так голодать, холодать так холодать, не впервой. Но хоть будем знать, за какую такую хрень!

А вообще укоренившаяся практика излишне конспиративного ведения нашими властями что внешней, что внутренней политики начинает порядком надоедать. Частично это можно понять, ибо в условиях неполной демократии, которая у нас была, оппозиция непременно приобретает черты некоего ордена меченосцев, привыкшего функционировать в условиях полуподпольного существования. Но вчерашняя оппозиция - сегодня легальная власть, и поэтому нужно быстрее избавляться от "шпионских" привычек.

Не дай Бог, поколошматят наших "бонз" в дипломатической драке, как потом оправдываться будут? "Не шмогли"? А такая вероятность есть, поскольку и у Узбекистана на руках сильные аргументы. Например, ссылка на Женевскую конвенцию 1951 года и Закон Кыргызской Республики "О беженцах" от 22 апреля 2002 года, в которых прописана невозможность предоставления политического убежища совершившим тяжкие уголовные преступления.

Как бы там ни было, принятие того или иного решения определит особенности нашего положения и поведения на международной арене на несколько лет вперед. Оставаться вне игры нам не позволят. Но политика Запада может завтра диаметрально измениться, а сосед останется тот же. Например, протерев щеку после пощечины Ташкента, Вашингтон обратил свой сладострастный взгляд в сторону Астаны. Никто уже и не вспоминает о "казахгейте". Встретился надысь Дональд Рамсфелд с Касымжомартом Токаевым (министр инодел РК) - и все! Теперь для США Казахстан - "достойный партнер на международной арене и надежный союзник в глобальной борьбе с терроризмом и экстремизмом".

А второго союзника Штаты ищут уже по другую сторону Узбекистана. Глава Центрального командования США генерал Джон Ф. Абизейд встретился с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым по "широкому спектру вопросов региональной безопасности". А в остальном, я имею в виду открытые обвинения многих режима Туркменбаши в оголтелом тоталитаризме, для Америки теперь - "ноу проблемс".

Ну что тут сказать? Чудны дела твои, дипломатия!

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ