Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Уважаемые участники конференции! Мы рады вас приветствовать. Сегодня мы приступаем к обсуждению темы в рамках заявленной повестки. Мы назвали нашу конференцию «Параллельное СНГ». Эту конференцию проводит Институт стран СНГ совместно с четырьмя университетами: Приднестровским университетом, Арцахским университетом, Южно-осетинским и Сухумским университетом. Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства». Я скажу несколько вступительных слов, и дальше мы предоставим участникам право говорить, выступать, будем спорить, будем соглашаться или будем оппонировать.
Прежде всего, я хотел бы начать с того, что в 91-м году, то есть четырнадцать лет назад, прекратил свое существование Советский Союз – государство, в котором большинство из нас жило, работало, как и большинство сегодня населяющих все послесоветское пространство. Распад Советского Союза, системы социализма оказался чрезвычайно важным событием, которое определило ход мировой истории – кто-то может сказать «к сожалению», для кого-то, вероятно, распад Советского Союза был успехом и радостью. Во всяком случае, после распада Советского Союза, как мы знаем, союзные республики приобрели независимость. И с тех пор существует на постсоветском пространстве содружество независимых государств и три государства Прибалтики, которые с самого начала не стали участвовать в этом содружестве: Литва, Латвия, Эстония. Но если мы ограничимся только этим, когда будем анализировать существующее на постсоветском пространстве, то мы, конечно, выступим плохими экспертами.
Все мы знаем, что распад Советского Союза хоть и не сопровождался такими масштабными катаклизмами, как, скажем, распад Югославии, тем не менее, он сопровождался и кровопролитием, и стрельбой, и убийствами, и конфликтами. И как минимум в четырех таких зонах конфликтов после того как эти конфликты перешли в более мирную фазу (не были исчерпаны, но прекратилось прямое вооруженное противостояние), возникли государства, которые мы сегодня и пригласили. И университеты этих государств, к участию в этой конференции. Можно говорить, что они являются непризнанными. Это Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская республика и Нагорно-Карабахская республика.
Прошло уже пятнадцать лет. Сами конфликты, как мы помним, разворачивались примерно в одно время. Конфликт в Абхазии произошел в открытой форме в августе 92-го года, в Приднестровье к этому времени уже была, к сожалению, целая история конфликта. События начались в 88-м, 90-м годах; в 92-м произошла наиболее яркая вспышка этого конфликта, наиболее кровопролитная.
Что касается Южной Осетии, то там еще в период существования Советского союза, была напряженность и были принесены первые человеческие жертвы. А волнения в Нагорном Карабахе, требования самоопределения Нагорного Карабаха сопровождали все последние годы Советского Союза и стали одним из заметных явлений периода перестройки – заметных, будоражащих и не находящих себе ответа в рамках Советского Союза.
Прошло, таким образом, уже более пятнадцати лет. История этих непризнанных государств и конфликтов, которые их породили, которыми сопровождалось появление этих государств, старше истории самого распада Советского Союза, и старше, может быть, многих признанных государств как таковых. И, конечно же, за это время происходили важные изменения, которые мы сегодня будем анализировать. Но кроме вопроса о признании или непризнании существующих государственных формирований, которых я назвал, - надо отметить, что все это время жизнь не стояла на месте, простая человеческая жизнь. Рождались, умирали, женились, разводились люди. Они имеют свое человеческое право на счастье, которое совершенно не обязательно должно зависеть от высокой политики или тонких и деликатных моментов урегулирования в зонах конфликтов. Прежде всего, этим обстоятельством мы руководствовались, когда предложили провести конференцию. Или, если быть совершенно точным, согласились с предложением, которое было высказано, которое витало в воздухе, о проведении такой встречи.
Прошло много времени. Что толку, что мы на официальном уровне повторяем как дятлы все время одно и то же - что эти государства непризнанные, непризнанные, непризнанные? В этих государствах живут десятки, сотни тысяч людей. Между прочим, многие из них являются и с гордостью себя называют российскими соотечественниками. В общей сложности более миллиона человек живет в зонах конфликтов и в этих непризнанных государствах. С точки зрения государственности Абхазия, Приднестровье, Нагорный Карабах, Южная Осетия обладают многими атрибутами, которых нет на сегодняшний день по факту у очень многих государств, являющихся признанными членами Организации Объединенных Наций и так далее. Я имею в виду не только и не столько вооруженные силы – они есть, вы знаете, если бы их не было, то, вероятно, судьба этих государств сложилась бы по-иному. Не только службы безопасности, которые по необходимости существуют в любом государстве, но для непризнанного государства они играют особую роль. Я имею в виду, например, такое, на мой взгляд, всем понятное и признанное обстоятельство, как демократический процесс, который в этих государствах, несмотря на все трудности и их непризнанность прежде всего, развивается, продолжается. Проходят выборы, сменяется руководство, избираются и переизбираются на альтернативной основе руководители этих государств.
Кстати говоря, далеко не все признанные государства СНГ, в том числе и те, которые являются стороной конфликтов в случае с Абхазией, Осетией, Нагорным Карабахом, могут похвалиться такими достижениями по части демократического процесса. Мы все знаем, какие существуют проблемы у нас на постсоветском пространстве, и проблема демократического развития, подлинности демократических процедур, является одной из важных, очень важных.
Так вот, даже если с точки зрения сегодняшней картины и состояния этих государств – нельзя просто так отбрасывать их и замыкаться исключительно на воинствующей риторике. Если бы мы сегодня как эксперты, как политические, общественные деятели, поддержали бы версию, которую активно распространяют в Грузии, Азербайджане, Молдове, и включились бы в кампанию по третированию существующих непризнанных государственных образований, то этим самым мы не столько нанесли бы ущерб этим образованиям, сколько нанесли бы моральную травму населяющим эти образования людям. Об этом мы должны подумать и признать, что 15 лет – это большой срок. И то, что можно в течение года, двух, трех, в расчете на то, что что-то должно свершиться, что все происшедшее было просто недоразумением и существующие политические режимы в государствах, которые фактически распались в результате конфликтов, но при этом часть из них остается признанной и претендует на другую, которая является непризнанной, - так вот если бы мы ограничились бы этим, то, безусловно, в этом случае мы ничего бы на сегодняшний день не смогли бы больше сделать и ничего бы дальше не смогли предложить. Мы понимаем всю деликатность положения и деликатность, которая обуславливается тем, что хотя конфликты, повторяю, в основном перешли в такое мирное течение споров о будущем устройстве и так далее, но они сопровождаются при этом пропагандистской войной. И, к сожалению, хотя я говорю о том, что сегодня в Абхазии, в Южной Осетии, в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, не льется широким потоком кровь в результате столкновений между сторонами, все-таки выстрелы периодически звучат. И на этой конференции целый ряд ее предполагавшихся участников отсутствует по одной простой причине. Президент Южной Осетии, скажем, Эдуард Кокойты, который собирался принимать участие, в настоящее время находится в Южной Осетии именно потому что в ней вновь обострилась ситуация, вновь произошли захваты заложников, вновь прозвучали выстрелы. И это не прекращается все время после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили. С прошлого года мы отмечаем постоянную эскалацию напряженности в зоне южно-осетинского конфликта.
Мы прекрасно знаем о том, что Приднестровская молдавская республика живет под угрозой полной экономической, таможенной и прочей блокады. Эта блокада уже в течение нескольких лет, вопреки всем договоренностям, достигнутым на международном или двустороннем уровне, продолжается со стороны властей республики Молдова. И в настоящее время новый импульс этой блокаде или возможности такой блокады придал приход определенных политических сил к власти в Украине. Мы знаем о том, что решение о присоединении к блокаде Приднестровской молдавской республики были приняты ушедшим теперь в отставку правительством Украины. Оно просто приостановлено, но оно не отменено.
Вероятно, эти и другие вопросы, касающиеся жизни и Абхазии, и Нагорного Карабаха, и Приднестровья, и Южной Осетии сегодня найдут свое место в выступлениях докладчиков, ученых, экспертов. Но я хотел бы еще раз, завершая свое вступительное слово, отметить тот факт, что не только аудитория, но и те предварительные отклики, которые вызвала сама идея проведения конференции, нам известны.
За эти пару дней по поводу нашей конференции уже успел высказаться государственный министр по урегулированию конфликтов в правительстве Грузии господин Хаиндрава и спикер грузинского парламента очаровательная госпожа Бурджанадзе, и азербайджанская пресса во множестве комментирует факт проведения конференции. Мы приветствуем интерес к этой конференции. Любой интерес к конференции. Но я хотел бы сразу обратить ваше внимание, что мы никому не закрывали сюда двери. Здесь присутствуют представители посольств – посольство Грузии, насколько я знаю, здесь присутствует, посольство Молдовы, да и другие посольства. Посольство Румынии запросило аккредитации, наверное, здесь присутствует советник румынского посольства, который предполагал сюда придти. Я хочу этим подчеркнуть, что никакой тайны из происходящего мы не делаем. Наша конференция по целям своим является научной, а не политической, хотя мы понимаем, что мы обсуждаем в том числе и политические вопросы. Но невозможно просто запретами, отказами от обсуждения, всякими формальными обстоятельствами предотвратить обсуждение этой темы. Пятнадцать лет ограничиваться только тем, что говорить, что мы сталкиваемся здесь с непризнанными государствами, и сводить волю и желания людей к самоопределению, к независимости исключительно к проискам сепаратистов – на мой взгляд, это несправедливо, и самое главное, это не соответствует действительности.
Кроме того, я хотел бы успокоить грузинскую сторону, сказав, что «параллельное СНГ» означает параллельное сообщество непризнанных государств. Что касается паники, которая возникла по поводу того, что мы здесь собираемся создать второе СНГ, и даже более того, Государственная Дума, судя по всему к этому причастна. Не сегодня-завтра она якобы будет заниматься данным вопросом – все это преувеличение. Чем точно будет заниматься Государственная Дума – по крайней мере, пока у нее есть определенные депутаты и я себя к ним отношу – так это то, что она будет внимательно относиться ко всем голосам, которые доносятся из зон конфликтов, и внимательно следить за тем, чтобы урегулирование в конфликтных зонах не привело к поражению в правах людей, и в том числе русских и русскоязычных, которые живут в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Южной Осетии. Этим мы точно будем заниматься. Что же касается всего остального, то это сообщество непризнанных государств, поверьте, в последние годы стало складываться. Мы видим, что встречаются, общаются между собой руководители Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии и Нагорного Карабаха периодически, консультируются. Я думаю, что их на это толкает тот факт, что до сих пор признанные государства, в том числе и Россия, не предложили им ничего кроме некоторых определенных гарантий мирного существования. Эти гарантии сегодня обеспечиваются, в частности, присутствием по крайней мере в трех из четырех зон конфликтов российских миротворцев. Российская Федерация несет определенные издержки – не только финансовые, но, прежде всего, человеческие. Я имею в виду жертвы. По крайней мере, можно говорить о том, что мы платим свою цену за мир и стабильность в тех регионах, которые совсем недавно по историческим меркам оказались в эпицентре конфликта. И я думаю, то, что мы платим такую высокую цену за мир и стабильность в этом регионе, дает нам право проводить такие встречи и обсуждать положение, которое там складывается.
Мы сегодня будем целый день работать в этом зале. Завтра, как вы знаете, состоится заседание комиссии по правам человека Межпарламентской Ассамблеи Православия и Круглый стол на тему: «Обеспечение прав человека и свободы вероисповедания в зонах конфликтов». Мы посчитали, что такое соседство двух этих мероприятий вполне объяснимо, и приглашаем всех участников сегодняшней конференции, в том числе и средства массовой информации, принять участие в завтрашнем Круглом столе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |