Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Виктор Михайлов
Стрелка барометра политического напряжения на постсоветском пространстве медленно, но уверенно двигается в сторону Казахстана. После ряда тщательно спланированных и как всегда блестяще проведенных политических представлений, президент Казахстана определил дату президентских выборов в декабре этого года. Остроту нынешней предвыборной ситуации придаёт успех «революции роз» в Грузии, «оранжевой революции» на Украине и смещение свата президента, Оскара Окаева, в Киргизии.
Боязнь "оранжевой заразы" вынуждает Н.А. Назарбаева привлекать на свою сторону всех, кто может обеспечить ему поддержку на президентских выборах. В этой связи голоса русского населения, поддерживающего Назарбаева, имеют существенное значение. Властям чрезвычайно важно не допустить дальнейшего участия русских организаций на стороне радикальной оппозиции, заметно усиливающее её влияние и электоральные возможности. Этими обстоятельствами, а также желанием продемонстрировать руководству Российской Федерации симпатии к русским казахстанцам, объясняется стремление властей Казахстана заручиться поддержкой русских организаций.
8 сентября 2005 года, в Алма-Ате прошла встреча президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева с руководителями русских, славянских и казачьих общественных организаций, объединившихся в Неформальный Координационный Совет славянских организаций: И.С.Климошенко (РСД «Лад»), Ю.З.Бунаковым (Русская община Казахстана), И.П.Михайловским (Союз казаков Степного края), В.А.Овсянниковым (Союз казаков Семиречья). Тему и тон разговора задал президент сразу заявив, что, к сожалению, до сих пор в Казахстане существует «русский вопрос», хотя конституционными нормами и иными законами гарантировано национальное равенство граждан. Но в деятельности чиновников на местах существуют перехлёсты и это вызывает тревогу. По его мнению, в вопросе межнациональных отношений необходимо проводить сбалансированную политику по эволюционному принципу и выходом из этой ситуации является построение гражданского общества. В части языковой политики, по его мнению, необходимо добиться свободного функционирования в Казахстане трёх языков: казахского, русского и английского.
Затем слово взяли руководители организаций и конкретными примерами подтвердили «тревогу» президента. Так в Талгарском районом суде Алма-Атинской области, при рассмотрении дела об убийстве русской семьи казахом, делопроизводство велось и зачтение приговора шло на казахском языке. А когда убийцу оправдали, то это вызвало возмущение русской части населения посёлка и уже не только приговором, но и ущемлением их прав. Президент реагировал мгновенно и дал поручение разобраться и доложить ему лично. Так было и по всем вопросам затронутым приглашёнными. Надо отметить, что это была первая и единственная встреча Н.А.Назарбаева с руководителями общественных объединений российских соотечественников в таком формате. И сам факт её проведения подтверждает наличие в Казахстане русского вопроса.
Многие политологи считают, что «…русский вопрос в Казахстане возник сразу же после того, как Россия подарила Казахстану независимость в 1991-ом году…». На наш взгляд, русский вопрос появился ещё тогда, когда первые русские переселенцы стали осваивать земли кыргыз – кайсакской степи, то есть задолго до перестроечных времён. Разное время диктовало и разное его содержание. Русский вопрос существовал и в годы советской власти. А в начале 90-х годов прошлого столетия он обострился «…как реакция славянского населения на межнациональную политику и на все постсоветские процессы в области гражданских прав и перспектив существования славянских этносов в условиях построения этнократического государства в Республике Казахстан…»
С первых лет независимости общественные объединения российских соотечественников, и прежде всего Республиканское славянское движение «Лад» и Русская община Казахстана, формировали новое содержание «русского вопроса», которое менялось ежегодно, если не ежемесячно с изменением властями политического курса.
Изучение общественного мнения последнего времени подтвердило правильность выводов аналитиков общественных организаций в том, что наибольшую обеспокоенность русского – славянского населения республики вызывают следующие факторы:
1. непропорциональное представительство этнических групп в органах власти;
2. уменьшение часов на изучение русского языка и литературы в школьных программах, ограничивающее возможности выпускников для поступления в российские вузы;
3. сокращение радио и телевещания на русском языке и введение 50 % времени вещания на казахском языке;
4. переименования административных единиц, населенных пунктов, географических названий;
5. вывески, объявления, указатели, бланки и т.п. печатаются исключительно на казахском языке;
6. юбилеи - преимущественно в честь казахских героев прошлого;
7. форсирование программы внедрения государственного языка, когда при приеме на государственную службу требуется его знание и лицам, далеко не молодым;
8. перевод делопроизводства на государственный язык без дублирования его на русском языке.
Фундаментом «русского вопроса», как видим, является русский язык. Языковая проблема так важна для населения потому, что она охватывает сферу образования, карьеры, делопроизводства, быта, контактов с властями. Возможность сосуществования как нации. На вопрос об актуальности статуса своего национального языка 73,8% опрошенных ответили утвердительно. Наибольшую озабоченность проявили русские (82,3%) .
Таким образом, языковая проблема становится самостоятельным конфликтогенным фактором, который разделяет казахов с нетитульными этносами, прежде всего европейскими. Если раньше возможность обострения межнациональных отношений связывалась с ухудшением экономической ситуации, то в настоящее время языковая проблема выступает в числе первичных причин, вызывающих межнациональную напряженность. Под воздействием причин экономического плана она еще больше обостряется.
Русские, славянские и казачьи организации на протяжении 15 лет пытаются различными способами заставить руководство Казахстана начать решать эту проблемы, то поддерживая президента (первые годы перестройки), то становясь на сторону оппозиции. Но не первые, не вторые так и не сделали решительных шагов к решению проблемы. А оппозиция последних лет так и не определила своего отношения к «русскому вопросу».
Неустойчивость положения Назарбаева, находящегося под "дамокловым мечом" "Казахгейта", а также необходимость политической поддержки Москвы даёт шанс на то, что он может пойти на некоторые уступки русским казахстанцам, к примеру, в части либерализации языковой политики. Сами русские организации, не имеющие материальной и финансовой основы, представительства в органах государственной власти, а также устойчивых связей и контактов с РФ, не могут серьёзно повлиять на национальную политику. Доступа к официальным информационным ресурсам у них нет, как нет и людей, способных на профессиональной основе заниматься этой сложной проблематикой. Эпизодические попытки, как-то преодолеть эту информационную и политическую изоляцию, чаще всего оказывались безуспешными. Казахстанские власти, как правило, игнорируют публичные заявления, связанные с защитой прав русского населения, и действуют по принципу: собака лает, караван идёт.
Существуют серьёзные сомнения и насчёт политических оппонентов президента Назарбаева, их готовности решать проблемы русских. Казахстанская оппозиция, выступая за демократические ценности и гражданское общество, тем не менее, в своих программных документах всячески избегает национальной тематики. В руководстве всех зарегистрированных политических партий доминируют казахи, а присутствие в них русских играет всего лишь декоративную роль. Соответственно, в них сильны скрытые антироссийские и антирусские настроения, определяющие подбор кадров и идеологию казахстанских демократов.
Очевидно, что соотношение сил в Казахстане складывается не в пользу оппозиции. Она на данный момент расколота и пока ещё не определилась в организационных формах. У Назарбаева, если не произойдёт резкого изменения ситуации, чего нельзя исключить, имеются явные преимущества. И русским организациям, испытывающим давление и с той, и с другой стороны надо было делать свой выбор. В противном случае существует опасность общественно-политической деградации русских общественных объединений и исчезновения русского фактора из политического пространства республики.
Согласие лидеров русских объединений на поддержку режима Назарбаева, думается, обусловлено прагматической надеждой, используя предвыборную ситуацию, на какое-то время, как минимум, законсервировать в Казахстане "русский вопрос", поскольку в других республиках положение русских ещё хуже. А как максимум, иметь прямой выход на президентскую администрацию и добиться законодательного улучшения положения русских. Кроме всего, они рассчитывают на определённую материальную и финансовую поддержку со стороны казахстанских властей в реализации отдельных культурных проектов и создании новых региональных структур. Такая поддержка обещана.
Немаловажным представляется и то, что «сделка» с властями во многом обусловлена давлением на русские организации со стороны российского посольства. Их руководители, испытывающие острый недостаток средств, опасаются лишиться той незначительной финансовой поддержки, которая время от времени выделяется им на реализацию социальных и культурных мероприятий.
Плюсом в этой ситуации является и попытка объединения русских организаций на основе «Программных целей и задач», изложенных в заявлении РСД «Лад». (Бюллетень №128, от 01.08.05.) В нём содержатся политические условия, на основе которых может быть обеспечено реальное решение «русской проблемы» в Казахстане.
Мы уже писали, что решение русских славянских и казачьих организаций о поддержке на президентских выборах кандидатуры Н.А.Назарбаева вызвала в обществе неоднозначную оценку, а внутри самих объединений привело к незначительному расколу. Об этом – предлагаемая ниже подборка статей.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |