Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
В Минске в начале сентября прошел первый российско-белорусский экономический форум. Удивительно, что за многие годы формального существования Союзного государства подобных мероприятий никогда ранее не проводилось. Ведь еще в конце 90-х годов прошлого века Россия и Белоруссия договорились об объединении материального и интеллектуального потенциалов для создания единого экономического пространства с использованием рыночных механизмов функционирования экономики. Уже в силу этого обстоятельства минский экономический форум весьма значим для развития российско-белорусской экономической интеграции.
Экспозиция Российской национальной выставки, которая открылась в рамках работы форума, была изначально нацелена на продвижение экспортной продукции и услуг российских предприятий и организаций на белорусский рынок. На выставке были представлены научно-технические достижения и разработки из Москвы, Кировской, Курской, Омской, Саратовской, Смоленской, Свердловской, Ульяновской, Нижегородской, Челябинской областей, Мордовии, Ставропольского края, Чувашии. На открытии Российской выставки премьер-министр РБ Сергей Сидорский подчеркнул, что обе страны должны максимально интегрировать экономики. Заметим, что впервые столь высокопоставленный представитель Белоруссии заговорил о необходимости в новых совместных технологиях, которые должны прийти на смену «простым торговым связям».
В чем причина столь явного изменения подхода Минска к перспективам торгово-экономических отношений с восточной соседкой? Как представляется, она кроется, прежде всего, в крайней обеспокоенности белорусского руководства резким падением товарооборота с Россией. За первое полугодие текущего года объем товарных операций между Россией и Белоруссией был менее 7 млрд. долларов США. Напомним, что за 2004 г. торговый оборот между странами достиг 17,6 млрд. долларов (весь совокупный внешнеторговый оборот Белоруссии, для сравнения, составил в 2004 г. 30 млрд. долларов). В этом году, конечно, надеяться на повторение прошлогоднего успеха нельзя, хотя премьер-министр России Михаил Фрадков и выразил робкую надежду, что спад в торговле с Белоруссией будет «приостановлен».
Вместе с тем Фрадков признал, что на значительное замедление темпов роста товарооборота повлиял новый порядок взимания косвенных налогов по стране назначения, на который Россия и Белоруссия по инициативе Кремля перешли с 1 января 2005 г. Минск, между тем, в дни работы форума еще более усложнил продвижение целых групп российских товаров на рынок республики. Александр Лукашенко подписал декрет, согласно которому были отменены налоговые льготы (нулевая ставка НДС, освобождение от уплаты акцизов, отложенный срок уплаты НДС) для товаров, ввозимых с территории России. Это те группы товаров, для которых налоговым законодательством Белоруссии не предусмотрено освобождение от НДС и от уплаты акцизов.
Лишь с Москвой товарооборот Белоруссии продолжает расти устойчивыми темпами. Прирост во взаимной торговле регионов Белоруссии с российской столицей, по прогнозам, к концу этого года значительно превысит 1 миллиард долларов.
В целом же, по объему товарных операций с Россией Белоруссия утеряла первенство. Сегодня, например, ведущим внешнеторговым партнером России является Германия, в двусторонней торговле с которой в 2004 г. удалось приблизиться к рубежу в 24 млрд. долларов. На снижении товарооборота между Россией и Белоруссией во многом сказалась внешнеэкономическая ориентация белорусского правительства, которое посчитало российскую экономику слаборазвитой, низкоконкурентной и в силу этого стремилось в приоритетном порядке развивать торговлю с Евросоюзом. Именно в ЕС направлялись экспортные потоки товаров белорусских производителей, эта тенденция сохранилась и в этом году – 46% экспорта Белоруссии, например, приходится на страны, входящие в Евросоюз. Среди основных внешнеторговых партнеров республики сейчас числятся Германия, Соединенное Королевство, Нидерланды и Италия.
В Минске ряд руководителей российских регионов (Нижегородской, Ульяновской, Брянской и др. областей), крупных организаторов промышленности и бизнесменов из России провел встречи и переговоры с белорусскими партнерами. Однако назвать конкретными результаты этих белорусско-российских контактов пока нельзя: это, преимущественно, протоколы о намерениях, предварительные программы и планы сотрудничества. Они, с одной стороны, выглядят весьма привлекательно и ориентированы на реализацию взаимовыгодного торгово-экономического обмена, создание отдельных совместных производств. Но с другой – находятся на стадии предварительного проектирования и согласования параметров участия сторон. Даже в наиболее продвинутом и находящемся под личным контролем президента Белоруссии проекте создания «Белорусской калийной компании» с участием российского «Уралкалия» до сих пор не решен вопрос о будущей организационно-штатной структуре этой новой совместной внешнеторговой организации. Не все ясно и с определением доли участия российских акционеров «БКК» в процессе управления компанией и выработке стратегии продаж калийных удобрений.
Причины столь вялотекущего процесса сближения экономик России и Белоруссии кроются в отношении Минска к последствиям экономической интеграции. Белорусская правящая элита опасается того, что любая форма совместного хозяйственного сотрудничества с российскими партнерами будет способствовать размыванию границ суверенной Белоруссии, перераспределению властных полномочий в интересах Москвы и утере целого ряда контрольных функций. Поэтому все акторы интеграции, которые ведут к убыстрению темпов экономического развития республики, но не гарантируют сохранения национальной элитой автаркии, отметаются. Именно в силу этого обстоятельства несколько крупных и выгодных для экономики Белоруссии проектов перспективного сотрудничества с российским бизнесом, в том числе и предложенные компанией «Итера», были недавно отклонены правительством РБ.
У белорусских властей велики опасения того, что рост потенциальных обязательств Белоруссии перед Россией приведет к увеличению влияния Кремля на процесс принятия Минском экономических и политических решений. Как особые достижения белорусской модели экономики рассматриваются «реальный экономический суверенитет», финансовая и хозяйственная самостоятельность. При этом тщательно замалчивается, что «высокая степень суверенности» и экономической независимости достигнуты во многом благодаря импорту в Белоруссию российских энергоресурсов по низким ценам.
Поэтому главная озабоченность государственно-политического руководства Белоруссии связана с поддержанием высоких темпов роста импорта в республику российского природного газа и нефти. Из 165 государств, с которыми торгует Белоруссия, только Россия поставляет ей газ и нефть в огромных объемах по льготным ценам. Несмотря на многочисленные уверения белорусского правительства в том, что на предприятиях хозяйственного комплекса достигнуто значительно сокращение энергозатрат (в текущем году энергоемкость ВВП якобы снизилась более, чем на 6%), установлен режим экономии энергоресурсов, потребности экономики республики в нефти и газе с каждым годом продолжают расти. По оценкам (явно заниженным) самих правительственных чиновников через 10 лет экономика Белоруссии станет потреблять порядка 25 млрд. куб. м природного газа ежегодно. Потребности в нефти вырастут, как предполагается, до 24 миллионов тонн в год.
Поэтому правительство Белоруссии прилагает значительные усилия с тем, чтобы гарантировать поставку необходимых ей объемов энергоносителей из России по низким ценам. Кроме того, рекордные цены на нефть на мировом рынке подталкивают Белоруссию, обладающую крупными нефтеперерабатывающими предприятиями, к поиску путей увеличения импорта российской сырой нефти. Ведь преимущественно за счет продажи светлых нефтепродуктов и реэкспорта российской нефти республика в последнее время сумела заметно пополнить доходную часть бюджета и обеспечить финансовое наполнение президентских социальных программ. «Процветание» белорусской экономики и рост экспорта во многом связаны со значительным ростом объема поставок российской нефти к 2004 г. Однако в этом году все заявки правительства РБ об увеличении объема поставок российской нефти оставались без удовлетворения. Вот и накануне минского форума правительство России распространило информацию о том, что не собирается экспортировать в Белоруссию в ближайшие 15 лет более 18 миллионов сырой нефти в год. Формально это объяснили в аппарате Фрадкова недостаточной пропускной способностью существующих нефтепроводов (эксплуатационное состояние которых действительно незавидное).
Неизвестность сохраняется и по поставкам природного газа, поскольку контракт с «Газпромом» по объемам и цене на газ для Белоруссии на 2006 год до сих пор не согласован. Правительство РБ рассчитывает, что российская сторона оставит цену на природный газ на уровне текущего года – 46,68 долларов США за 1 тыс. кубометров. Кроме того, в контракт, подписание которого, как надеются в Минске, состоится в конце сентября, необходимо заложить объем газового импорта в размере не менее 20,5 млрд. куб.м. Что касается более отдаленной перспективы, то в этом плане белорусское правительство намерено вести упорную борьбу против резкого роста цен на импортируемый газ. Оно выступает за плавное повышение цены на газ поставщиками из России в «разумных пределах».
В Минске ранее к перспективам строительства Североевропейского газопровода относились критически, ряд экспертов республики считал, что соглашение по его прокладке так и не будет подписано. Однако проект международного газотранспортного консорциума, в котором могла бы принять участие Белоруссия, так и не был реализован, совместное российско-белорусское газотранспортное предприятие на базе «Белтрансгаза» не было создано (хотя это предусматривало межправительственное соглашение), дополнительную нитку газовой магистрали по территории Белоруссии Россия тянуть также не собирается. А вот как раз соглашение по строительству экспортного газопровода протяженностью 1200 км и пропускной способностью в 55 млрд. куб. м из Выборга в германский Грайфсвальд было подписано 8 сентября в Берлине «Газпромом», BASF и E.ON в присутствии канцлера Германии и президента России. Первая нитка этого газопровода (27,5 млрд. куб.м/год) будет протянута по дну Балтийского моря уже в 2007 г.
Естественно, что функционирование СЕГ, новой экспортной магистрали, отвечающей интересам исключительно России и Германии, внесет новый аспект в российско-белорусские планы развития сотрудничества в области поставок энергоресурсов, транзита российского газа через территорию республики и ценовую политику «Газпрома». Причем, все это будет происходить на фоне повышения экспортных цен на российский газ для Украины (предположительно 180 долларов/1 тыс. куб. м) и Грузии – 80 долларов/ 1 тыс. кубов. Это понимают в правительстве РБ, но пока ни один высокопоставленный чиновник в Белоруссии так и не решился прокомментировать публично берлинское соглашение по СЕГ.
И, наконец, приглашение в Минск премьер-министра России Михаила Фрадкова преследовало цель выяснить судьбу обещанного ранее, но не полученного Белоруссией федерального кредита в объеме 146 миллионов долларов США. Для поддержания курса национальной валюты республики - белорусского рубля - Белоруссия запросила еще 9 миллионов долларов. Россия, как известно, наряду с Германией, а также Кувейтом и МБРР, является основным кредитором Белоруссии. Без внешних заимствований республика, в частности, не сможет выполнить национальную программу наращивания экспорта продукции своих предприятий, которая предусматривает рост экспортных потоков более чем в 1,5 раза до 2010 года.
Решение Минска об отказе от введения российского рубля на территории Белоруссии в качестве единого платежного средства СГ с 2006 года, о чем Национальный банк Беларуси информировал буквально за неделю до визита российской делегации, объективно затрудняло переговоры с Михаилом Фрадковым по этому вопросу. Остроту проблеме добавил также крах иллюзий белорусского руководства на открытие «Банком Москвы» в 2005 г. кредитной линии в объеме 200 млн. долларов. В последнем случае «Банк Москвы» столкнулся с тем, что белорусское правительство не смогло получить в свое время для республики суверенный кредитный рейтинг, а это ведет при предоставлении кредита к дополнительным финансовым расходам по обслуживанию кредитной линии, которые не будут поняты акционерами. По поводу кредита правительства России Фрадков в итоге ничего определенного своим коллегам из Белоруссии так и не сказал, пообещав разобраться.
В целом, спад товарооборота между Белоруссией и Россией далеко не случаен, и, скорее всего, эта тенденция станет превалирующей. В предшествующий период экспортная экспансия белорусских товаров (среди которых почти нет уникальных) была обеспечена их низкой ценой по сравнению с российскими: разница цен по отдельным товарным группам достигала 40%. Но сегодня этот фактор уже перестает играть свою роль, товары российских производителей стали доступными потребителю, а по параметру «цена-качество» опережают большинство изделий белорусских производителей.
С другой стороны, тот определенный интерес, который проявлял российский бизнес к сотрудничеству с белорусскими предприятиями в конце 90-х гг., в последнее время фактически угас. Нормативно-правовая база и налоговая система республики не способствуют продвижению проектов с участием российских предпринимателей на территорию Белоруссии. Из-за низкой рентабельности предприятий реального сектора экономики Белоруссии, четверть организаций в котором вообще убыточна, ожидать прихода туда российских инвесторов также не стоит. Следует указать и на то, что внутренний рынок Белоруссии для многих российских экспортеров был искусственно закрыт – белорусским предприятиям правительство запретило покупать импортные полуфабрикаты, детали, комплектующие, машины и оборудование, если подобные товары производятся в Белоруссии.
В ближайшей перспективе Белоруссия, так и не определившаяся со своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими приоритетами, скорее всего, будет стремиться к поддержанию сбалансированной (между ЕС и Россией) структуры внешнеторговых связей. В условиях нарастания макроэкономических рисков, дисбаланса в экономике, отсутствия ресурсов для самофинансирования и положительной динамики в развитии рыночных отношений придерживаться этой тактики будет все труднее. Добиться же роста товарооборота с Россией в этом году (в Минске надеются, что его объем превысит 20 млрд. долларов) вряд ли удастся.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |